БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАУКИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ. ШВЕЦОВА-ВОДКА Г.Н. КУРС «НООКОММУНИКОЛОГИЯ» ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «КНИГОВЕДЕНИЕ, БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ И БИБЛИОГРАФИЯ»

  Говоря о задачах подготовки магистров библиотечно-информационной деятельности, многие преподаватели обращают внимание на необходимость усиления теоретической подготовки, повышение философского уровня предлагаемых курсов. Выпускники магистратуры должны быть способны обобщить изученные дисциплины, осознать место каждой в профессиональной подготовке. Особую актуальность в настоящее время приобретает вопрос о роли библиотечной и библиографической деятельности в развитии ноосферы [2; 1] и, соответственно, о соотношении специальных и информологических, коммуникологических диcциплин.

  Помочь в решении поставленных задач призван курс «Ноокоммуникология», введённый учебным планом спецальности «029 Информационное, библиотечное и архивное дело» для студентов магистратуры специализации «Книговедение, библиотековедение и библиография» в Ровенском государственном гуманитарном университете.

 Как видно из названия курса, объединяющим началом в нём послужила теория коммуникации. Студенты указанной специальности уже изучали основы теории коммуникации в курсе «Социальные коммуникации», который преподаётся согласно учебному плану бакалавров на первом курсе. Полагаем это решение правильным, потому что большинство специальних дисциплин практической направленности на следующих курсах опираются на основы теории коммуникации. Будущие бакалавры проходят таким образом путь от теории к практике.

  На следующей ступени образования, в магистратуре, есть необходимость обобщить изученные ранее теоретические и практические курсы, показать их единство и мировоззренческое значение.

  Как известно, существует много наук, объектом изучения которых является коммуникация. Это логика, лингвистика, психология, педагогика, социология, семиотика и другие. Ближе всех к наукам документально-коммуникационного цикла — информатика, теории массовых коммуникаций, рекламы и связей с общественностью. Учебные дисциплины, излагающие основы теории коммуникации, получили такие названия, как «Социальные коммуникации», «Коммуникология». По содержанию их можно охарактеризовать как «общую теорию социальной коммуникации», что нашло отражение в учебных изданиях А. В. Соколова [3; 4] и Ф. И. Шаркова [5].

 Учебный курс «Ноокоммуникология» является одним из итоговых в подготовке магистров специальности «029 Информационное, библиотечное и архивное дело». Содержание курса раскрывает теоретико-методологические принципы ноокоммуникологии как комплекса наук о социальных информационных коммуникациях.

 Эта учебная дисциплина усиливает мировоззренческую и теоретическую профессиональную подготовку магистров в контексте современных достижений коммуникологической мысли.

 Цель учебной дисциплины — ознакомление студентов с теоретическими основами ноокоммуникологии как науки, углубление знаний в отрасли общей теории ноокоммуникологии.

 Задачи учебной дисциплины: расширить представление студентов о предмете общей теории ноокоммуникологии, её соотношении с другими научными дисциплинами документально-коммуникационного цикла; осветить основные этапы институционализации ноокоммуникологии как научной дисциплины; раскрыть статус общей теории ноокоммуникологии как метанауки и междисциплинарной сферы знаний; рассмотреть современную терминосистему ноокоммуникологии; раскрыть сущность основных составляющих ноокоммуникологии.

 В результате изучения дисциплины студенты должны знать: эволюцию взглядов на ноокоммуникологию как науку; историографию ноокоммуникологии, её основные персоналии; определения базовых ноокоммуникологических терминов; основные направления развития системы социальных коммуникаций.

 Среди умений, приобретаемых в рузультате изучения курса — умение самостоятельно и свободно ориентироваться в теоретико-методологических принципах ноокоммуникологии; обосновывать собственное мнение относительно дискуссионных проблем ноокоммуникологии; применять знание основных составляющих ноокоммуникологии.

 Главные навыки, получаемые студентами как результат изучения дисциплины — способность определять вклад ведущих ученых в институционализацию ноокоммуникологии как науки; критическая оценка современных концепций ноокоммуникологии как научной дисциплины, анализ преимуществ и недостатков современного понятийного аппарата ноокоммуникологии.

 В курсе предполагается рассмотреть следующие темы: «Понятие “нооосфера” как важная составляющая ноокоммуникологии»; «Понятие “информация” в ноокоммуникологии»; «Социальная информационная коммуникация как объект ноокоммуникологии»; «Инфосфера и информационные ресурсы»; «Массовые коммуникации в ноосфере общества»; «Научные коммуникации и информатика»; «Документосфера и документальные социальные институты»; «Библиосфера как часть документосферы».

 Почти каждая из названых тем достаточно обширна, является предметом изучения самостоятельных научных дисциплин, а иногда и не одной, в связи с чем может быть детально раскрыта в других учебных курсах. Назначение курса ноокоммуникологии состоит в том, что он призван обобщить знания, представляемые в отдельных дисциплинах, показать их взаимосвязь и взаимозависимость.

 В целом ноокоммуникология представляет собой комплекс научных дисциплин, которые изучают функционирование в обществе нооинформации.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Куманова А. Библиосфера — Инфосфера — Ноосфера: Неклассическое ноосферное библиографоведение (Проблема историографии кристаллизации форм генезиса международной универсальной библиографии ІІІ в. до н.э. — ХХІ в.: Кадастр) / А. Куманова // Библиография. — 2018. — № 6. — С. 50—78.

2. Соколов А. В. Ноосфера и библиотеки / А. В. Соколов // Науч. и техн. б-ки. — 2017. № 9. — С. 71—82.

3. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации : учеб. пособие / А. В. Соколов. — СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2002. — 461 с.

4. Соколов А. В. Социальные коммуникации: учебник для бакалавров по направлению 071900 «Библ.-информ. деятельность» / А. В. Соколов. — СПб. : Профессия, 2014. — 288 с.

5. Шарков Ф. И. Коммуникология: основы теории коммуникации : учебник / Ф. И. Шарков. — М. : Изд.+торг. корпорация «Дашков и К°», 2010. — 592 с.

Сведения об авторе

Швецова-Водка Галина Николаевна, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры документальных коммуникаций и библиотечного дела, Ровенский государственный гуманитарный университет, com

К оглавлению выпуска

библиотековедение

06.04.2019, 891 просмотр.