СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ: ИЗУЧАЕМ, АНАЛИЗИРУЕМ, ПРОЕКТИРУЕМ. САВИЧ Л.Е. СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ: БИБЛИОТЕЧНО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Социальное здоровье, определяемое нами с позиций библиотечно-информационной теории и практики как многокомпонентная система, интегрирующая индивидуальные и общечеловеческие ценности, установки и мотивы поведения в социальной среде [1], является результатом сбалансированных процессов социального развития, социальной активности, социализации, адаптации к физическим и социальным параметрам среды и к инновациям, одним из факторов, обусловливающих эффективность функционирования любой социально-экономической системы.
Социальное здоровье личности – это гармония, сбалансированностиь личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенность семейным и социальным статусом, соответствие жизненных стратегий социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям). Утверждения эти в полной мере относятся и к старшему поколению, которое, наконец, оказалось в центре внимания государства и общества, подтверждением чему являются Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, Национальный проект «Демография», Федеральный проект «Старшее поколение», прошедший при поддержке Министерства здравоохранения РФ 13-16 февраля 2019 г. Форум «Здоровое общество. На пути к цели 80+». Ставятся амбициозные цели: увеличение не только продолжительности жизни, но и продолжительности здоровой жизни, снижение уровня смертности, создание системы непрерывного образования. В частности, в ходе дискуссий указывается на то, что одна только система здравоохранения не решит проблему долголетия - нужно правильно инвестировать в систему образования, повышать доходы и качество жизни в целом, думать о социальной сфере как об эффективных инвестициях средств, знаний, технологий, энергии общества для того, чтобы достичь реальных результатов [3].
Современные геронтологи опровергают стереотипные представления о неизбежности и необратимости ухудшения здоровья и функционального состояния человека с возрастом, а также о сокращении социальных связей и активности пожилых людей. В наши дни старость рассматривается как завершающая стадия развития человека с присущими ей особенностями. Современная модель старости определяется не только увеличением периода жизни человека, но и позитивным изменением ее качества, включающем в себя значительные возможности индивидуально-личностного развития в пожилом возрасте. Эти возможности следует рассматривать как потенциал, а то, в каком объеме этот потенциал может быть реализован, определяют условия окружающего мира.
Учитывая эти реалии, цивилизованное человечество признало одной из гуманистических и культурных задач современного общества – обеспечение достойной старости его членам, что означает не только организацию социального обеспечения и медицинского обслуживания, но и создание условий для удовлетворения потребности старшего поколения в личностном развитии. То есть благополучное старение должно измеряться степенью удовлетворенности пожилого человека качеством своей жизни, которое напрямую зависит от того, насколько он может реализовать свои материальные и духовные потребности.
С учетом демографической ситуации и изменениями приоритетов социальной политики в России все более актуальным становится поиск решений для создания условий активного долголетия. Приобщение людей «третьего возраста» к здоровому и активному образу жизни, творческой и общественной самореализации, компьютерной, финансовой и юридической грамотности – не только ответ на потребности общества, но создание основы для дальнейшего гармоничного развития, вовлеченности населения в экономическую, социальную, культурную жизнь этого общества. Следовательно, возникает необходимость в оптимизации и стимуляции интеллектуальной и физической активности, развитии творческих способностей старшего поколения.
В пожилом возрасте происходят изменения познавательных способностей человека – снижается скорость выполнения физических и умственных операций, изменяются функции памяти, происходят специфические изменения в эмоциональной сфере человека -неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. В этот период пенсионеры нуждаются в поддержании собственного самосознания, самооценки, в общении и психологической адаптации. Врачи констатируют прогрессивный рост психических, особенно пограничных психических расстройств, что связано с перенапряжением психоэмоциональной сферы и истощением адаптационных механизмов. Но эти проявления характерны в большинстве случаев не больным, а вполне здоровым личностям, которым просто нужна помощь в преодолении названных барьеров, и зачастую это помощь не врача.
К старшему поколению относятся разные люди - от относительно здоровых и крепких до обремененных недугами, выходцы из самых разных социальных слоев, имеющие разные уровни образования, квалификации и разные интересы.
Рассматривая проблему дезадаптации под таким углом зрения, видим, что при ее решении необходимо и возможно искать в сфере досуга, использовать потенциал культуры и искусства, в том числе библиотеки и творческого вуза широкого профиля, каким является вуз культуры. Не случайно в Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года обучение и информационная доступность для граждан старшего поколения рассматриваются как эффективный механизм поддержки социальной активности граждан старшего поколения: «В целях удовлетворения духовных и культурных потребностей граждан старшего поколения представляется важным формировать условия для организации их досуга, вовлечения в различные виды художественного и прикладного творчества» [2].
В пожилом возрасте в большинстве случаев изменяется структура жизнедеятельности - из нее могут полностью выпадать образовательная и профессионально-трудовая сферы, а бытовая - значительно сокращаться из-за прогресса в медицинском и бытовом обслуживании. Именно таким «лекарством для души» людей старшего поколения может и должна быть современная библиотека. Социальная работа сегодня понимается шире, чем только деятельность служб социального обеспечения, важной и значительной является не только материальная, но и моральная, психологическая поддержка нуждающихся в ней. В этом смысле деятельность библиотек, строящаяся на принципах гуманизма и обеспечивающая социальное согласие, обнаруживает с теорией социальной работы общность положений о развитии жизненных сил человека и поддержании его психологического состояния.
Вопросами обслуживания старшего поколения в той или иной форме публичные библиотеки занимались всегда. Европейские и американские библиотеки начали активно и целенаправленно работать с пожилыми людьми еще в пятидесятые годы двадцатого века, уделяя внимание не только организации их специализированного и приоритетного информационно-библиотечного обслуживания, но и повышению образовательного уровня и социальной активности старшего поколения. Широкое распространение в зарубежных библиотеках получило волонтерское движение пожилых людей (к слову, в России только начинает развиваться движение «серебряных волонтеров»).
Обладая большим потенциалом знаний, необходимым количеством свободного времени, а главное – желанием приносить пользу, пожилые принимают активное участие в работе библиотеки, в реализации разнообразных образовательных и культурно-досуговых библиотечных программ. Множество отечественных библиотек разрабатывают специальные целевые программы, находят новые формы работы с этой читательской аудиторией, развивают и укрепляют партнерские связи с органами власти и государственными структурами, привлекают единомышленников и добиваются значительных успехов. Ни у кого уже не вызывает сомнения, что современные библиотеки способны содействовать решению проблемы социализации старшего поколения, стать наиболее доступными в том числе образовательными центрами для старшего поколения. В экономически развитых зарубежных странах пожилые люди в настоящее время по праву причисляются к самой активной и наиболее быстрорастущей аудитории пользователей Интернет. В последние несколько лет и российские библиотеки стали уделять большое внимание организации обучения людей «третьего возраста» основам компьютерной грамотности и работе в глобальной сети Интернет для поиска необходимой информации и для общения в социальных сетях, пользования электронными государственными услугами и услугами интернет-магазинов, для досуга и хобби. Провайдеры подтверждают факт постоянного увеличения количества пожилых, подключающихся к Интернет.
Публикации в специальной печати и сайты библиотек позволяют утверждать, что библиотеки предлагают этой группе пользователей достаточно большой ассортимент библиотечных, информационных, культурно-досуговых и образовательных услуг. По мнению библиотекарей, в скором времени встанет вопрос о создании специальных отделов, основной задачей которых будет организация целенаправленной работы с пожилыми пользователями.
Сегодня признано, что одним из эффективных средств социальной адаптации является оздоровление средствами искусства, так называемая арт-терапия. Она и диагностирует состояние человека, и лечит, и приносит то глубокое позитивное «ощущение себя», которое называется «счастьем» потому, что удовлетворяет самую главную фундаментальную потребность человека — потребность в самоактуализации.
Арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Через пение, художественное творчество и танец люди взаимодействуют друг с другом и переживают чувства, невозможные в повседневной жизни.
Одним из методов самовыражения личности, стимулирующий её творческий потенциал, является танцевально-двигательная терапия с характерным для неё использованием приемов и движений, не препятствующих полной свободе пластических действий. Танцевальная терапия представляет собой особую категорию досуга для граждан преклонного возраста, позволяющая им не только продолжать самореализовываться, но и находиться в гармонии с собственным миром. Положительный эффект танцевального воздействия обеспечивается тем, что весь процесс обучения танцу проходит на положительном эмоциональном настрое. Эмоционально-физическое раскрепощение, возникающее в процессе выполнения человеком танцевальных движений, влечет перемену душевного и физического самочувствия индивида.
Терапия вокалом, в свою очередь, помогает избавиться от заболеваний сердца, легких, нервных расстройств, заикания. Пение используется, чтобы помочь людям с нарушениями речи, в управлении дыханием, вспомнить значительные события в жизни, с которыми связаны положительные эмоции.
Университет третьего возраста, созданный совместно с Региональным отделением Союза пенсионеров России, работает в Казанском государственном институте культуры на базе Инновационно-образовательного центра трансфера знаний с 2013 г. и с каждым годом становится все более популярным и востребованным среди людей пожилого возраста благодаря своим главным целям – интеграции людей «третьего возраста» в современное общество, содействию их социальной комфортности.
Университет третьего возраста, творческие студии для пожилых людей сегодня являются очень эффективным звеном в системе качественного и доступного непрерывного образования для взрослых. Главная цель Университета - улучшение социального качества жизни старшего поколения, продление активного социального и творческого долголетия, укрепление физического и душевного здоровья. Здесь как нигде оптимизируется жизнедеятельность людей «третьего возраста», стимулируется их интеллектуальная и физическая активность, развиваются творческие способности, сохраняется позитивное отношение к жизни.
За 5 лет мы приняли в свои коллективы более 1100 мобильных, социально активных пенсионеров, проявляющих интерес к творчеству. Многие по истечении года остаются в коллективах дополнительного образования нашего Института – одни уже несколько лет танцуют, другие постигают техники декоративно-прикладного искусства.
В качестве арт-терапевтических практик можно рассматривать занятия в нашем Университете третьего возраста по направлениям «Хореография», «Хор», «Кружевоплетение», «Лоскутная мозаика», «Масляная живопись», «Роспись по дереву и народная игрушка», «Ткачество», «Дизайн», в которых прошли обучение, нашли новых друзей, расширили не только свои интересы, но и круг общения, интеллектуально развились, социально оздоровились и омолодились более 1100 слушателей мудрого возраста.
Ежегодно проводятся итоговые выставки работ слушателей 3 возраста, обучающихся в студиях лоскутного шитья, масляной живописи, росписи ткани (батик), концерты хоровой и танцевальной студий. Работы рукодельниц – кружева, лоскутная мозаика, роспись по дереву, народная игрушка - достойны участия в самых престижных выставках. Выставки студии масляной живописи стали передвижными: они демонстрировались в залах Казани, Набережных Челнов, Йошкар-Олы.
Пожилые люди обладают богатым жизненным опытом, неизрасходованным интеллектуальным и творческим потенциалом. Им очень важно быть нужными, ощущать свою полноправную сопричастность с жизнью общества, иметь возможность полноценно общаться, делиться своими знаниями и опытом с молодежью, выполнять на добровольной основе работу, отвечающую их интересам и способностям. Старшее поколение хочет не только дожить до глубокой старости, но прожить эти годы интересно и счастливо. Именно в этом им могут помочь библиотеки и институты культуры.
Список источников
- 1. Савич Л.Е. Библиотечно-информационная деятельность в контексте формирования социального здоровья: теоретико-методологические основы: моногр. /Казан. гос. ун-т культуры и искусств.- Казань: Культура, 2012.-340с.
- 2. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года N 164-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193464/ba70babae5b5a71024b6822fa9a3d01fb739c37d/
- 3. Форум «Здоровое общество. На пути к цели 80+» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://forumhealth.ru/
Сведения об авторе
Савич Людмила Ефимовна - доктор педагогических наук, профессор, директор Инновационно-образовательного центра трансфера знаний ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры», Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Заслуженный работник высшей школы РТ.
02.08.2019, 55025 просмотров.