ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ. САВОВА Ю.С. РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ БИБЛИОТЕКИ КАК «ТРЕТЬЕ МЕСТО», ИЛИ КАК ПОНИМАТЬ БИБЛИОТЕКУ КАК «ЧЕТВЕРТОЕ МЕСТО» В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ
В библиотечной профессиональной среде концепция о библиотеке как «третье место» в жизни общества относительно хорошо принята. Поэтому мое внимание привлекло развитие концепции библиотеки как «третье место» до принятия библиотек как «четвертое место». Это случилось благодаря блогу выдающегося французского библиотекаря и библиотековеда - Бертрана Каланжа (Bertrand Calenge), который, к сожалению, умер в начале 2016 года (3). Бертран Каланж известен в России в отличие от Болгарии (1). Результаты его уникального профессионального блога были отражены в самостоятельной книге в 2018 году (4).
В материале под названием «Библиотека «пятое», «шестое» место и т. д.» Бертран Каланж выразил несогласие с этой концепцией и открыто ее иронизировал. В то же время он подчеркивает, что у него всегда были сомнения относительно концепции библиотеки как «третье место» и библиотеки “learning center”, поскольку большую часть своей профессиональной карьеры он посвятил библиотечным фондам и документальным политикам. Понятия «третье место» и «learning center», по его словам, часто пренебрегают эти коллекции, а иногда и документальные политики. Но после долгого чтения, исследований и личных контактов он в некоторой степени принял эти концепции из-за их актуальности. Это не относится к библиотеке как «четвертое место» и особенно онлайн библиотек «четвертого места». Как пишет Бертран Каланж, узнав о публикации Виктории Перес-Лабурдет (Victoria Pérès-Labourdette) на тему библиотеки как «четвертое место» он, мягко говоря, озадачен (7). По его словам, автор использовала одновременно понятия «третье место» и «learning center», которые адаптировала к представлению библиотек как «четвертое место», не будучи полностью правильными по своей сути. Так можно достичь к выводу, который открывает новый горизонт для библиотеки как места для социального обучения и восприятия. Эта библиотека называется библиотекой "четвертого места". Это, по словам Каланджа, дает ей некоторые возможности в контексте дигитализации пересмотреть различные примеры, которые доказывают ее тезис с единственным акцентом на дигитализацию, без тщательного рассмотрения каким образом новый подход меняет сущность библиотеки. Это так ли на самом деле? Хорошо, когда есть открытые дискуссии и разногласия по исследовательским проблемам. Таким образом, можно достичь полезного развития. На самом деле, я решила рассмотреть эту тему после того, как концепция библиотеки «четвертого места» приобрела в конце 2015 года и политического смысла. В ноябре 2015 года во французской прессе появились заголовки, такие как «18 предложений для библиотеки «четвертого места» с продленным рабочим днем» (6). Речь идет о докладе сенатора Сильви Робер (Sylvie Robert) об адаптации и продлении рабочего времени для пользователей публичных библиотек во Франции. Доклад был написан по заданию министра культуры и коммуникаций того времени Флёр Пельре́н (Fleur Pellerin) в связи с необходимостью увеличения рабочего времени публичных библиотек во Франции. Последнее значительно повышает роль и значение библиотек во французском обществе и приводит к увеличению рабочих мест и активности в публичных библиотеках. Концепции библиотек «третьего» и «четвертого» места серьезно освещены в докладе Сильви Робер, в связи с обоснованием расширения рабочего времени с читателями.
Но что на самом деле подразумевается под библиотекой «четвертого места» и почему она становится настолько важной в доказательстве необходимости продления рабочего времени для публичных библиотек, и это приводит к повышению значимости библиотек в обществе? Насколько прав Бертран Каланж в своей критике?
Библиотеки как «четвертое место» в жизни общества
В своей публикации «Библиотека «Четвертое место» - физическое и / или онлайновое пространство для социального обучения: новая модель для циркуляции знаний", раскритикованная Каланжем Виктория Перес - Лабурдет, хотя и довольно фрагментарно, рассматривает библиотеку «четвертого места» через рассмотрения понятий «третье место» и «learning center» (7).
Концепция библиотеки как «четвертое место» появляется в связи с регистрацией podcast-а «Maurice Coleman’s biweekly T is for Training podcast» - http://recordings.talkshoe.com/TC-24719/TS-377456.mp3. В его создании участвуют шесть библиотекарей, экспертов и пользователей библиотек:
Maurice Coleman, Harford County (MD) Public Library;
Stephanie Zimmerman, Library System of Lancaster County (PA);
Paul Signorelli, Paul Signorelli and Associates (CA);
Jill Hurst-Wahl, Syracuse (NY) University;
Julie Strange, Maryland Ask Us Now (MD);
«Walter Salem», Rutgers U. Library User.
Maurice Coleman работает библиотекарем в публичной библиотеке Хартфорда, штат Коннектикут. По мнению участников в этом podcast-е библиотека «четвертое место», где ни находилась, является местом, где люди приходят и уходят, и где есть возможность для передачи знаний, а также апгрейд того, чтобы другие могли дать и внести свой вклад. Это место, где единственным правилом является учиться и обучаться. В последующие годы, создатели этого podcast-а продолжают развивать тему «четвертого места» и его потенциальные перспективы связи с теорией Рэя Олденберга (Ray Oldenburg) о «третьим местам». Виктория Перес - Лабурдет считает, что библиотека «четвертое место» представлена своими создателями как смесь между библиотекой «третье место» (место для встреч), библиотека «learning center» (место обучения и исследований) и Fablab (место что-то сделать).
По словам Виктории Перес - Лабурдет, которая в то время была аспирантом и желала развивать и навязать свою идею в научной, профессиональной и общественной сфере еще в процессе ее разработки и утверждения, создатели этой концепции заложили основу физической библиотеки «четвертого места». Цель ее исследования - развить гипотезу о онлайн-библиотеке как «четвертое место», иллюстрируя ее рядом конкретных примеров, связанных с библиотеками, а также с образованием и издательским делом. Таким образом, по ее мнению, будет представлена фактическая конвергенция, отсюда и появление интереса и желания французских публичных библиотек создавать онлайн-библиотеки "четвертого места".
Онлайн-библиотека «четвертого места», базируется на оцифровке и возможностях информационных и коммуникационных технологий. Это место для совместной работы и обучения, доступное со всех цифровых терминалов - компьютеров, планшетов, мобильных телефонов ... Это не просто копия или зеркало физической библиотеки, но она добровольно удаляется от нее, чтобы предложить доступ к другим пространствам. В этом случае необходимо сохранить миссии публичных библиотек, одновременно вводя новые области и возможности для развертывания и экспериментов в Интернете.
Я думаю, что позиция и несогласие такого долго работающего библиотекаря, как Бертран Каланж, который всю жизнь занимался с реальными библиотеками, вполне понятна.
Конечно, нужно отделить и должное внимание Виктории Перес - Лабурдет, которая фактически продвигает концепцию библиотек как «четвертое место» и как подразумевается она первая, которая вводит ее в профессиональном и научном пространстве Франции, пытаясь ее развить и надстроить. Ее высокая активность и участие в образовательных программах приводят к определенным результатам.
Уже упоминалось, что концепция библиотеки «четвертое место» в 2015 году также приобрела политическую значимость и, в определенной степени, легитимирована в публичном пространстве Франции. Это стало возможным благодаря уже упомянутому докладу французского сенатора Сильви Робера по заказу министра культуры и коммуникаций Флёр Пельре́н.
В обширном докладе представлен анализ изменившейся общественной ситуации, связанной с увеличением свободного времени части трудоспособного населения и отсутствием четкого таково свободного времени для определенных больших групп населения. То есть существует дуальное общество не только с точки зрения работы, но и с точки зрения досуга. По этой причине в современном обществе существует напряженность, связанная с так называемым неравенством во времени в плане отдыха и работы. Поэтому необходимо создавать общественные пространства, воссоздающие социальные связи и объединяющие город или поселок во всех их многообразиях. В 21 веке библиотека могла бы стать одним из таких мест.
Без особого теоретизирования в докладе выделено особое внимание библиотекам как «третье» и «четвертое» места. Указывается, что некоторые библиотеки и в настоящее время играют роль "третьего места". Но большинство из них, хотя и имеют потенциальные возможности открыться обществу во всем его многообразии и стать местом встреч и обмена идеями, не являются таковыми из-за недостаточного рабочего времени для работы с читателями. По этой причине проблема рабочего времени библиотек не только культурная. Она гражданская и демократическая. Это проблема, связанная с существованием общества.
В докладе, хотя и вкратце подчеркивается, что в контексте библиотеки как места для образования и знаний, какая она по определению, ее оригинальной особенностью является сохранение книг независимо от их формы - материальной или дематериализованной. Я обращаю внимание на этот факт, чтобы увидеть, что все-таки, хотя кратко в докладе положено старание представить библиотеку в полном объеме. Тем не менее, главная политическая задача в этом случае состоит в том, чтобы продлить рабочее время публичных библиотек во Франции и их способность работать по вечерам, а также по субботам и воскресеньям, а также получить адекватное финансирование (85 млн. Евро), чтобы сделать это возможным.
И если, согласно докладу, библиотека «третье место» все-таки существует и могут быть приведены различные примеры, библиотека «четвертое место» предстоит случиться. Завтра публичная библиотека может стать «четвертым местом», а именно местом свободы выражения и культуры. Различные конференции, дебаты, публичные встречи, связанные с общественными проблемами и так-далее могут даст другое измерение этому месту культуры и знаний. Таким образом, библиотека получит новое гражданское измерение, связанное с пониманием политики в самом широком смысле. Это будет реальное место для сообщества.
Мы видим, что, несмотря на большую политическую нагрузку, понимание Сильви Робер о библиотеки «четвертого места» значительно ближе к определению ее как места для социального обучения и обмена. Кроме того, это явно связано с понятием библиотеки «третье место».
Заключение
Концепция библиотек как «третье место» была хорошо принята в библиотеках и библиотекарями в начале XXI века. Ее успешное внедрение и развитие в современном обществе конкуренции чрезвычайно полезно, особенно для публичных библиотек. Даже появление концепции библиотеки «четвертого места», основанной на библиотеке «третьего места», говорит об устойчивости последней. Сможет ли распространиться концепция библиотеки «четвертое место» - это вопрос времени и обсуждения. На практике эту концепцию создали библиотекари. Хотя с некоторыми изменениями, ее использование в качестве политического оружия в докладе Сильви Робер во Франции, однако, было успешным. Можно извлечь от этого урока. Попытки развития концепции продолжаются, хотя и без успеха развития концепции о библиотеке «третьего места».
Список источников
1. Каланж, Бертран. Можно ли определить библиотековедение? // Б и б л и о т е к о в е д е н и е. - 2001.- №1. - С. 76 – 87
2. Савова, Юлия. Библиотеките като „трето място” в живота на съвременния човек и предизвикателствата в България // Б ъ л г а р с к а библиотечно – информационна асоциация. ХХІ. Нац. конференция на ББИА – 2011. Благоевград. Потребностите на информационното общество и библиотеките: хармония и конфликт. – София, 2012, с. 15-22.
3. Bertrand Calenge : carnet de notes. https://bccn.wordpress.com4. Calenge, Bertran. La bibliothèque cinquième lieu, sixième lieu, etc.// carnet de notes. https://bccn.wordpress.com/2012/06/
5. Calenge par Bertrand, parcours de lecture dans le carnet d’un bibliothécaire: Du blog au book / Jérôme Pouchol (dir.) Presses de l’enssib. 2018 // https://books.openedition.org/pressesenssib/2178
6. Jost Clémence. 18 propositions pour une bibliothèque 4e lieu aux horaires d'ouverture élargis. http://www.archimag.com/bibliotheque-edition/2015/11/03/18-propositions-bibliothèques-4e-lieu-horaires-elargis
7. Pérès-Labourdette Lembé, Victoria. La bibliothèque quatrième lieu, espace physique et/ou en ligne d'apprentissage social. Un nouveau modèle de circulation des savoirs: Livre blanc. Agence Gutenberg 2.0. http://www.enssib.fr/bibliotheque-numerique/documents/56998-la-bibliotheque-quatrieme-lieu-espace-physique-etou-en-ligne-d-apprentissage-social.pdf
8. Robert Sylvie. Rapport à Madame la Ministre de la Culture et de la Communication sur l’adaptation et l’extension des horaires d’ouverture des bibliothèques publiques. Juillet 2015. http://bbf.enssib.fr/sites/bbf.enssib.fr/files/images/billets/septembre2015/rapport_sylvie_robert.pdf
сведения об авторе
Савова Юлия Стефанова - кандидат наук, доцент кафедры "Библиотечные науки", Университет библиотековедения и информационных технологий – София, Болгария
библиотековедение, гражданское общество, конференции
06.04.2019, 1338 просмотров.