БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАУКИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ. ВАРГАНОВА Г.В., МУТЬЕВ В.А. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СИНТЕЗ В БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Информационное общество активизирует процессы формирования новых практик по изучению трансформации, происходящих в библиотечно-транспортной отрасли. Информационные технологии привели к появлению новых форматов коммуникаций между исследователями, новые виды генерирующих знаний и его распространение в интеллектуальном пространстве библиотечного сообщества.

Библиотечно-информационная реальность, являющаяся сложным организованным и многослойным сегментом социального мира, требует наличия необходимых знаний и опыта в разработке новых предметных возможностей, поиске теоретических подходов к обоснованию их развития. Междисциплинарность, связанная со становлением постнеклассической наукой, является характерной чертой ее современного развития.

 Значимость междисциплинарного подхода отмечена в трудах классиков современной отечественной библиотечной науки: В.В. Скворцова, Н.С. Карташова, А.Н. Ванеева, М.Я. Дворкиной, Ю.Н.Столярова, В.С. Крейденко, В.П. Леонова, А.В. Соколова и др.

В ходе проведения библиотечно-информационных исследований были получены знания, полученные в рамках научных дисциплин: естественных, социальных, гуманитарных, инженерно-технических и технических решений для практических проблем, стоящих перед библиотекой, для более точного определения. перспективных векторов их развития.

Междисциплинарный синтез в силу того, что он представляет собой исторически, культурно и экономически обусловленные процессы [1], вносит вклад и обуславливает изменение науки в гносеологическом, деятельностном и институциональном планах. Он имеет отношение к понятию, в результате которого происходит объединение ресурсов и потенциалов наук и приводит их к новому качеству.

Междисциплинарный синтез не отменяет автономии каждой из наук. В основе лежат вопросы взаимодействия между дисциплинарными программами, основанными на принципах взаимного обмена идеями, концептуальными, категориально-терминологическими и теоретико-методологическими аппаратами, характерными для каждой из взаимодействующих дисциплин. Это является всеобъемлющим осмыслением предметов, отражающих противоречия в развитии социальной жизни.

Взаимодействующие науки получают дополнительный ресурс, используя который позволяет разрабатывать теоретические подходы, использовать методологические аппараты, которые требуют более глубокого рассмотрения в научных исследованиях, и не требуют решения для практических задач, а также для решения практических задач, стоящих перед библиотечно-информационными организациями. ,

Методология междисциплинарного синтеза может являться результатом формирования целостной научной картины мира, отражающей социальную реальность, которая является библиотечно-информационной сферой.

Развитие библиотечно-научных исследований, сосредоточение усилий на решении актуальных запросов общества. Одновременно следует отметить, что необходимость не только в ее когнитивных потребностях, но и в социальном заказе.

Неслучайно библиотечно-информационные исследования включают фонды (национальные, региональные и др.), Имеющие отношение к другим наукам и социальной практике. В качестве примера следует привести Российский фонд фундаментальных наук, Национальный научный фонд США, Национальный совет по гуманитарным и социальным наукам и искусству (Австралия) и др. Данные организации финансируют исследования, тематически связанные с заявленным в названии профилем, но допускают проведение библиотечно-информационных исследований в качестве структурных частей целостной исследовательской программы.

Междисциплинарный синтез повышает научный статус библиотечно-научных наук [2], расширяет и углубляет ее коммуникационные связи с другими предметными полями, что способствует активизации ее исследовательской составляющей.

Одновременно следует подчеркнуть, что все те или иные теоретические и методологические аспекты развития, которые позволяют участвовать в коммуникациях междисциплинарного характера. Более того, междисциплинарный синтез не для всех исследований является единственной и наиболее эффективной методологией, позволяющей создавать сложные или практические проблемы в практической деятельности библиотечных противоречий.

Однако есть много успешных примеров. Междисциплинарное взаимодействие библиотечно-научных наук с естественными, социальными, гуманитарными, технологическими науками стало катализатором становления библиотечного фондоведения.

Библиотечно-информационное обслуживание развивается как междисциплинарное направление, учитывающее знания психологии, педагогики, социологии, культурологии и др., И находящееся в тоже время под влиянием технологизации.

Множество вопросов, связанных с использованием социальных и гуманитарных, гуманитарных, естественно-научных и технологических дисциплин.

Эта способность вызывать активное воздействие информационно-коммуникационных технологий, вошедших в социокультурную среду и стимулирующих процесс информатизации общества. Среди них - электронная библиотека, исследование, хранение и использование электронных ресурсов, экспертная система отбора документов, хранение больших объемов информации с использованием облачных технологий и др. Междисциплинарный синтез представляет собой теоретико-методологические достижения в различных областях, позволяющие получить всеобщее понимание и разрешение научных проблем в рамках общего предметно выделенного поля.

Использование методологии междисциплинарного синтеза в библиотечно-информационных исследованиях приводит к целому ряду трудностей, успешному преодолению которых обеспечивает надежность и достоверность полученных результатов.

Требуется, чтобы вопросы, связанные с дисциплиной и необходимостью выработки общего языка. Это наличие специальных терминов, не используемых в других науках; а также наличие терминов, получающих распространение в каждой науке, но имеющих разное содержательное наполнение и др. Должны быть согласованы методы теоретического обоснования; развитие отношений к способу подтверждения научных положений и интерпретации полученных результатов, т.к. Исследователи, относящиеся к разным дисциплинам, стремятся вписать их в своеобразное дисциплинарное поле, возможность создания междисциплинарного поля, не всегда очевидного и др. Важным является также определение общих подходов к оценке результатов научной деятельности и др.

Наконец, междисциплинарный синтез требует от них знания, преимуществ и ограничений. Только в этом случае возможен успешный диалог между исследователями и консолидацией интеллектуального и культурного опыта, который был основан на различных теоретических и методологических достижениях. Это является продуктом, обеспечивающим всеобщее распространение и расширение возможностей.

В условиях использования методологии междисциплинарного синтеза возрастает роль философских знаний, которые становятся медиатором между науками.

Философия, рефлексируя по поводу фундаментальных понятий онтологии, гносеологии, аксиологии формирует начало эффективного научного поиска.

«Философия, решающие свои вечные вопросы, разработка идей и создание методов, многие из которых имеют восточно-научную науку, хотя наука способна соответствовать собственным стандартам и запросам, которые воспринимаются в философии» [3, с. 101] Философское знание, становящееся медиумом между науками во междисциплинарном синтезе, во время которого решает свои собственные задачи, реализует свой социально-преобразовательный потенциал.

 

Список литературы

  1. 1.Белокрылова В.А. Философия в современном эпистемологическом пространстве: междисциплинарный контекст / В.А. Белокрылова // Весцi Нацыянальнай акадэмii навук Беларусi. Серыя гуманiтарных навук. - 2014. - № 4. - С. 15-20.

  2. 2. Варганова Г.В. Научные исследования в библиотечно-открытой сфере: отечественные и зарубежные практики / Г.В. Варганова. - Санкт-Петербург: СПбГИК, 2018. - 208 с.

  3. 3. Мархинин В.В. Лекции по философии науки / В.В. Мархинин. - Москва: Логос, 2016. - 428 с.

  

Сведения об авторах

 

ВАРГАНОВА Галина Владимировна - доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного института культуры

МУТЬЕВ Виктор Алексеевич - кандидат педагогических наук, старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного института культуры

 

 

К оглавлению выпуска

06.02.2019, 68 просмотров.