НАУЧНЫЕ КОММУНИКАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУКИ. КОСИКОВА Н.В., ГОНЧАРОВА В.М., СТЕЛЛЕЦКИЙ В.И. МОНИТОРИНГ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ВИРТУАЛЬНЫХ ВЫСТАВОК НА БАЗЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ

Введение. В современных условиях деятельность ЦНСХБ нацелена на расширение репертуара предоставляемых информационных продуктов и услуг, модернизацию традиционных форм и методов работы, оптимизацию основных технологических процессов, способствующих максимально полному удовлетворению информационных потребностей и предпочтений пользователей библиотеки. Новым информационным продуктом стали виртуальные выставки, что значительно расширило возможности продвижения информационных ресурсов ЦНСХБ в Интернет-пространстве.  Текущие выставки и их архив размещены на сайте библиотеки в разделе «Виртуальные выставки» и доступны днем и ночью, для их просмотра не обязательно находится в библиотеке и к ним можно обращаться многократно.  При создании виртуальных выставок используются дизайнерские программы  -Adobe Photoshop, FSViewer, Corel DRAW. Написание кодов осуществляется на языке HTML, а также используются вставки на языке JavaScript. Анимированные вставки выполняются с помощью PhotoShop. Зрительный ряд выставки представлен: сканом обложки книги, библиографическим описанием, аннотацией, оглавлением и краткой справкой по теме выставки, а так же дополнительным библиографическим списком литературы, биографиями деятелей, которым посвящены выставки, разнообразными иллюстративными материалами (портреты, фотографии, фильмы и пр.). Созданы интерактивные ссылки от библиографической записи в электронном каталоге к страничке виртуальной выставе, где опубликован данный документ.

С внедрением интернет-технологий ЦНСХБ получила новую категорию пользователей – виртуальных, которые хотят получать как можно больше информации виртуально, не приходя в библиотеку. Переход к качественно новой технологии обслуживания диктует необходимость изучения веб-пользователей, что обусловило проведение данного мониторинга.

Изучение реальных информационных потребностей и предпочтений пользователей направлено на повышение качества информационного обслуживания. Полученные знания помогут создавать наиболее востребованные интернет-ресурсы, которые наиболее необходимые современным пользователям. Изучение востребованности виртуальных выставок учеными и специалистами АПК проводилось с целью дальнейшей оптимизации информационно-библиотечного обслуживания. В процессе проведения исследования ставились задачи: определить категории пользователей и изучить их информационные потребности; выявить и проанализировать динамику обращений пользователей к виртуальным выставкам. Впервые на основе обновленной системы показателей и усовершенствованных программных средств получения статистических данных проведено мониторинговое исследование востребованности виртуальных выставок за 2015-2018 гг. с целью их оценки, анализа и выявления возможности направленного воздействия на их дальнейшее развитие.

Методика исследования. Для изучения предметного поля исследования были проанализированы источники, отражающие использование электронных информационных ресурсов в информационном обслуживании пользователей научных библиотек [1]-[6]. Основным методом был мониторинг пользовательских запросов как комплексная система наблюдения и оценки. Агрегирование данных и формирование отчетов для дальнейшего анализа осуществлялось на основе данных журналов веб-сервера ЦНСХБ, полученных с помощью специально разработанных программных средств. Исследование проведено на основе 55 тыс. обращений пользователей к виртуальным выставкам в 2015-2018 гг.

Результаты исследования. За анализируемый период (2015-2018 гг.) журналами веб-сервера ЦНСХБ было зафиксировано около 55 тыс. посещений раздела  сайта ЦНСХБ «Виртуальные выставки». Анализ данных статистики показал, что основную часть аудитории составили удаленные пользователи - 95,6%, пользователи локальной сети соответственно - 4,4%. За исследуемый период наблюдался устойчивый рост количества обращений удаленных пользователей к данному ресурсу. В процентном выражении их количество за 3 года (2016-2018 гг.) по сравнению с 2015 г. увеличилось более чем на 85% (в 2015 г. зафиксировано 7442 визита, за 2016-2018 гг. – 44591). Показатели посещений локальных пользователей наоборот имеют отрицательную динамику (рис.1).

Рисунок 1 – Динамика обращений пользователей к сайту «Виртуальные выставки» в 2015-2018 г.

В  2015-2018 гг. наибольшим спросом пользовались выставки пищевой тематики: «Функциональные продукты питания» - 15,4% от общего количества обращений ко всем разделам «Виртуальные выставки» (54402 обращений), «Контроль качества и безопасности продуктов питания» соответственно - 11,9%, «Хлеб: технологии, качество» -  4,9%. Вторую группу по интенсивности обращений составили выставки по почвоведению и земледелию: «Адаптивно-ландшафтная система земледелия» - 4,8%, «Почвозащитные технологии в земледелии» - 4,0%, «Вермикультура и вермикомпост» - 6,4% (рис.2).

Рисунок 2 –  Распределение статистики посещений сайта «Виртуальные выставки» по тематическим направлениям в 2015-2018 гг.

В анализируемый период было опубликованно 49 выставок, которые все были востребованны. Результаты полученной статистики свидетельствуют об общей тенденции роста посещаемости  раздела сайта. Некоторые выставки (рис. 3) характеризуются положительной динамикой в течение всего периода наблюдения (выставка «Фукциональные продукты питания» - в 2015 г. зафиксировано 140 посещений, в 2016 г. наблюдается резкий рост показателей (до 1693), в 2017 г. происходит увеличение показателей в 2 раза (3186), затем темпы роста снижаются. Установлено, что наряду с высокорейтинговыми ресурсами имеются отдельные маловостребованные. Низкий показатель посещаемости ресурса может быть обусловлен различными причинами (например, ресурс недавно размещен на сайте), поэтому нельзя оценивать эффективность ресурса только по количественным показателям. В настоящее время отсутствуют  механизмы получения необходимой информации для более подробного изучения наших виртуальных пользователей, их информационных потребностей и предпочтений.

Рисунок 3 – Динамика посещений наиболее востребованных разделов сайта «Виртуальные выставки» по периодам наблюдения (2015-2018 гг.)

Следуют отметить, что наряду с общей тенденцией к росту, результаты статистики свидетельствуют о резком спаде активности посещений отдельных выставок. В 2015 г. показатель востребованности выставки «Хлеб: технологии, качество»  составлял 17% (самый высокий показатель в 2015 г.), а в 2018 г. только - 1,4%. Аналогичная картина и с выставкой «Агротуризм» - в 2015 г. – 14% (второй по значимости показатель активности посещений), в 2018 г. соответственно - 1,1%.

За анализируемый период зафиксировано около 1,5 млн. просмотров сканов книг.  Как показал анализ полученной статистики (рис. 4), количество просмотров с течением времени имеет тенденцию постоянного роста (2015 г. - 173715 просмотров, в 2018 г. уже – 566258). Прирост по сравнению с 2015 г. в общей совокупности (за 2016-2018 гг.) составил около 88%. Просмотр оглавлений книг, представленных на данном сайте, напротив, имеет тенденция к сокращению. В 2016 г. наблюдается небольшой рост, но в последующие годы идет спад (2015 г. - 23,1% от общей совокупности просмотров оглавлений (55357 документов), 2016 г. соответственно – 31,5%, 2017 г. – 24,0%, в 2018 г. – 21,3%).

Рисунок 4 – Распределение просмотров книг (сканов обложек) и оглавлений по периодам наблюдения (2015-2018 г.г.)

Анализ показал отсутствие взаимосвязи между количеством просмотренных книг (сканов) и количеством просмотренних оглавлений. Самый высокий показатель просмотров сканов наблюдается на выставке «Функциональные продукты питания» - 18,4% (от общей совокупности (1423921) просмотренных сканов), а просмотр оглавлений этой же выставки составил только 6,0%. На первом месте по количеству просмотренных оглавлений находится выставка «Обеспечение продовольственной безопасности России» - 9,2% (от общей совокупности (55357) просмотренных оглавлений), хотя по количеству просмотренных сканов ее доля составляет только 3,4% (рис.5).

Рисунок 5 – Распределение просмотров книг (сканов обложек) и оглавлений по тематическим направлениям (2015-2018 г.г.)

Таким образом, результаты сравнительного анализа показывают, что виртуальные выставки востребованны пользователми ЦНСХБ. Наблюдается стойкая положительная динамика посещаемости ресурса. В анализируемый период (2015-2019 гг.) журналами веб-сервера ЦНСХБ зафиксировано около 55 тыс. визитов на раздел сайта ЦНСХБ «Виртуальные выставки» В период наблюдения зарегистрировано около 1,5 млн. просмотров сканов книг, наблюдается существенный рост данных показателей. Просмотрено более 55 тыс. оглавлений, зафиксирован незначительный спад данных показателей (в 2018 г. их количество сократилось по сравнению с 2015 г. на 2%). Наиболее востребованными оказались выставки: «Функциональные продукты питания» (8396 посещений, 262691 просмотров сканов) и «Контроль качества и безопасности продуктов питания» (6500 посещений, 218390 просмотров сканов). Основной аудиторией сайта являются удаленные пользователи (95,4%).

Выводы Внедрение инновационных информационных технологий в выставочную деятельность ЦНСХБ является перспективным направлением, позволяющим библиотеке быть современной, востребованной и более эффективной. Итоги исследования должны послужить дальнейшему совершенствованию информационно-библиотечного обслуживания ученых и специалистов ЦНСХБ. Дальнейшее развитие виртуальных выставок будет заключаться в пополнении ее новыми документами по основным направлениям фундаментальных исследований ученых аграрной отрасли России. Особое внимание будет обращено на интерактивность, так как без обратной связи невозможно совершенствовать это важнейшее направление деятельности библиотеки, приближая его к потребностям и интересам пользователей.

Список  источников

  1. 1. Демидов Д.Д. Библиометрический анализ документального информационного потока по проблеме создания и использования электронных изданий. /Науч. и техн. б-ки.- -  №10. -  С. 29-39.
  2. 2. Леонтьев А.А. Статистика посещаемости библиотечного сайта и квантовый принцип неопределенности /Науч. итехн. б-ки – 2016 - № 4– С. 31-34.
  3. 3. Редкина Н.С. Направления развития инструментов веб-аналитики. /Науч.-техн. информ. Сер. 2. Информ. процессы и системы. 2017. №5.- С. 5-11.
  4. 4. Кулева О.В. Веб-сервисы для создания виртуальных выставок в библиотеках: преимущества и недостатки // Информ. ресурсы России. - 2015 – № 1 – С. 23-26
  5. 5. Савкина С.В. Электронные выставки библиотек: научно-методическое и технологическое обеспечение создания и оценки качества: автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. – Челябинск, 2013. – 24 с
  6. 6. Лакизо И.Г. Выставочная деятельность в цифровом формате // Основные тенденции формирования библиотечных фондов [Текст] : научно-практический семинар, Новосибирск, 29 ноября 2013 г. / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Новосибирский гос. технический ун-т ; [сост.: В. Н. Удотова, Т. В. Баздырева]. - Новосибирск : Новосибирский гос. технический ун-т, 2014. - 93, [1] с. : ил., табл.
  7. Сведения об авторах

  8. Косикова Нина Владимировна - заведующий отделом информационного обслуживания и хранения библиотечного фонда ФГБНУ Центральная научная сельскохозяйственная библиотека, Почетный работник агропромышленного комплекса России
  9. Гончарова Виктория Михайловна - зав. сектором отдела информационного обслуживания и хранения библиотечного фонда ФГБНУ Центральная научная сельскохозяйственная библиотека
  10. Стеллецкий Василий Игоревич - ведущий инженер-программист отдела автоматизации информационно-библиотечных процессов ФГБНУ Центральная научная сельскохозяйственная библиотека
К оглавлению выпуска

on-line-сервисы, Челябинск, content-analysis

02.08.2019, 1298 просмотров.