РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ И ПРАКТИКОВ. ИЛЬИНА О.А. НЕМЕЦКИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ В МУЗЕЙНЫХ ФОНДАХ РОССИИ

     Сегодня в отечественном музееведении тема иностранных библиографических пособий развита не так хорошо, как хотелось бы. В то же время эта малоисследованная область заслуживает особого внимания, так как иностранные библиографические пособия являются частью интереснейших, зачастую, уникальных коллекций культурных ценностей. Ярким примером могут служить немецкие библиографические издания по искусству.

   Музейное дело возникло в Германии несколько раньше, нежели в других странах Западной Европы. В сравнительно короткие исторические сроки предметы искусства, приобретаемые знатными родами страны, стали рассматриваться владельцами не только как дорогостоящее, роскошное украшение дома, но и как источник просвещения, воспитания личности. При этом, музеи классического типа возникли в Германии не сразу: немецкое музейное дело прошло непростой трехвековой путь от личных «вундеркамер» и «кунсткамер» правителей XVI века, открытых для избранного круга ценителей, до крупных, мирового уровня собраний предметов искусства, доступных для всех желающих.

      Эпоха Просвещения, с ее неизбывным интересом к античной культуре, способствовала стремительному, хотя и несколько неравномерному развитию германских музеев. Причиной тому можно считать долгий период внутриполитической раздробленности, преодоление которого началось только со второй половины XVIII века. Уже к середине XVIII столетия в ряде германских государств возникли первые «предмузейные» коллекции, сформированные по научному принципу. Тогда же появились первые каталоги и описания частных собраний предметов искусства.

      Первый общественный музей появился в Германии сравнительно поздно (по сравнению с Англией, Францией или Италией). Им стал Старый музей (Altes Museum) в Берлине, открытый в 1830 году. Для сравнения, Британский музей возник в 1753 году, Лувр - в 1793, а Капитолийский музей - в 1471 году.

     Основой собрания стала личная коллекция предметов искусства короля Фридриха Вильгельма III, переданная им в общественное пользование. Несмотря на определенное хронологическое отставание от других стран по времени открытия публичных музеев, XIX век (в особенности, его вторая половина) стал «золотым временем» для германского музейного дела. Именно в это время устанавливаются тесные контакты с коллегами из других стран, появляются новые формы музейных библиографических изданий. Среди них можно выделить следующие типы:

  1.    Универсальные каталоги коллекций. Данный тип издания освещал как частные, так и, собственно, музейные собрания живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры. Нередким явлением были каталоги «смешанного типа», когда в описание собрания публичного музея добавлялись «вкрапления» предметов из частных коллекций, которые передавались для временной или постоянной экспозиции, оставаясь в собственности частного лица. Что касается справочно-библиографического аппарата таких каталогов, то он чаще всего представлял собой алфавитный указатель или же вовсе отсутствовал.
  2.     Каталоги дворцовых интерьеров. Данный вид музейных каталогов стал особенно популярен по мере развития фотографии. Несмотря на то, что лидерами в создании подобных справочников были французы, немецкие интерьерные каталоги выполнялись на чрезвычайно высоком уровне.
  3.     Тематические каталоги, а также справочники музейных и частных собраний. Наиболее распространённый вид библиографических пособий. Они могли быть иллюстрированными или не содержать иллюстраций, могли быть выполнены как в книжной форме, так и в виде комплекта репродукций с приложенной брошюрой-описанием. Последний вид чаще всего использовался для описания коллекций живописи и графики «старых мастеров» (Alter Meister) Германии и немецкоязычных стран. Тематические каталоги и справочники также широко применялись при описании коллекций античного ваяния и керамики. Другой сферой их применения могло быть языкознание, например, изучение древнегреческого языка при одновременном описании собрания керамики. Ярким примером может служить справочник по «надписям любимца» Die Griechischen Vasen mit Lieblingsinschriften, изданный в 1898 году в Лейпциге. Видные немецкие ученые-филологи, такие как Пауль Кречмер, использовали формат музейных справочников и каталогов для публикации собственных исследований (Die griechische Vaseninschriften ihrer Sprache untersucht, Gutersloh, 1894) по структуре греческого языка.
  4.    Путеводители. Такой тип библиографического пособия имел двоякое назначение. С одной стороны, он мог служить по своему прямому назначению, то есть ориентировать путешественника в музее (путеводители, как правило, имели краткие аннотации на основные, наиболее ценные экспонаты), либо служил кратким справочником-пособием для музейного работника. Последний способ применения был особенно ценным в том случае, если издавался путеводитель по зарубежным музейным собраниям. В качестве примера можно привести лейпцигское издание 1899 года Fuhrer durch die Sammlungen Klassischer Altertumer in Rom (Путеводитель по собраниям классического искусства в музеях Рима).
  5.   Персональные библиографические (биобиблиографические) справочники. Данный вид пособий можно без сомнения назвать «вершиной» музейных библиографических изданий в Германии. По мере развития немецкого музейного дела, издатели-специалисты начали создавать не только библиографические описания коллекций видных национальных художников, но и собирать биографические данные признанных мастеров. Ярким примером может служить издание Chodowiecki’s Sammtliche Kupferstiche (Leipzig, 1857), опубликованное в 2016 году силами международного цифрового ресурса Internet Archive. Это издание можно смело назвать уникальным сочетанием биобиблиографического и научно-справочного пособия, а также каталога работ (гравюр) выдающегося польско-немецкого художника Даниэля Ходовецкого.

    Уникальность данного пособия состоит в том, что справочник содержит не только биографию художника (включая даже генеалогическое древо семьи Ходовецких), описание этапов творчества, но и полное гравюрное собрание, причем каждая работа имеет подробное текстовое описание (название, материал, место хранения, детали, ссылки на литературу и т.д.) без использования самих иллюстраций.

    Любопытной особенностью многих немецких библиографических пособий (равно как и альбомов, путеводителей, каталогов коллекций и комплектов репродукций) является то, что они могли существовать как в «национальном», так и в «экспортном» варианте.  Такие издания печатались в Германии, но могли продаваться в других странах, либо использоваться на родине для иностранных специалистов. Например, каталог музыкальных инструментов Perlen aus der Instrumenten-Sammlung von Paul de Wit in Leipzig сопровождался аннотациями не только на немецком, но также и на английском и французском языках.  Также, существуют издания, на обложках которых текст написан на немецком, а титульный лист - на французском языке.

   По мере развития международных контактов немецких музеев в межвоенный период ХХ века, в справочных изданиях стали появляться аннотации и комментарии на азиатских языках. Примером такого издания служит альбом Japan, Korea und Formosa: Landshaft. Baukunst. Volksleben, изданный в Берлине в 1930 году.

    Необходимо заметить, что качество и исчерпывающая полнота немецких музейных библиографических пособий сохраняется до начала 30-х годов ХХ столетия. Приход к власти гитлеровского правительства принес серьезные перемены в национальное музейное дело. Появление сугубо модернистского «арийского» искусства как приоритетного в нацистской культурной политике и последующий политический пересмотр уже сформированных музейных коллекций привел к явной тематической однобокости новых библиографических изданий, путеводителей, комплектов репродукций, альбомов и т.п. Их упрощение, перерождение в простые «списки литературы» и «наборы репродукций» свидетельствует об определённых кризисных явлениях в немецком музейном и издательском деле. Действительно, уже с 1934 года качество библиографичеких изданий (равно, как и каталогов репродукций) падает, а их тематическое разнообразие уменьшается. Примером может служить изданное на средства производителя кофе Л. Розелиуса бременское сериальное издание 1935 г. Deutsche Kunst: Meisterwerke der Baukunst, Malerei, Bildhauerkunst, Graphik und des Kunsthandwerks (Немецкое искусство. Шедевры живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства), некоторые выпуски которого хранятся в фонде ГМИИ им. Пушкина.

     Несмотря на то, что данное издание нельзя назвать именно библиографическим, оно свидетельствует о процессе снижения качества искусствоведческих изданий. В издании широко представлены предметы эпохи Карла Великого и работы Дюрера, но чрезвычайно скудно – предметы эпохи барокко, описания и аннотации кратки и малоинформативны, полиграфия невысокого качества.

  Также можно наблюдать уменьшение тематического разнообразия репродукционных и библиографических изданий. Целесообразно дать краткий анализ такого пособия на примере путеводителя Fuhrer durch die Sammlungen Klassischer Altertumer in Rom, изданного в Лейпциге в 1899 году.

     Данное пособие также хранится в фонде ГМИИ им. Пушкина. Оно является многотомным научно-справочным изданием, в фонде музея представлен только второй том.  Принцип систематизации материала в издании следующий: справочник поделен на разделы, посвященные определенному музею в Риме. Далее дан номер фонда, в котором хранится предмет (скульптура, керамика). Затем авторы указывают название каталога собрания музея, год и место его издания, название и порядковый номер предмета. Для каждого предмета дана краткая справочная аннотация, которая содержит сведения о времени и месте обнаружения предмета, периоде его появления, стиле исполнения и месте хранения. Нередко аннотация включает имя археолога или исследователя, предоставившего информацию о предмете для каталога. После аннотации приводится библиографическое описание документов, посвященных указанному предмету искусства. Описания краткие и содержат следующие сведения: сокращенное название, год издания, издательство (опционально), том или выпуск, номер страницы в издании.

      Библиографические описания в данном пособии даются как на непериодические (однотомные и многотомные), так и на периодические издания (ежегодники, журналы), а также на аннотированные комплекты репродукций. В справочно-вспомогательной части присутствует именной указатель с номерами страниц. Его использование очень удобно и позволяет быстро найти нужный предмет, музей, издание или персоналию без просмотра всего пособия.

      В целом, очень многие немецкие музейные библиографические пособия создавались по подобной схеме. Она оправдывала себя достаточно долгое время, особенно в условиях небольшого количества изданий для музеев.

    Подводя итоги краткого обзора немецких музейных библиографических изданий, важно отметить, что их качество, проработанность и удобство использования было своеобразным образцом для искусствоведов, библиографов-хранителей коллекций и издателей в Европе. Педантичность немецких музейных библиографов позволяет с высокой долей вероятности установить состав той или иной коллекции, выяснить ее принадлежность, место и время возможного перемещения, а также узнать названия публикаций о ней. Глубокое изучение антикварных библиографических изданий Германии и немецкоязычных стран отечественными специалистами может в значительной степени обогатить российское музееведение и библиографоведение.

Список источников

1. Die griechischen Vasen mit Lieblingsinschriften [Текст]/ Wilhelm Klein.- Wien, Leipzig: Verlag Veit& Co.,1890.-196с.

  1. 2. Fotografisches Album böhmischer Alterthümer: Aus der im September 1861 auf dem altstädter Rathhause zu Prag veranstalteten ersten archäologischen Ausstellung des Vereins Arkadia [альбом репрод.] / Ferdinand Mikowec, Johann Brandeis. – Prag: Verlag Adolf Kuranda, 1862. – 38 c.
  2. 3. Kunstwerke und Geräthe des Mittelalters und der Renaissance in der kais. kön. Ambraser-Sammlung [компл. репрод.] / Eduard Freiherrn von Sacken. – Wien: Verlag L.C. Zamarski & C. Dittmarsch, [s.a.] – 1 папка (44 с., 28 отд. л. фотогр.)
  3. Originalbildwerke in Holz Stein Elfenbein usw. aus der Sammlung Benoit Oppenheim Berlin: Nachtrag [компл. репрод.]. - Leipzig: Verlag Karl W. Hiersemann, 1911. – 1 папка (6 c., 25 отд. л. фототип.); 42х33 см.
  4. 4. Photographieen aus dem Germanischen Museum [компл. репрод.]. - Nürnberg: Verlag der Literarisch-artistischen Anstalt des germanischen Museums, 1865; 34х27 см.

Сведения об авторЕ

Ильина Оксана Анатольевна - магистрант Московского государственного института культуры (направление "Библиотечно-информационная деятельность", программа "Теория и методология информационно-аналитической деятельности")

  1. beograd.pekara@mail.ru
К оглавлению выпуска

библиотеки музеи, история книги

22.05.2019, 1295 просмотров.