ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ. СМИРНОВ Ю.В., РОЖНОВ В.И. ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В РОССИЙСКИХ БИБЛИОТЕКАХ
Санкции, наложенные на Россию странами Запада, вынудили нашу страну ввести контрсанкции, что привело к политике импортозамещения, которая затронула и сферу информационных технологий (ИТ). Это было закреплено на законодательном уровне Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"» [1], [2], [3], и постановлением правительства Российской федерации от 16 ноября 2015 г. №1236 [4]
Согласно этим изменениям в законодательстве, можно выделить основные принципы импортозамещения в сфере ИТ:
- 1. использование российского программного обеспечения (ПО) вместо ПО иностранного производства;
- 2. создание Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Росреестр) [5] для уточнения происхождения ПО;
- 3. процесс перехода на российское ПО составляет 5 лет (с 2015 по 2020 гг.), таким образом до окончания переходного периода остается менее года;
- 4. согласно приложению № 4 приказа Минкомсвязи России №335 от 04 июля 2018 г. [6] использование ПО российского производства в организациях должно быть не менее 50 % в 2020 году, а именно:
- 1) ОС – не менее 50%;
- 2) Почтовые приложения – не менее 60%;
- 3) Интернет-браузеры – не менее 50%;
- 4) Текстовый редактор, табличный редактор, редактор презентаций, коммуникационное программное обеспечение, программное обеспечение файлового менеджера, органайзер, средства просмотра или офисный пакет, включающий не менее 4-х из указанных категорий программного обеспечения – не менее 60%;
- 5) Справочно-правовая система – не менее 100%;
- 6) ПО системы электронного документооборота – не менее 100%;
- 7) Средства антивирусной защиты – не менее 100%;
- 5. переход затрагивает только государственные и муниципальные учреждения, к которым относится большинство библиотек, но не касается коммерческих организаций и частных лиц;
- 6. переход не затрагивает программное обеспечение, которому нет аналогов в Росреестре.
Перемены всегда сопровождаются определенными сложностями, что является проблемой не только для руководителей библиотек, но и для сотрудников. Однако они могут сыграть важную роль в следующих вопросах:
- 1. обеспечение информационной безопасности России (например: от взлома, кибершпионажа);
- 2. независимость от ПО иностранных компаний и/или стран (например: от отказа в сопровождении или предоставлении лицензий);
- 3. снижение или даже полное прекращение пополнения бюджетов других стран;
- 4. повышение бюджетных доходов за счет возникновения новых организаций, специализирующихся на создании ПО под новые ОС, и, соответственно;
- 5. увеличение количества рабочих мест не только для программистов, но и для других специалистов (например: маркетологов, менеджеров по продажам и др.).
В библиотеках используется несколько основных групп ПО, в каждой из которых существуют аналоги ПО иностранного производства:
- системное, включающее в себя операционную систему и поставляемые с ней программы:
- - операционные системы (ОС): ROSA Linux, Astra Linux, Alt Linux;
- - текстовые и иные редакторы для чтения и просмотра файлов: Libre Office, MoйОфис, Shotwell, Viewnior, Evince, Gimp, Inkscape;
- - почтовые приложения: Mozilla Thunderbird, KMail;
- - справочно-правовая система (СПС): Консультант плюс, Гарант;
- - система электронного документооборота (СЭД): СУФД, Сбербанк Бизнес Онлайн, Электронный бюджет, 1С:Предприятие, Парус, СбиС++ Бухгалтерия, Турбо9;
- - средства антивирусной защиты: Антивирус Kaspersky, Traffic Inspector Next Generation (Smart-Soft);
- - Интернет браузеры: Спутник, Яндекс.Браузер;
- специализированное библиотечное ПО, в которое входят различные автоматизированные библиотечно-информационные системы (АБИС):
- - Система автоматизации библиотек ИРБИС64 (САБ ИРБИС64);
- - Автоматизированная библиотечно-информационная система (АБИС) «МАРК-SQL»;
- - 1С:Библиотека;
- - Автоматизированная интегрированная библиотечная система «МегаПро»;
- - Автоматизированная информационно-библиотечная система Absotheque Unicode;
- - Автоматизированная библиотечная система (АБС) «МАРК Cloud»;
- драйверы для периферийного оборудования (например: для принтеров, сканеров и др.) скачиваются с сайта производителя, однако перед покупкой нового оборудования необходимо проверить его совместимость с ОС российского производства;
- ПО для других нужд, расширяющих деятельность библиотеки (аналоги для этой группы существуют, но часто не имеют такого функционала, который предоставляется ПО иностранного производства):
- - видеоредакторы: OpenShot, PiTiVi;
- - редактор 3D: Blender;
- - ПО для организации вебинаров: отсутствует.
К сожалению, в Росреестре не отражается совместимость ПО с ОС, поэтому данный вопрос необходимо изучать отдельно для каждого закупаемого ПО. По этому критерию можно выделить 3 основных группы ПО:
- 1) ПО интегрированное в ОС – это ПО входящее в поставку ОС (например: файловый менеджер) или находящееся в репозиториях ОС (например: Blender, Scribus), которое при необходимости можно скачать и установить через пакетный менеджер;
- 2) ПО совместимое только с Microsoft Windows (например: СбиС++ Бухгалтерия, АБИС «МАРК-SQL»);
- 3) ПО совместимое не только с Microsoft Windows, но и с ОС российского производства через слой совместимости WINE или WINE@Ethersoft (например: САБ ИРБИС64, Турбо9).
Несмотря на недостаточность сведений о ПО в Росреестре, эта система является нужной и востребованной, особенно для специалистов, ответственных за закупку программ, поскольку предоставляет сведения только о ПО российского производства.
Для анализа ПО, отвечающего критериям импортозамещения, эта система активно использовалась в ГПНТБ России. С ее помощью был сформирован список аналогов для ПО иностранного производства и список приобретаемого ПО. На конец 2018 года 21% парка компьютеров ГПНТБ России переведено на Российское ПО.
Несмотря на то, что процесс импортозамещения длится уже 3 года, большинство компьютеров многих библиотек так и не переведено на Российское ПО. Основные причины этого чаще всего достаточно ясны:
- - незнание или неосведомленность руководства библиотек об изменениях в законодательстве и политике импортозамещения;
- - недовольство сотрудников библиотеки новым ПО.
Недовольство сотрудников – вполне предсказуемое явление, поскольку большинство людей относятся к определенным переменам, особенно в рабочем процессе, негативно. Такое отношение к переменам в ПО не беспочвенно и может быть оценено самим работником не только субъективно, но и объективно.
Это недовольство, также негативно сказывается на рабочем процессе и достигнутых результатах:
- - снижение производительности и скорости работы, поскольку за сменой ПО следует изменение алгоритма действий работника;
- - появление дополнительной работы из-за несовместимости старого и нового ПО, особенно форматов хранения данных, что приводит к необходимости править или даже переделывать документы;
- - увеличение нагрузки на отдел системных администраторов, за объяснениями, как работать в новом ПО.
Для снижения недовольства сотрудников, необходимо провести мероприятия по разъяснению причин перехода на Российское ПО, а также обучающие курсы и/или семинары по работе с новым ПО. Кроме того, необходимо обратить внимание работников, что на этапе изучения нового ПО скорость и производительность их работы может естественным образом снизиться.
список источников
- 1. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39838.
- 2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». URL: http://kremlin.ru/acts/bank/24157.
- 3. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». URL: http://kremlin.ru/acts/bank/37056.
- 4. Постановление правительства Российской федерации от 16 ноября 2015 г. №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». URL: http://government.ru/media/files/ac872y0wqioFnrRUeTnpGjEavWCfgEAo.pdf.
- 5. «Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных». URL: https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/.
- 6. Приложение № 4 к методическим рекомендациям по переходу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения, утвержденным приказом Минкомсвязи России от 04 июля 2018 г. №335 «Об утверждении методических рекомендаций по переходу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения». URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/prilozhenie-4_zv9z71x.pdf.
Сведения об авторах
Смирнов Юрий Викторович - научный сотрудник отдела информационно-лингвистического обеспечения Государственной публичной научно-технической библиотеки России
yu.smirnoff@gmail.com
Рожнов Владимир Игоревич - заведующий отделом системного и программного обеспечения Государственной публичной научно-технической библиотеки России
rozhnov.vova@gmail.com
ОС, Яндекс, муниципальные библиотеки, мероприятия
06.05.2019, 1572 просмотра.