БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАУКИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ. БЕРЕСТОВА Т.Ф. ИНФОРМАЦИОННОЕ РЕСУРСОВЕДЕНИЕ: ИТОГИ РАЗВИТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА НОВОГО НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Понятие "информационные ресурсы" в настоящее время стало общеупотребительным, оно используется во всех сферах информатической практической деятельности, в том числе и в библиотеках. При разработке ресурсоцентристской парадигмы [1] у меня появилось понимание того, что сегодня фактически идёт формирование нового научного направления, которое я назвала "Информационное ресурсоведение". Информационное ресурсоведение развивается и как интегративное знание, о необходимости создания такого знание я говорила на Библиографическом конгрессе ещё в 2011году [2]. Анализ публикаций об информационных ресурсах показал, что, в конце прошлого века, в основном, осваивалась прикладная проблематика, т.е. в центре внимания были вопросы методики и технологии. К началу века уже появлялись отдельные публикации по теории информационных ресурсов, но чаще всего в них поднимались теоретические вопросы, характерные для классической науки. Наивысшие достижения изучения информационных ресурсов в этих публикациях были связаны с созданием классификаций информационных ресурсов [3-6]. При этом наработки информатиков очень часто были пронизаны отраслевой спецификой, т.к. предлагаемые классификации были составляющими отраслевого знания по экономике, правоведению и т.д. Основные теоретические вопросы о сущности явления "информационные ресурсы", о факторах и тенденциях их развития, о законах и закономерностях их функционирования в этих публикациях не нашли отражения.
А между тем, если ставится задача создания теории, то надо дать четкое определение метасистемы, как среды существования информационных ресурсов, сформулировать предмет изучения и установить рамки исследования. Кроме того, теория должна научно, а не интуитивно, выяснить связи информационных ресурсов с явлениями и понятиями "информация", "книга", "документ" и другими [7]. Обязательно должна быть предложена сущностная дефиниция информационных ресурсов, созданная с использованием родо-видовых характеристик изучаемого феномена, в которой должны быть названы их функции, также необходимо определить их структуру, очень важно воспроизвести их генезис и эволюцию, и тогда станет возможным открытие законов, объясняющих объективность возникновения, развития и функционирования информационных ресурсов. Сейчас в основе прикладной части информационного ресурсоведения в значительной мере лежат технико-технологические знания, но рассматривать информационное ресурсоведение как чисто техническое знание никак нельзя, ведь теоретическую часть любой науки нельзя создать без обращения к философским, общенаучным методам познания, кроме того включенность информационных ресурсов в качестве объекта изучения в системе документальных наук, которые развивались как гуманитарное знание, тоже обязывает нас использовать достижения социальных и гуманитарных наук в формировании нового научного направления.
В 2015 году вышла первая статья Информационное ресурсоведение как новое научное направление: постановка проблемы. [8] Далее последовали и другие статьи [9-14], в которых было проведено обоснование необходимости комплексного и интегративного изучения информационных ресурсов в рамках самостоятельного научного направления. В этих статьях обосновывались научные рамки нового направления, его структура, определялись основные концепты и их взаимоотношения с понятиями смежных наук, были сделаны заявки о выявлении сущности, свойств и функций информационных ресурсов, о создании научных дефиниции основных понятий, об определение метасистемы и среды функционирования информационных ресурсов.
Безусловно, теоретическим основанием учения об информационных ресурсах является теория информации. Современная оценка развитости знания об информации позволяет сказать нам, что это знание переживает этап развития в рамках неклассической научной рациональности. Такой вывод вытекает из-за чрезвычайной поликонцептуальности этого знания, и эта ситуация хорошо представлена в книге А.В. Соколова "Философия информации" [15]. Из-за неудовлетворенности уровнем познания феномена "информация" пришлось заняться разработкой собственной концепции, которая была названа адаптивно-эволюционной и которая была создана на основе использования потенциала постнеклассической научной парадигмальности [16] .
Логика научного познания привела к пониманию необходимости развести понятия "информация" и "информационные ресурсы". Предлагаем считать понятие "информация" - гносеологическим, а понятие "информационные ресурсы"- онтологическим. Понятие "информация" может достигнуть уровня общенаучного понятия, и даже может быть доведено до научной категории. Понятие "информационные ресурсы" - это понятие которое широко используется в практической деятельности и надо, чтобы оно стало обычным и однозначно понимаемым в прикладных исследованиях. В рамках адаптивно-эволюционной концепции были предложены сущностные дефиниции информации и информационных ресурсов. Вот эти определения: «Информация – это средство адаптации субъекта к окружающему миру (природному и социальному) через созданные/присвоенные смыслы, выраженные коммуникативными знаками». «Информационный ресурс – это целенаправленно созданная информация, обладающая потребительской ценностью и реализующая адаптивную инструментальную функцию через её использование в качестве средства/инструмента определенного вида деятельности или преобразователя среды обитания индивида и социума.
Для создания адаптивно-эволюционной концепции были использованы результаты, полученные при изучении свойств и функций информации и таких её видов как вторичная информация, включающая как подвиды вторично-семантическую и библиографическую информацию [17,18]. Ранее открытый нами закон о наследовании информационным феноменом свойств и функций от генетически предшествующих видов проясняет преемственность между разными видами информации и объясняет особую сложность изучения [19-21]. Безусловно, всё сказанное относится к информационным ресурсам. В процессе изучения информационных ресурсов, особое внимание было уделено тем, которые создаются на основе вторичной информации. Сопоставление сущностных характеристик и особенностей их проявления в традиционной и электронной коммуникации позволило написать статью о сущностном единстве библиографической информации и метаданных [22-25]. Сущностная дефиниция метаданных была представлена в двух вариантах: 1)Контентные метаданные, – это вторичный автоматизированный (машинный) информационный ресурс, обладающий поисковой функцией. 2) Контентные метаданные – это машиночитаемая библиографическая информация».
Все информационные феномены существуют в информационном пространстве, поэтому в теорию информационных ресурсов органично вошли основные наработки докторской диссертации об информационном пространстве [26, 27], которое я определила так: «Информационное пространство – это материально-духовный конструкт, обеспечивающий сосуществование и взаимодействия разных способов социальной коммуникации, среди которых наиболее значимыми являются устная вербальная и документальная коммуникации». Конечно функционирование информационного пространства и входящих в него информационных ресурсов, причинно-обусловлено действиями объективных Законов. Ранее мной уже была опубликована статья о законах формирования информационного пространства [28]. Но сейчас удалось подготовить новую статью, в которой использована собственная рефлексия по этому вопросу, а также включены положения публикаций о законах и закономерностях, написанных учеными, работающими в таких науках как информатика, документология, библиотековедение, библиографоведение. Но пока эта статья не опубликована.
На основании разработанной теории может быть решен и вопрос о создании методологического раздела информационного ресурсоведения. Пока можно очень коротко перечислить методологические подходы, которые могут быть востребованы при дальнейшем развитии данного научного направления. Это познавательные инструменты, которые широко использовались в рамках неклассической науки: системный, деятельностный, синергетический, модельный и относительно новые парадигмальный, пространственный.
Итак, информационное ресурсоведение характеризуется как интегративное знание. На сегодня рассмотрены теоретические подходы, связанные с определением рамок нового научного направления и его связей с другими дисциплинами, изучающими информацию и документальные коммуникации. В рамках теории информационного ресурсоведения выявлена сущность информации и информационных ресурсов, даны их дефиниции, раскрываются свойства и функции, сформировавшиеся в процессе их эволюции. Определена среда обитания информационных ресурсов, таковой является информационное пространство, данный феномен также получил свою дефиницию, кроме того, выявлена его структура и открыты законы, определяющие условия функционирования информационных ресурсов.
Все основные итоги создания теории информационных ресурсов наиболее полно представлены в монографии "Информационное ресурсоведение: теоретико-методологические основания", но она пока не опубликована. Полученные результаты могут быть использованы:
- - для дальнейших научных исследований: и теоретических, и прикладных
- - в преподавании теоретических разделов учебных дисциплин, объектом рассмотрения которых являются информационные ресурсы.
список источников
- 1. Соколов А.В., Берестова Т.Ф. Парадигмы библиографоведения: книга, документ, ресурс (очерки о прошлом и будущем библиографической науки). Челябинск, 2014.- 489 с.
- 2. Берестова Т.Ф Генетические основания интеграции библиографоведения и информатики//Библиотечные технологии: наука о мастерстве.- СПб,2010. №3 (5). С.28-35.
- 3. Бакут П.А, Шумилов Ю.П. Информационные ресурсы-вопросы теории и практики//Информационные ресурсы России.1999.№3.С.18-20
- 4. Коробкин А. Информационные ресурсы: проблемы классификации// Информационные ресурсы России. 1997.№5.С.11-12.
- 5. Информационные ресурсы и технологии в экономике: учеб. пособие / под ред. Б. Е. Одинцова, А. Н. Романова. М.: ИНФРАМ, 2013. 462 с.
- 6. Антопольский А.Б. Проблемы классификации и идентификации информационных ресурсов // Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы. 1997. № 8. С.1–11.
- 7. Берестова Т.Ф. Понятие «информационный ресурс имеет право на существование» (Рефлексия, вызванная статьей Ю.Н.Столярова «Несостоятельность понятия «Информационный ресурс») // Науч.и техн. б-ки .2017.№ 7.С.75-90.
- 8. Берестова Т.Ф. Информационное ресурсоведение как новое научное направление: постановка проблемы // Научно-техническая информация. Сер.1. 2015. №7.-С.1-9.
- 9. Berestova T.F. The properties of information as a potential of its hierarchic functioning and diversity of its types//. Scientific and Technical Information Processing. 2013. №1. С.39-45
- 10. Берестова Т.Ф. Информационное ресурсоведение и ресурсоцентристская парадигма библиографоведения // II Международный библиографический конгресс. М.,2015.
- 11. Берестова Т.Ф. Информационные ресурсы и другие элементы ресурсоцентристской библиографоведческой парадигмы// Библиография и книговедение. 2015. №6. С.46-55.
- 12. Berestova T.F. Information Resource Studies as a New Direction of Scientific Research: Formulation of the Problem// Scientific and Technical Information Processing, 2015, Vol. 42, No. 3, pp. 127–134.
- 13. Berestova T.F. The Concept of Information Resources and the Theory of Information Resources Science// Scientific and Technical Information Processing 2016, Volume 43, No 2, pp 83-87.
- 14. Berestova T F."â Informationâ and â Information Resourcesâ â Primary Theoretical Notions of Information Resource Studiesâ Primary Theoretical. Notions of Information Resource Studies"// Global Journal of Computer Science and Technology. 2017 (USA) GJCST-H Volume 17, Issue 4.
- 15. Соколов, А.В. Философия информации:учеб. пособие - Челябинск,2011. 454 с.
- 16. Берестова Т.Ф. Адаптивно-эволюционная концепция информации и информационных ресурсов как результат изучения проблемы в рамках постнеклассической науки // Моргенштерновские чтения-2018 Информационное обслуживание библиотек в меняющейся социальной среде: тенденции, новации, перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Челябинск, 2018. С.201-212.
- 17. Берестова Т.Ф. Свойства информации как потенциал ее иерархического функционирования и видового многообразия //Науч.-техн. информ. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы. 2013. № 3.С.1-7
- 18. Berestova T.F. The properties of information as a potential of its hierarchic functioning and diversity of its types// Scientific and Technical Information Processing - 2013. №1. С. 39-45.
- 19. Берестова Т.Ф. Законы формирования многоуровневой структуры информационного пространства и функции разных видов информации// Библиография. 2009. № 5. С. 32–47.
- 20. Берестова Т.Ф. Функции разных видов информации как основа многоуровневой структуры информационного пространства // Научно-техническая информация.Сер.1.-Организация и методика информационной работы.2009.№8.С.3-12.
- 21. Berestova, T.F., Functions of various information types as a basis for multilevel information space //Scientific and Technical Information Processing, 2009, vol. 36, no. 4, pp. 219-228
- 22. Берестова Т.Ф. Что скрывается за термином «метаданные»? // Вестник культуры и искусства 2017.№.1.С. 7-11
- 23. Берестова Т.Ф. Сущностное единство метаданных и библиографической информации// Научно-техническая информация Сер.I.- 2017. №2. С 1-12
- 24. Berestova T.F. The Ontological Unity of Bibliographic Information and Metadata//Scientific and Technical Information Processing 2017, Volume 44, No 1, pp 27-37
- 25. Берестова Т.Ф. Метаданные и библиографическая информация как информационные ресурсы (среда бытования, свойства, функции, дефиниции). Статья 1.От библиографической информации к метаданным // Библиография.-2017.№2.С.18-27; Статья 2// Библиография.2017- №4.С.28-46.
- 26. БерестоваТ.Ф. Общедоступная библиотека как часть информационного пространства: теоретико-методологические основания: дис. …д-ра пед. наук: 05.25.03 М., 2005. 408 с.
- 27. Берестова.Т.Ф. Информационное пространство библиотеки. М.: Либерея-Бибинформ,2007.- 240с.
- 28. Берестова Т.Ф. Законы формирования многоуровневой структуры информационного пространства и функции разных видов информации// Библиография. 2009. № 5. С. 32–47.
Сведения об авторе
Берестова Татьяна Федоровна, Челябинский государственный институт культуры, профессор, доктор педагогических наук,
Berestova.home@mail.ru
06.02.2019, 2046 просмотров.