ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КУЛЬТУРЕ И ОБРАЗОВАНИИ. ДИНЕР Е.В. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ
В настоящее время проблема развития интереса к чтению является междисциплинарной и на протяжении многих лет не теряет своей актуальности. Она активно обсуждается в научных трудах, авторы которых изучают как теоретические, так и эмпирические аспекты процесса чтения в контексте преобразований коммуникативной среды, в соответствии с новыми требованиями к информационной культуре личности [1, 2, 3, 4, 5]. Однако исследований, в которых предлагаются методы, средства, приёмы, позволяющие решить эту проблему, явно недостаточно.
Более того, обсуждение ведётся преимущественно по отношению к книге традиционной, а электронная книга остаётся в стороне. Между тем, в условиях стремительной цифровизации общества использование компьютерных устройств для чтения стало устойчивой тенденцией, поэтому необходима разработка таких методов и приёмов представления цифрового текста, которые позволили бы развить интерес к чтению и в электронной среде.
По сравнению с печатным электронный текст имеет ряд преимуществ, которые для современной молодёжи представляют явный интерес и оказываются решающими при выборе носителя информации. Это интерактивность, гипертекстовость, возможность сочетать различные знаковые системы, от символьных до мультимедийных.
Однако исследователи справедливо отмечают, что чрезмерная эксплуатация этих преимуществ может нанести непоправимый ущерб интеллектуальному развитию индивида, поскольку:
1) ориентация преимущественно на экранный образ может затруднить развитие творческого, воссоздающего воображения, отвечающего за самостоятельное создание новых образов, мысленное преобразование действительности [6];
2) чтение медиатекста ведёт к развитию «мозаичного восприятия» информации, что, в свою очередь, затрудняет формирование навыка структурировать содержание прочитанного;
3) в процессе восприятия цифрового текста происходит «сканирование» инормации, а не глубокое прониковенение в содержание текста [7].
Возникает явное противоречие: с одной стороны, подрастающее поколение проявляет интерес к чтению мультимедийного, интерактивного контента, с другой – его эксплуатация может привести и уже приводит к упадку грамотности и в конечном итоге к отказу от чтения как такового.
Преодолеть это противоречие можно с помощью таких методов представления информации, которые дали бы возможность развивать читательский интерес, используя преимущества цифровых технологий, но позволили бы нивелировать негативные последствия, связанные с восприятием электронного текста. Считаем, что их поиск необходимо осуществлять, опираясь на специфику всех сущностных составляющих электронной книги, в особенности сигнативной и синтактивной, позволяющих выявить оптимальные средства представления информации в тексте, сделать его удобочитаемым [8].
Для достиженияэтой цели необходимо: 1) найти наилучшее сочетание знаковых систем в цифровом тексте; 2) точно определить методы представления структуры и инфраструктуры книги. Выполнение обоих условий зависит от читательского адреса, психофизиологических особенностей пользователя и целевого назначения книги.
Например, чтение электронной книги, содержание которой передано преимущественно алфавитными знаками, не вызовет затруднений у взрослой аудитории, поскольку эта категория читателей способна управлять процессом мотивации и сохранять интерес к содержанию книги. Но это неприемлемо для создания книги для подростков, так как восприятие алфавитной знаковой информации с экрана компьютера отличается от восприятия печатных знаков и требует бо′льшей сосредоточенности [7]. Поэтому использование PDF-форматов электронных учебников, распространённое сейчас в школьной практике, не способствует развитию интереса ни к предмету, ни к чтению.
Создавать электронные книги для этой категории читателей необходимо: а) на гипертекстовой и интерактивной основе; б) с учётом малого объёма электронных страниц; в) используя различные знаковые системы, сочетание которых должно опираться на психофизиологические особенности пользователя. При этом необходимо обеспечить полноту и скорость получения информации, выбор эффективных средств, влияющих на взаимодействие читателя с содержанием книги. Следовательно, компьютерные технологии необходимо применять, учитывая традиции книжной культуры, где выработаны действенные приёмы, позволяющие донести до читателя смысл произведения с учётом его предпочтений и особенностей.
На электронной странице необходимо располагать самый важный материал, а остальную информацию оформлять в виде гиперссылок. Знаковая составляющая гиперссылок может быть разнообразной. Здесь предпочтительней чередовать символьную, видео- аудиоинформацию, так как изменение знаков позволяет поддерживать внимание пользователя и является мощным фактором мотивации в процессе чтения, играет не просто эстетическую роль, а дополняет аналитические и навигационные возможности, способствует образному, синтетическому восприятию текста [8]. Однако видео, аудиоинформация должна составлять меньшую долю, поскольку развитие мышления, воображения происходит в процессе восприятия символьной знаковой системы.
Эти требования и приёмы стали основой концепции электронной книги, в которой представлена повесть М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города», разработанной в рамках проектной деятельности коллективом преподавателей и студентов специальности «Издательское дело» Вятского государственного университета.
Основа концепции – историко-краеведческий принцип, который нашёл отражение в комментариях к авторскому тексту, содержащих информацию о прототипах литературных образов, а также традициях Вятской губернии середины XIX века. Комментарии выполнены в виде всплывающих ссылок, а информация в них представлена идеографическими и символьными знаками.
Этот принцип реализован также в иллюстративном комплексе книги. Автор иллюстраций – Максим Наумов, художник, ищущий в краеведческом материале глубокие обобщения, представленные в тексте М. Е. Салтыкова-Щедрина, изображающий архитектуру и быт Вятской губернии XIX века. В электронной книге иллюстрации снабжены инфографикой и всплывающими ссылками, отображающими историю обрядов, архитектурных сооружений, их современное состояние. В конце книги содержится тест-игра, выполненный в форме квеста с участием мультимедийных персонажей. Представленный таким образом электронный текст помогает осуществить связь времён, представить художественное произведение в разных плоскостях и в конечном итоге способствует развитию интереса учащихся к русской классике.
Для реализации концепции книги было разработано специальное программное обеспечение, позволившее адаптировать содержание произведения и иллюстраций к любому гаджету: персональному компьютеру, планшету, смартфону, телефону – и отображать материал без искажений.
Использование электронной книги в учебном процессе некоторых школ г. Кирова убедило нас в том, что повесть Салтыкова-Щедрина в таком формате читается с большим интересом, учащиеся получают удовольствие от взаимодействия с текстом. Особенное внимание привлекает игра-квест, но если читатель не набирает в ней нужных баллов, то вновь с желанием обращается к содержанию повести.
Таким образом, взвешенный подход к применению мультимедийных средств, может стать мощным фактором развития мотивации к чтению, помочь осуществить комбинированное воздействие на зрение и слух читателя, что создает возможность более полного усвоения содержания книги.
Список источников
1. Мелентьева Ю. П. О чтении. (Размышления о теоретических аспектах чтения). М. : Издательство «Канон+», 2014. 184 с.
- 2. Вдовина Н. М. Академические традиции в изучении проблем чтения (на примере научной и организационной деятельности НИЦ «Наука» РАН). // Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития : м-лы IX медунар. науч. семинара. М. : НИЦ «Наука», 2018. Ч. 1. С. 81-87.
- 3. Гендина Н. И. Информационная культура личности и чтение в контексте интегративного подхода ИФЛА и ЮНЕСКО к медиа и информационной грамотности. // Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития : м-лы IX медунар. науч. семинара. М. : НИЦ «Наука», 2018. Ч. 1. С. 100-104.
- 4. Собкин В. С. Чтение художественной литературы и активность сетевого общения подростков / В. С. Собкин, Е. А. Калашинкова, А. В. Федотова // Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития : м-лы IX медунар. науч. семинара. М. : НИЦ «Наука», 2018. Ч. 1. С. 494-500.
- 5. Чудинова В. П. Тенденции и содержание чтения подростков: возможности коррекции // Чтение. XXI век : коллективная монография. Челябинск, 2014. С. 108-123.
- 6. Динер Е. В., Мосунова Л. А. Развитие воображения в процессе чтения электронной книги // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. № 2. С. 34-48.
- 7. Мелентьева Ю. П. Цифровое чтение как технология обучения и образования // Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития : м-лы IX медунар. науч. семинара. М. : НИЦ «Наука», 2018. Ч. 1. С. 335-361.
- 8. Беспалов, В. М. Психология чтения. М., 2010. 198 с.
- 9. Динер Е. В. Электронная книга как категория книговедения. Киров : Радуга-ПРЕСС, 2017. 245 с.
Сведения об авторе
Динер Елена Васильевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры журналистики и интегрированных коммуникаций Вятского государственного университета; профессор кафедры библиотековедения и книговедения Московского государственного института культуры.
sautinalina@yandex.ru
информационная среда, информационная культура, чтение, Челябинск, content-analysis
06.04.2019, 1595 просмотров.