КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. СТЕПАНОВА Н.А. СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ В МОНАСТЫРСКИХ БИБЛИОТЕКАХ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
Исторический период с кон. V по XIV в. принято называть Средневековьем. В рамках статьи мы исследуем особенности развития и применения в библиотеках систем классификации наук в указанный период. На смену античным представлениям о науке приходят нормы христианства, источником которого является Новый Завет.
Принцип рациональности становится ведущим не только в теологии, но и в средневековой европейской науке. Исследователи отмечают черты, характерные для научных воззрений эпохи Средневековья: продолжение традиций античности (выражалось склонностью к умозрительному теоретизированию), стремление к систематизации и классификации знаний, компиляция трудов античных авторов.
Как было отмечено выше, среди традиций средневековой науки были и попытки систематизации знаний. Остановимся на наиболее известных системах классификаций наук.
Одним из первых латинских авторов-энциклопедистов, который обобщил наследие античных философов и свод знаний, преподаваемых в церковных школах («семь свободных искусств»), был Марциан Капелла (ок. 284 – 330). В своем труде «О бракосочетании Меркурия и Филологии» в девяти книгах Капелла изложил систему наук в форме аллегории о любви Меркурия к Филологии. В книгах III-IX приводятся энциклопедические сведения по разным дисциплинам: грамматике, диалектике, риторике, геометрии, арифметике, астрономии и гармонии. Порядок расположения данных наук связан с античными принципами деления научных дисциплин, предложенных в период с нач. VII - сер. IV вв. до н. э. в трудах пифагорейцев и софистов (тривиум: грамматика, диалектика (логика) и риторика; квадривиум: арифметика, геометрия, астрономия и музыка) (1).
Самое знаменитое произведение философа Аниция Манлия Торкватпа Северина Боэция (ок. 480 – 525) – «Утешение философией» (Consolatio philosophiae) – первый в истории латиноязычной литературы систематический труд по светским наукам, философии и христианской теологии. Опираясь на труды Платона и Аристотеля, Боэций выделяет виды философии: теоретическую (speculativa) и практическую (activa). Подвидами практической философии являются этика, политика и экономика (2).
Главный труд средневекового учёного св. Исидора Севильского (ок. 560—636) «Этимологии, или Начала в 20 книгах» – это энциклопедия, в которой с точки зрения христианства трактуются материальные объекты и явления, причём их сущность объясняется через этимологию их названий. «Этимологии» остались незаконченными. Первым редактором этой книги был Браулон – ученик и последователь св. Исидора, которому принадлежит идея разделения труда на 20 книг. Из них книги I – VIII – образовательные, выстроены по ступеням восхождения ума к Богу: I – III посвящены семи свободным искусствам, IV – V – «второй философии», VI – VIII – теологии, остальные книги имеют вид энциклопедии.
Английскому ученому VIII в. Алкуину принадлежит ряд сочинений о начальном преподавании философии, математики, риторики и грамматики, которые являются частично компиляциями из Боэция и св. Исидора. Порядок расположения наук, в общих чертах повторяет схему Марциана Капеллы, с той разницей, что Алкуин добавляет астрологию и меняет место изучения предметов (4).
Таким образом, схемы научных классификаций Средневековья опирались, чаще всего, на принципы античных философов, в тоже время, религиозный постулат приоритета теологического знания начинает активно использоваться отцами Церкви при выстраивании порядка наук.
***
Примеры использования библиотечных классификаций мы находим в каталогах и описях монастырских библиотек средневековой Европы. Первые библиотеки появляются приблизительно в V – VI вв., а в IX – X вв. становятся центрами книжной культуры.
Одним из первых монастырей Европы был Виварий («Приют мысли»), основанный Кассиодором Сенатором (487 – 578). Кассиодор является автором первого пособия по формированию библиотечных фондов и управлению библиотекой. Кассиодор впервые предложил разделить «семь свободных искусств» Марциана Капеллы на две группы - тривиум и квадривиум, изменив порядок их изучения и подчинив математические дисциплины единой науке «Математике»: искусства словесные: грамматика, риторика, логика; дисциплины или науки реальные: математика (арифметика, геометрия, музыка, астрономия) (5).
Библиотека Вивария была скорее исключением из правила на фоне монастырских библиотек Европы раннего средневековья. Чаще всего фонд монастырских библиотек размещался в одном сундуке и шкафу; размещение книг в монастырских библиотеках отличалось от системы «семи свободных искусств», так как тематика литературы выходила за рамки перечисленных наук; тематика фонда носила исключительно религиозный характер (Св. Писание, жития святых, сочинения отцов Церкви, литургическая литература); редко встречались книги античных авторов (труды Аристотеля, Платона, Порфирия, Сенеки и Цицерона). Церковная цензура строго следила за составом фонда: в 325 г. был принят первый «Список запрещенных книг» («Индекс...» – «Index librorum prohibitorum») – юридический документ, в котором были зафиксированы еретические книги; в 1559 г. подобный список был впервые опубликован (5).
Библиотеки монашеских орденов получили распространение в Европе в средневековый период. Одним из первых появился орден бенедиктинцев. Его основатель, св. Бенедикт Нурсийский, в своем наставлении монахам писал об обязательном чтении Св. Писания и трудов отцов Церкви в установленное время дня.
Библиотеки монашеских орденов часто обращались к научному сообществу с просьбой составления схем классификаций для нужд своих библиотек. Классификации Боэция и св. Исидора Севильского использовались бенедиктинцами посредством изучения трудов Кассиодора, августинцы использовали схему Гуго Сент-Викторского, а доминиканцы применяли классификацию Винсента из Бове (8).
Библиотеки бенедиктинцев, в основном, использовали систему расположения литературы св. Исидора Севильского, которая была разделена на четырнадцать разделов, а принципом деления материалов был авторитет авторов: Ориген; Иларий; Амвросий; Августин; Иероним; Иоанн Златоуст; Киприан; Пруденций; Авит, Ювенал, Целий Седулий; Евсевий, Павел Орозий; Григорий; Леандр Севильский; Феодосий, Павел, Гай Валерий Катулл; Косма, Дамиан, Гиппократ и Гален (8).
Августинец монастыря Святого Виктора в Париже Гуго Сент-Викторский в 1115 г. создал схему классификации «Дидаскалии», в которой он обосновал, что философия и знания – это путь к возрождению человека. Гуго разделил знания на четыре категории, заявив, что философия подразделяется на теоретические, практические, механические и логические дисциплины. Каждая категория была разбита следующим образом: теоретические: арифметика, музыка, геометрия, астрономия; практические: философия, этика, экономика и политика; механика: прикладные науки, вооружение, коммерция, земледелие, звероловство, медицина, и театр; логика: грамматика, диалектика и риторика (8).
Монастырь Св. Доминика в Болонье был утвержден в 1216 г., а сами доминиканцы были самым ранним католическим орденом и следовали Уставу св. Августина (наиболее употребительный монастырский устав).
Винсент из Бове (ок. 1190 – 1264 гг.) присоединился к доминиканцам в Париже в 1218 г. и прожил всю оставшуюся жизнь в качестве доминиканского монаха в монастыре в Бове. Он предпринял систематическое и всестороннее изучение всех отраслей человеческого знания и изложил свои мысли в работе «Большее зеркало» (ок.1259 г.), где материальный мир представлен в категориях: наука: язык, грамматика, логика (диалектика); этика: экономика, политика, право; механика: искусство, сельское хозяйство, медицина (8).
Отдельно выделены философия, математика, включая метафизику и богословие. Труд содержит глоссарий приблизительно из 2300 грамматических терминов.
Дальнейшая судьба библиотек монашеских орденов трагична: нападения викингов IX – X вв. уничтожили монастырские библиотеки в Ирландии; из тридцати библиотек Шотландии не сохранилось ни одной.
В течение всего исследуемого периода проблемы классификации наук и литературы занимали умы как светских, так и церковных деятелей. Наибольший интерес представляет поиск новых принципов классификации знания в условиях религиозной системы образования. В период раннего средневековья происходит четкое разделение комплекса «семи свободных искусств» на тривиум и квадривиум: им противопоставляется совокупность наук о природе (медицина, право, этика и физика); в особую группу выделяют механические или «полезные» искусства; высшую ступень занимает теология. Основным принципом данной классификации является схоластический, т.е. соответствие направлению средневекового образования от подготовительного до теологического.
В позднем средневековье энциклопедические классификации разделяются на две группы. Одна придерживается традиционного деления явлений природы по библейским дням творения (схема Винсента из Бове); другая пытается логически обосновать классификацию знаний в контексте влияния Аристотеля (деление философии на теоретическую и практическую – Гуго Сент-Викторский).
Немаловажным является и теоретическое обоснование вопросов организации фондов церковных и учебных библиотек, что доказывает их роль в сохранении и трансляции знания. Библиотечные классификации, в отличие от научных (энциклопедических), носят ещё более непоследовательный характер: среди медицинских книг попадаются теологические сочинения, в комплекс грамматических наук включаются все произведения античных писателей и т.п. Чаще всего используется авторский и тематический принципы расстановки фонда, которые в точности воспроизводится в каталогах и инвентарных описях для облегчения поиска книги.
В целом, для схем расположения наук Средневековья характерно отражение церковной парадигмы знания, в то же время отсутствие системности и логичности построения делений не позволяет говорить о сложившейся системе классификации знания в современном понимании.
Список источников
-
1. Степанова Н.А. Античные классификации наук: общая характеристика / Н.А. Степанова // Культурная жизнь юга России. – 2017. – № 3. – С. 70–73.
- 2. Боэций. Утешение философией и другие трактаты / Боэций ; пер. Т.Ю. Бородай и др. – М. : Наука, 1990. – 414 с.
- 3. Исидор Севильский. Этимологии или Начала : в 20 кн. / пер. с лат. Л.А. Харитонова. – СПб. : Евразия, 2006. – 352 с. : ил.
- 4. Алкуин. Разговор об истинной философии. Энхиридион, или О грамматике. Словопрение высокороднейшего юноши Пипина с Альбином Схоластиком. Письма к Карлу Великому. О святителях и святых церкви Йоркской // Антология педагогической мысли христианского Средневековья. – М., 1994. – Т. I. – С. 302–314.
- 5. Володин Б.Ф. Всемирная история библиотек : монография / Б.Ф. Володин. – СПб. : Профессия, 2004. – 432 с.
- 6. Christ K. The handbook of medieval library history / Karl Christ. – Metuchen, N.J. : Scarecrow Press, 1984. – 492 p.
- 7. Morelli G. The evolution of the role the cataloguer: past, present, and future / Giulia Morelli. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://openaccess.leidenuniv.nl/bitstream/handle/1887/38443/Morelli_Thesis.pdf?sequence=1. – Загл. с экрана.
- 8. Guthrie L. Monastic Cataloging and Classification and the Beginnings of "Class B" at The Library of Congress these libraries and Catholic Church / Lawrence Guthrie. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/267269335_ _esc=publicationCoverPdf. – Загл. с экрана.
Сведения об авторе
Степанова Нина Анатольевна - доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности Орловского государственного института культуры; кандидат педагогических наук
06.02.2019, 1382 просмотра.