ИСТОРИЯ: ВРЕМЯ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ . САЛЬНИКОВА Л.И. А.Е.ШАПОШНИКОВ – ОСНОВАТЕЛЬ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЯ, УЧЁНЫЙ, ЧЕЛОВЕК

Александр Евгеньевич Шапошникова (1932 – 2010 гг.), доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения и книговедения МГИК  навсегда останется в истории библиотечной науки как основатель научного направления – дефектологического библиотековедения. Что может быть выше и почетнее для ученого?! Изучению главной темы его многоаспектного научного творчества «Библиотечное обслуживание инвалидов», ученый посвятил около сорока лет профессиональной жизни. Основные положения данной проблемы раскрыты в его кандидатской и докторской диссертациях,  в коллективной монографии «Российское библиотековедение: ХХ век» [12] , опубликовано 90   статей и других научно – методических материалов, составляющих почти треть его научного наследия.

 Примечательно, что немало статей написано Александром Евгеньевичем  о специалистах, которые также служили на ниве милосердия и  организации интеллектуального развития лиц с ограниченными возможностями здоровья,  среди них: А.А. Адлер, М.В. Бирючков,  Л. Брайль, А.В. Вержбицкий, В. Гаюи,  Г.П. Диянская, Д.С. Жарков, А.И. Скребицкий и др.[6]

  Сегодня Александр Евгеньевич Шапошников – общепризнанный ученый  в области дефектологического библиотековедения. Термин  «дефектологическое библиотековедение», введенный в научный оборот ученым,  первоначально не получил признания, был подвергнут критике А.Н. Ванеевым в процессе защиты докторской диссертации А.Е. Шапошниковым.

  Ю.Н. Столяров, присутствующий на защите, обратил внимание на необходимость обсуждения проблемы о месте дефектологического библиотековедения в структуре библиотековедения.    Юрий Николаевич подчеркнул, что на заседании Совета соискатель ученой степени доктора наук (А.Е. Шапошников) казалось бы, отстоял правомерность понятия  «дефектологическое библиотековедение», как самостоятельной отрасли библиотековедческого знания,  но он не опроверг   мнение А.Н. Ванеева,  считающего, что «дефектологическое библиотековедение» является лишь частной дисциплиной.  [4 с.145 -146).  Ю.Н. Столяров, взяв  из философии   триаду: «общее, особенное, единичное»,  блестяще доказал, что дефектологическое библиотековедение имеет все основания занять достойное  место в структуре библиотековедения, тем самым одобрив концепцию А.Е. Шапошникова. Сегодня этот факт никто не отрицает.   Суть обоснования термина Ю.Н. Столяровым заключается в том, что дефектологическое библиотековедение изучает особенную категорию  пользователей  - инвалидов. [4  с. 146 -147].

  Несмотря на то, что термин дефектологическое библиотековедение прочно утвердился в библиотечной науке, его определения не найдешь ни в «Библиотечной энциклопедии», ни в « Терминологическом словаре по библиотечному делу и смежным отраслям знания».   Не решен  вопрос и о месте дефектологического библиотековедения в структуре библиотековедения.       Анатолий Николаевич Ванеев в учебнике  «Библиотековедение. Общий курс» [1], раскрывая структуру библиотековедения как учебной дисциплины, рассматривает дефектологическое библиотековедение, в том числе, и сравнительное, региональное, краеведческое, специальное, « как составные части общего библиотековедения». [1, c. 34.] На наш взгляд, это неправомерно. Не отрицая того факта, что «Общее библиотековедение» является обобщающей научной и учебной дисциплиной, тем не менее более логично включить дефектологическое библиотековедение в раздел «Библиотечное обслуживание». А.Е. Шапошников  писал: «Под библиотечным обслуживанием инвалидов в монографии понимается деятельность системы библиотек, направленная на полное удовлетворение различных потребностей аномальных детей и инвалидов – взрослых в книгах и других источниках информации». [5]

 Александр Евгеньевич Шапошников   разработал теоретические основы  и методику библиотечного обслуживания слепых, глухих, слепоглухих, умственно отсталых и других категорий инвалидов, что дает нам право считать его основателем  дефектологического библиотековедения.        Принимая во внимание  мнение В.В. Скворцова,  о том, что  в структурировании  библиотековедения как учебной дисциплины сохраняется  крупный разнобой [2, с.41] необходимо  научное обоснование  целесообразной и дидактически выверенной структуры библиотековедения как учебной дисциплины.  Проблемы не решены и в структурировании библиотековедения как научной дисциплины.        

  А.Е. Шапошников  не только основатель дефектологического библиотековедения, но и создатель представительной научной школы.  Под руководством Александра Евгеньевича с 1978г. по 1990г. было защищено 12 кандидатских диссертаций по специальности  05.25.03 – Библиотековедение  библиографоведение и книговедение.   Основная проблематика научной школы А.Е. Шапошникова  этого периода заключалась: 1. В исследовании проблем  руководства чтением – 6 диссертаций (В.М. Беспалов, Н.В. Бурая, Б.С. Досумбаева, Т.Х. Ким, А.И. Софрони, С.Х. Шосаидов); 2. В изучении деятельности библиотек разных видов – 3 диссертации ( Б.В. Борисов, В.Д. Гусев, Д.Ш. Шерматов);  3. В подготовке библиотечно – информационных кадров за рубежом – 1 диссертация ( Нгуен Тхи Донг).

   Как видим, тематика исследований, защищенных в эти годы, многообразна, но диссертации  по   проблемам библиотечного обслуживания   инвалидов отсутствуют. В этом и заключается особенность  научной школы А.Е. Шапошникова. Несмотря на то, что начало становления дефектологического библиотековедения   было положено  в 60-е годы ХХ в., когда А.Е. Шапошников  защитил  кандидатскую диссертацию  «Современное состояние и перспективы библиотечного обслуживания слепых в Советском Союзе» (1964г.), дальнейшее развитие этого направления было прервано почти на 30 лет.  Защита докторской диссертации,  подготовленной А.Е. Шапошниковым  еще  в 1980г,  не состоялась в связи с тем, что издательство  не приняло к печати монографию «Библиотечное обслуживание инвалидов: история, современность, тенденции», признав ее неактуальной. В  советское время в библиотеках, к сожалению, инвалидам не уделялось должного внимания. Продолжить разработку  дефектологического библиотековедения   Александр Евгеньевич смог только в годы перестройки, опубликовав вышеуказанную книгу в 1992 г. [5]

 90 –е годы ХХ столетия - это время особого внимания к проблемам библиотечного обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья.  В этот период  были защищены кандидатские диссертации учениц А.Е. Шапошникова:  Г.П. Диянской  «Социально – реабилитационная деятельность библиотек для слепых среди рабочих» (1990 г.) и Л.В. Сучковой «Организация, особенности и перспективы использования «говорящей» книги в библиотечном обслуживании незрячих» (1990г.)       В 1993г. наконец то состоялась защита докторской диссертации  основателя  направления А.Е. Шапошникова «Библиотечное обслуживание инвалидов».  Позднее, в 1998г. последователем ученого - Г.П. Диянской,   была защищена докторская диссертация   «Принцип равных возможностей в тифлобиблиотековедении и  библиотечном обслуживании инвалидов по зрению». Таким образом, наличие в научной школе по  направлению  «тифлобиблиотековедение» 5-ти диссертаций и двух докторов наук позволяет сделать вывод о формировании научной школы А.Е. Шапошникова в области дефектологического библиотековедения, которое активно развивается в настоящее время, благодаря деятельности сотрудников Республиканской государственной библиотеки для слепых.

   В настоящее время  научное наследие А.Е. Шапошникова составляет более 300 работ,[7] в то время как в Библиотечной энциклопедии 2007 года  издания указывается только 170 названий.  Александр Евгеньевич – автор учебников, учебных пособий, созданию которых он уделял особое внимание, являясь председателем предметной комиссии кафедры библиотековедения по курсам  «Библиотечное обслуживание читателей».      Ученый участвовал в коллективной работе преподавателей ЛГИК и МГИК по подготовке  учебника для студентов библиотечных факультетов институтов культуры «Работа с читателями», под редакцией В.Ф. Сахарова. В этом учебнике А.Е. Шапошниковым написана одна из основных глав, объемом 1,4 п.л.:  «Организация работы абонемента и читальных залов». [10] Поражает, насколько тщательно готовились к его изданию,  над рукописью которого работали с 1975г.  по 1981гг.

Подготовка высококачественного учебника требовала не только постоянной деловой переписки, телефонных переговоров, но и частых поездок Александра Евгеньевича совместно с Екатериной Модестовной Нагловской только на одни сутки в Ленинград. Учебник был напечатан тиражом 36 000 экз., (фантастическая в наши дни цифра), удостоен премии   на конкурсе научных работ, более 15 лет  служил основным профессиональным изданием в деле подготовки кадров для библиотек.

  В постсоветский период, прежние учебники по специальности  «Библиотековедение и библиография» потеряли актуальность. Перемены, происходящие в стране после 1991 года,  связанные с отказом от прежней идеологии, основанной на принципе коммунистической партийности, требовали иного подхода, в том числе, и  к организации библиотечного обслуживания читателей.  А.Е. Шапошников принимал участие в подготовке нового учебника:  «Библиотечное обслуживание. Теория и методика» (1996г.) , в  котором  его перу принадлежат  введение, заключение  и  глава «Система, формы и методы обслуживания читателей», объемом 3 п.л.

 Методологической основой данного учебника стали принципы интеллектуальной свободы и демократии. Александр Евгеньевич не оставил свидетельства о своем отношении к «смене вех» в 90-е годы ХХ в., но являясь человеком своего времени, он, конечно, был подвержен влиянию коммунистической идеологии, отразившейся в его работах  до перестроечного периода. Однако еще в 1972 году при обсуждении монографии К.И. Абрамова « Библиотечное строительство в первые годы Советской власти» в Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина,  А.Е. Шапошников позволил себе смелое для того времени высказывание: «Вспоминаю окаменевшие лица участников этого обсуждения, когда я сказал, что  первые годы Советской власти  ознаменованы гибелью библиотек, развалом библиотечной работы» [6 с. 112]   

 Несмотря на то,  что Александр Евгеньевич был добрым и мягким человеком, он всегда твердо отстаивал свою точку зрения. Вспоминая о работе на кафедре библиотековедения МГИК под руководством К.И.  Абрамова, Александр Евгеньевич писал: « Тоталитарный режим требовал послушания, соблюдения определенных правил игры, нарушение которых могло привести к печальным последствиям.  «Не дразните гусей», - говорил мне К.И. Абрамов. Увы, я не всегда следовал этому совету. Это происходило тогда, когда мой внутренний голос восставал против навязываемых мне решений». [6 с.82]. В этом, был весь Александр Евгеньевич! Мне, как и другим преподавателям кафедры, приходилось не раз быть свидетелем того, как он решительно говорил «нет», когда был не согласен с какой либо неоднозначной ситуацией.

Косвенным подтверждением изменения взглядов А.Е. Шапошникова о  роли  коммунистической идеологии, на наш взгляд, может служить рецензия на учебник К.И. Абрамова «История библиотечного дела в России», изданный в 2000 -2001гг.  Александр Евгеньевич положительно отозвался о пересмотре  автором старой концепции библиотечной истории ХХ в., отметив: « Курс на создание новой парадигмы  историко – библиотечного мышления, который последовательно проводил К.И. Абрамов, означал решительный отказ от устаревших, отживших установок и положений, от пресловутых принципов классовости, партийности» [11 с.127]

 Новые методологические подходы, основанные на иных принципах, чем указанные выше и иронично названные А.Е. Шапошниковым  «пресловутыми»,  ученый применил к изучению истории чтения, опубликовав в 2001 году учебно – справочное пособие « История чтения и читателя в России (IХ –XX вв.) [8]. В книге впервые в отечественном библиотековедении  представлен процесс развития российской читательской публики с позиций эволюционизма и  в соответствии с  конкретными историческими условиями.  На примере истории чтения и читателей в России Александр Евгеньевич объективно показал, «что поступательное в целом движение допускало и срывы, искажение перспективы». [7с.4]  

  Подготовка учебников и учебных пособий – это конечно важное, но не единственное направление его научно - педагогической деятельности .    Круг интересов Александра Евгеньевича был чрезвычайно широким,  о чем ярко свидетельствуют   работы конца ХХ в. - начала ХХI в.  В этот период ученый увлеченно продолжает читателеведческие исследования. Особенно ярко написаны статьи, посвященные читателям пушкинской поры, читательским дневникам и альбомам для стихов, чтению узников  Ипатьевского дома, в частности, императора Николая II, русским читателям за рубежом. Особенно интересен цикл статей о чтении  Иисуса Христа. [6 с.167 -220]

 Александр Евгеньевич Шапошников оставил нам  не только научное наследие, но и светлые воспоминания о нем как педагоге и человеке. Александру Евгеньевичу  посвящено около 25 статей, в которых освещаются не только основные направления его научно – педагогической деятельности, но и раскрываются отличительные черты его характера. Особо следует отметить  книги, изданные его сыном – Кириллом Александровичем Шапошниковым – заведующим библиографическим отделом Государственной публичной исторической библиотеки [6, 7] 

 Вся  жизнь Алесандра Евгеньевича Шапошникова  – служение идеалам добра и милосердия.  Неслучайно заголовки статей, посвященных ученому – библиотековеду,  носят названия: «Служение милосердию», «Продолжение милосердия», «Самое золотое сердце», « Традиции профессионального служения». Принципиальность, сочетающаяся с альтруизмом – одно из ярких свойств  неординарной личности А.Е. Шапошникова.  Ученому также присущи такие  качества как: энциклопедичность знаний, широкий научный кругозор, высокая профессиональная компетентность, добросовестность,  гуманизм, стремление помочь людям, демократичность и тактичность по отношению к другим, требовательность к себе, честность и бескомпромиссность. Яркое подтверждение этому -  жизнь Александра Евгеньевича, который остается в памяти коллег, друзей, учеников Человеком и Ученым с большой буквы.    

 Кафедра библиотековедения и книговедения МГИК к юбилейным датам со дня рождения А.Е. Шапошникова в 2012 г. и 2017 г. провела две научные конференции, посвященные памяти ученого и человека.

   СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. 1. Библиотековедение. Общий курс: учебник для бакалавров; науч. ред. А.Н. Ванеев, М.Н. Колесникова.- Санкт – Петербург: Профессия, 2013.- 240с.
  2. 2. Карташов, Н.С., Скворцов, В.В. Общее библиотековедение: учебник в 2-х частях.- Часть 1./ В.В. Скворцов, Теоретические основы библиотековедения.- Москва: МГУК, 1996.- 90с.

3.Сальникова, Л.И. Александр Евгеньевич Шапошников: интеллектуал, интеллигент, индивидуальность (1932 -2010) // Библиотека в контексте истории: материалы 9-й международной научной конференции, Москва, 3-4 октября 2011г./  составитель М.Я. Дворкина.- Москва: Пашков дом, 2011.- С.316 -320.

4. Столяров, Ю.Н. Структурирование библиотековедения как научной дисциплины и предмета преподавания //Книга: Исследования и материалы: сборник 68/ составитель А.П. Толстяков.- Москва: ТЕРРА, 1994.- С.135 -159.

5.Шапошников, А.Е. Библиотечное обслуживание инвалидов: история, современность, тенденции.- Москва: Оптимист, 1992.- 210с.

6. Шапошников, А.Е. Воспоминания. Избранные статьи последних лет. Материалы к библиографии / составитель и автор вступительной статьи К.А. Шапошников.- Москва, 2010.- 220с.

7. Шапошников, А.Е. Воспоминания библиотековеда /А.Е. Шапошников. Александр Евгеньевич Шапошников (1932 -2010) – основоположник отечественного тифлобиблиотековедения: к 80 – летию со дня рождения: биобиблиографический указатель /составитель К.А. Шапошников.- Москва: Российская государственная библиотека для слепых, 2012. – 241с.

8.Шапошников, А.Е. История чтения и читателя в России (IX – XX вв.) : учебно - справочное пособие для библиотек всех систем и ведомств.- Москва: Либерея, 2001.- 80 с.

9.Шапошников, А.Е. Новое учебно –методическое пособие // Научные и технические библиотеки, 2001.- № 6.- С. 107 – 111.

 10. Шапошников, А.Е. Организация работы абонемента и читальных залов // Работа с читателями: учебник / научный редактор В.Ф. Сахаров.- С.253 -265.

11. Шапошников, А.Е. Последний учебник К.И. Абрамова // Научные и технические библиотеки, 2001.- № 11.- С.82 – 86.

12. Шапошников, А.Е. Развитие дефектологического библиотековедения // Российское библиотековедение: ХХ век. Направления развития, проблемы и итоги. - Москва: Пашков дом, 2003.- С.315 -330.  

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Сальникова Любовь Ильинична - кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотековедения и книговедения Московского государственного института культуры

К оглавлению выпуска

библиотековедение

06.05.2019, 122 просмотра.