БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАДРЫ: ПОДГОТОВКА, УПРАВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ. ЕЗОВА С.А. О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СОЗНАНИИ БИБЛИОТЕКАРЯ

  Проблемы профессионального библиотечного сознания являлись предметом изучения, осмысления М.Я. Дворкиной, Т.Д. Жуковой, С.А. Езовой, М.П. Захарченко, Г.А. Ивановой, О.Л. Кабачек, А.И. Каптеревым, С.Г. Матлиной, И.Б. Михновой, Ю.П. Мелентьевой, Ю.Н. Столяровым, А.В. Соколовым, А.С. Чачко и др. (3).

  В библиотековедении делались попытки теоретически интерпретировать понятие профессиональное сознание библиотекаря.

 В «Библиотечную энциклопедию» включено определение О.Л. Кабачек, которое отражает многообразие граней этого феномена: «Профессиональное сознание библиотекаря, идеи, нормы, ценности, составляющие библиотечную идеологию и библиотечную философию, свойственные представителям библиотечной профессии, их профессиональный менталитет. Профессиональное сознание библиотекаря это осознание себя, а также места библиотек, библиотекарей и библиотечной профессии в обществе. Профессиональное сознание библиотекаря отражает также предмет, цели, условия и средства реализации профессиональной деятельности» (5, с. 829).

  Обратившись к литературе по психологии в целях исследования понятия «сознания» (это феномен психологии, философии), обратила внимание на бинарную структуру сознания, данную В.Н. Мясищевым. Он считал, что в понятие сознания входит как знание, «осознавание» объектов внешнего мира, так и отношение человека к осознаваемым объектам» (11, с. 126-132).

  В определении библиотечного профессионального сознания А.В. Соколова наблюдается аналогичный подход. А.В. Соколов в одной из статей, посвященных библиотечной профессиологии, отметил: «Таким образом, профессиональное библиотечное сознание есть сумма профессионального библиотечного знания и профессионального библиотечного самосознания.

 Профессиональное самосознание – это не рациональное знание, а эмоционально переживаемые отношения» (13).

  Далее попытаемся весьма условно определить параметры структуры профессионального сознания библиотекарей (осознаем, что они нуждаются в систематизации):

- образование (высшее, среднее специальное, магистратура, переподготовка, повышение квалификации и т.д.);

- стаж библиотечный, в родственных с библиотечной деятельностью сферах;

- владение профессиональными и другими компетенциями;

- публикаторская активность (в центральных, местных изданиях), публичная активность (в мероприятиях, по радио,  на ТВ, в соцсетях, ведение блогов…, участие в библиотечных велопробегах и т.д.);

- терминологическая составляющая профессии, ориентир на знания из сопредельных областей;

- клиентоориентированный подход в деятельности библиотекаря;

- профессионализм/непрофессионализм библиотекаря;

- сознание библиотекаря: профессиональное, обыденное;

- профессиональная (педагогическая) активность, работа по совместительству в вузе, школе, училище; участие в методических семинарах и др.;

- мотиваторы, демотиваторы профессиональной деятельности (4);

- стереотипы профессии (положительные, отрицательные) (10);

- читательская, информационная активность (чтение литературы по специальности, использование интернет-источников в повышении квалификации, в самообразовании;

- личностные, профессиональные качества библиотекаря;

- образы творческих, активных, инициативных библиотекарей;

- признание (награды, повышение по службе, презентация деятельности…);

- характеристика библиотеки, в которой работает библиотекарь (тип, вид, отдел), показатели деятельности;

- общественная активность библиотекаря (участие в выборных органах, наставничество, волонтёрство);

-наличие потребности, интереса к деятельности других библиотек (посещение библиотек, изучение периодических изданий, интернет-материалов , участие в работе профессиональных групп в Фейсбуке и др.).

 Далее акцентирую внимание на некоторых негативных моментах, характерных для профессионального сознания ряда библиотекарей в интерпретации специалистов библиотечной отрасли. С точки зрения С.Г. Матлиной в этом феномене сфокусированы все «болевые точки» (9).

  А.И. Каптерев в исследовании «Виртуальный мир российского библиотекаря» констатировал, что у объекта изучения превалирует не профессиональное, а обыденное сознание (6).

  С.Г. Матлина отмечает пассивное отношение к своей работе библиотекарей-практиков «Результат пассивности – прочно утвердившийся в общественном сознании образ скучного библиотекаря «в халате и тапочках» (8, с. 7). Автор продолжает «отсутствие рефлексии, потребности публично озвучивать и осмыслять накопившиеся в библиотечной сфере проблемы привело к исчезновению из профессиональной жизни регулярных дискуссий» (8, с. 7).

  С.Г. Матлина, Э.Р. Сукиасян отмечают наметившуюся тенденцию к непрофессионализму кадров в современных библиотеках. Подтверждение этому находим в кадровой ситуации в библиотеках Восточной Сибири, наблюдается большой приток в библиотеки лиц, не имеющих базового библиотечного образования, однако стремящихся пройти переподготовку на кафедре «Библиотечно-информационные ресурсы» ВСГИК, получить соответствующие дипломы. Однако далеко не все из них стремятся написать содержательные профессионально-грамотные выпускные квалификационные работы, уровень оригинальности которых должен соответствовать требованиям.

  С.Г. Матлина неоднократно обращала внимание в своих работах на отсутствие рефлексии у коллег, способности и готовности анализировать, критически оценивать свою деятельность, публикации… (9).

  Задача вуза формировать и развивать профессиональное сознание у обучающихся, т.е. не только дать значимые профессиональные знания, но и выработать активное, творческое отношение к их принятию и усвоению.

  Глубокое профессиональное осознание ситуации, сложившейся с библиотечно-информационным образованием в России, находим в статье А.М. Мазурицкого (7). Автор проанализировал ряд существенных предпосылок его кризиса и наметил некоторые пути выхода из него. Сам по себе факт появления обстоятельной статьи – повод для открытия дискуссии по проблеме, возможно она и состоится на страницах журнала НТБ, ведь поиск путей оптимизации библиотечной отрасли и ее кадров – один из важнейших в культурной политике государства.

  А.В. Соколов ставит и отвечает на вопрос: «Как достичь нужного уровня гуманизации сознания – это главный вопрос в повестке дня XXI века» (12, с. 380). «Центральной магистралью распространения гуманистических ценностей была книжная коммуникация, хранящая многовековое гуманистическое наследие» (12, с. 381). Он видит суть гуманистической миссии библиотек в «утверждении в общественном сознании гуманистической сущности российской идентичности и активном противостоянии всем проявлениям дегуманизации общества (12, с. 381-382).

  С целью развития и активизации профессионального сознания и самосознания студентов используем ряд методов. Была опробована эффективная инновационная, компетентностно-ориентированная технология: интеллект карты (1, 2). Они активизируют действия и правого и левого полушария человека, структурируют и визуализируют используемую информацию, развивают радиантное, творческое мышление.

  В центре интеллект карты, т. е.  белого листа бумаги (по горизонтали) располагается радиант,  центральный образ (объект, проблема, предмет и т.д.), от которого расходятся лучи, т.е. составные элементы образа, в свою очередь от каждого луча вычерчиваем лучики, конкретизирующие подэлементы образа, различные ассоциативные связи, существующие между лучами и лучиками.

  Работа с интеллект картами подобна игре со всеми ее преимуществами. Например, в центре интеллект карты располагаем образ: «Я - коммуникатор», далее студент от этого образа прорисовывает лучи: «В социальной сети», «Живое общение» и т.д. От лучей отходят «лучики: «в Контакте», «в Одноклассниках», «в Фейсбуке» и т.д. Таким образом, идет осмысление студентом себя в роли коммуникатора.

 Использование биографического метода посредством презентаций жизни и библиотечной деятельности ряда известных профессионалов Ю.А. Хараева -бывшего директора Национальной библиотеки Республики Бурятия, Е.Ю. Рябушевой – бывшего директора Республиканской юношеской библиотеки (г. Улан-Удэ), известного специалиста, ученого, канд. пед. наук РГБ Э.Р. Сукиасяна, Гюзель Эркаевой, заведующей сельской библиотеки в Татарстане и некоторых других способствовало проявлению  у студентов интереса к этим замечательным людям, развитию их профессионального сознания, приобретению  навыков разработки презентаций (так, например, портретная характеристика Э. Гюзаевой была дополнена материалом интервью, взятого студенткой у нее в Интернете). Выступления студентов были пронизаны личностным отношением к героям презентаций, эмоционально окрашенным, а некоторые студенты пропустили информацию через свое сердце.

  В заключение подчеркну всё возрастающую значимость теоретического изучения проблемы профессионального сознания библиотечных специалистов и его формирования у библиотечных кадров.

Список источников

  1. 1. Бьюзен Тони Интеллект карты. Практическое руководство/ Тони Бьюзен, Барри Бьюзен.- Минск. Попурри, 2010. 352 с.
  2. 2. Езова С.А. От яркого образа к осмыслению проблем // Библиотека. 2018. № 12. С. 14-16.
  3. 3. Жукова Т.Д. Профессиональное сознание библиотекаря: теоретический анализ проблемы // Школьная библиотека. 2007. № 4. С. 17-26.
  4. 4. Захаренко М.П. Молодые кадры современной библиотеки: организационно-управленческий подход, научно-практическое пособие: Санкт-Петербург: Профессия, 2013. - 238 с.
  5. 5. Кабачек О.Л. Профессиональное сознание библиотекарей ./О. Л. Кабачек, И. П. Осипова//  Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. – Москва: Пашков дом, 2007. – с. 829-830.
  6. 6. Каптерев А.И. Виртуальный мир российского библиотекаря. Опыт конкретно-социологического исследования профессионального сознания библиотечных специалистов – Москва: Профиздат. – 2001. – 255 с.
  7. 7. Мазурицкий А.М. Кризис библиотечно-информационного образования, или по Ком звонит колокол // Научные и технические библиотеки. 2018. № 5. с. 14-23.
  8. 8. Матлина С.Г. И это все о нем. Попытка самоидентификации // Библиотечное дело. № 20. С. 3
  9. 9. Матлина С.Г. Приближение к горизонту // Библиотечное дело. 2012. №22. С. 2-7.
  10. 10. Михнова И.Б. Пространство возможностей. Заметки на полях библиотечного дела -Москва: РГБ. – 2017, 132 с.
  11. 11. Мясищев В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношений к ней человека // Проблемы сознания. Материалы симпозиума.- Москва, 1966. С. 126-132.
  12. 12. Соколов А.В. Библиосфера и инфосфера в культурном пространстве России. Профессионально-мировоззренческое пособие – Москва: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2016. 384 с.
  13. 13. Соколов А.В. Профессиональное самосознание – предмет библиотечной профессиологии // Материалы Восьмой международной научной конференции / Москва 24-25 апреля 2003 г.). МГУКИ, 2003 [Электронный ресурс] URL.: http://bibliotekaru.ru/content/sokolov-av-professionalnoe-samosozna... (Дата обращения 1.07.2018).

 

Сведения об авторе

Езова Светлана Андреевна - кандидат педагогических наук, профессор Восточно-Сибирского государственного института культуры 

 

К оглавлению выпуска

Библиотечное образование, магистратура, конференции, чтение

02.08.2019, 974 просмотра.