СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ КАДРОВ.ДОВБНЯ Е.В. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ
Несмотря на существующую в нашей стране систему библиотечного образования, квалификация библиотечных кадров остается очень низкой.
Инновационное развитие библиотек России как информационных, аналитических, культурных, образовательных центров, зависит во многом от их кадрового обеспечения и профессиональной готовности библиотекарей осуществить модернизацию отрасли.
Так, в «Основах государственной культурной политики (утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808) » поставлены задачи усиления роли таких организаций культуры, как музей, библиотека, архив… в деле исторического и культурного просвещения и воспитания; а в области формирования информационной среды благоприятной для становления личности - формирование информационной грамотности граждан, формирование единого российского электронного пространства знаний на основе оцифрованных книжных, архивных, музейных фондов, собранных в Национальную электронную библиотеку и национальные электронные архивы по различным отраслям знания и сферам творческой деятельности (1).
Сегодня очевидно, что работник современной библиотеки должен обладать принципиально новыми знаниями, умениями и навыками, а также владеть навыками смежных отраслей знания и сфер деятельности (информатики, педагогики, психологии, социологии, коммуникативистики и др.). Современный библиотекарь – это аналитик-синтезатор, умеющий осуществлять поиск и оценивать качество информационных ресурсов (с учетом потребностей и запросов пользователей), информационный навигатор и посредник в системе документных коммуникаций (в том числе, электронных), специалист в области социальных коммуникативных технологий.
Существует целый ряд проблем, связанных с библиотечными кадрами:
- 1) Совокупные знания, умения и навыки работников библиотек сегодня зачастую отстают от быстро меняющегося мира информационных коммуникаций и не всегда отвечают новым социальным задачам реформирования отрасли. Определенные успехи, достигнутые библиотеками нашей страны в последнее время, в основном – результат энтузиазма ее лучших представителей и профессиональной элиты.
- 2) Чрезвычайно низкий уровень заработной платы библиотечных работников (в 2,5 раза ниже средней по стране и в большинстве регионов ниже прожиточного минимума) и их социальная незащищенность приводят к уходу наиболее перспективных библиотечных специалистов в другие сферы с более высокой оплатой труда. Необходимость их срочной замены снижает уровень требований к заполняющим вакансии, и приводит к кадровой стагнации: число работающих пенсионеров в некоторых регионах достигает 70%. Вакансии в библиотеках заполняются в основном специалистами без библиотечного образования, либо выпускниками средних школ, что увеличивает разрыв между образовательным уровнем читателей и библиотекарей, снижающий общественный престиж библиотечной профессии и библиотеки как социального института.
- 3) Значительное сокращение приема на библиотечно-информационные факультеты высших и средних учебных заведений за последние десятилетия. После их окончания в среднем не более 10-15% выпускников идут работать по специальности, но из-за низкой зарплаты большинство из них вскоре покидают библиотеку.
- 4) Отсутствие системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров. В среднем по стране более 40% библиотекарей не повышали свою квалификацию. В профессиональной переподготовке в среднем нуждаются сегодня около 20 тысяч работников библиотек, не имеющих библиотечного образования, но большинство из них не могут пройти эту форму обучения из-за отсутствия необходимой образовательной инфраструктуры и финансовых средств (2).
Серьезные задачи предстоит решить в связи с разработкой образовательных стандартов нового поколения в свете перехода на трехуровневое образование. В них необходимо отразить получение как базовых, так и прикладных знаний в контексте национальных библиотечных программ («Национальная программа сохранения библиотечных фондов», принятая Министерством культуры Российской Федерации в 2000 году, «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским Книжным союзом и др.). Необходимо вести речь о новой концепции профессионального библиотечно-информационного образования (в русле Болонского процесса), которое должно не только отражать динамику развития отрасли, но и носить упреждающий характер (3, с. 148). В связи с этим нужно вводить новые курсы, дающие знания о тенденциях развития системы документных коммуникаций, методах их интерпретации, умения самостоятельно добывать новое знание.
Для устранения проблем, связанных с необходимостью качественного улучшения кадрового состава библиотек, нужно осуществить целый комплекс мероприятий.
Прежде всего, необходимо повысить оплату труда работников библиотек (это должно способствовать росту социального престижа библиотечной профессии и качества библиотечных услуг, а также может привлечь молодежь). Необходимо приоритетное развитие непрерывного библиотечно-информационного образования, обеспечивающего комплексное обновление профессиональных знаний, умений и навыков библиотечных кадров посредством регулярного повышения их квалификации и переподготовки по актуальным направлениям модернизации библиотечного дела. Нужно построить новую модель высшего и среднего профессионального библиотечно-информационного образования (обеспечить качество профессионального образования) (4, с. 34).
Значительная нагрузка по профессиональному развитию кадрового потенциала отрасли ложится на переподготовку и повышение квалификации. Решением данной проблемы может стать открытие программ профессиональной переподготовки для библиотечных работников профильными вузами страны.
Так, например, Московский государственный институт культуры (до ноября 2014 года – Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ)), один из старейших профильных вузов страны (основан в 1930 г.). МГИК осуществляет образовательную, научно-исследовательскую и культурно-просветительскую деятельность на всех уровнях довузовского, высшего, послевузовского, средне-специального и дополнительного образования по широкому спектру гуманитарных областей знания. В институте культуры более 20 лет существует факультет дополнительного профессионального образования (ФДПО). За это время профессиональную переподготовку прошли более 1000 специалистов Москвы, Московской области и других регионов России и стран ближнего зарубежья. Срок обучения – от 1 до 3 лет (необходимым условием является наличие первого профильного образования – средне-специального или высшего); в результате обучающиеся получают диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации.
К сожалению, в 2016 году ликвидирована Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ), правопреемником этого учреждения дополнительного и послевузовского образования является все тот же МГИК.
Невозможно не вспомнить об Учебном центре послевузовского и дополнительного профессионального образования при Российской государственной библиотеке (РГБ). Учебный центр «Ленинки», старейшая образовательная структура ДПО в России, ведёт свою историю с 1922 года. Он предлагает активно расширяющийся спектр образовательных услуг, предоставляемых как сотрудникам РГБ, так и работникам других библиотек и учреждений, а также физическим лицам, имеющим среднее профессиональное и высшее профессиональное образование.
Дополнительное профессиональное образование включает в себя профессиональную переподготовку специалистов с высшим и средним профессиональным не библиотечным образованием на «Высших библиотечных курсах»; повышение квалификации сотрудников РГБ и других библиотек на краткосрочных курсах и курсах иностранных языков.
Профессиональная переподготовка ведется по программе «Высшие библиотечные курсы» (существует очная и очно-заочная форма обучения с использованием дистанционных образовательных технологий).
Повышение квалификации предлагается по следующим направлениям:
- - Библиотечно-информационная деятельность;
- - Информационно-компьютерные технологии.
Еще одним профильным вузом страны, занимающимся переподготовкой кадров, является Санкт-Петербургский государственный институт культуры (СПбГИК). Здесь создан и успешно функционирует Центр непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры.
Центр реализует следующие образовательные программы по направлению «Библиотечно-информационная деятельность»:
- - Образовательные программы повышения квалификации в объеме более 16 часов;
- - Образовательные программы профессиональной переподготовки в объеме 280-300 часов (например: программа переподготовки «Теория и практика библиотечно-информационной деятельности», 432 часа, заочная).
Формы обучения: дневная, очно-заочная; контактное, дистанционное, интегрированное обучение; участие в сетевой образовательной программе с вузами-партнерами.
Специалисты СПбГИК готовы сформировать образовательные программы из учебных курсов или модулей под образовательный запрос заказчика, при необходимости в программы встраиваются лекции/семинары/курсы местных практикующих специалистов (преподавателей).
Выпускники дополнительных образовательных программ получают документы:
- - удостоверение о повышении квалификации;
- - диплом о профессиональной переподготовке (дает право заниматься новым видом профессиональной деятельности).
Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования (НИИДПО) находится в Москве. Он занимается дистанционными программами обучения, в том числе в разделе «Культура и искусство» есть различные программы переподготовки по библиотековедению (например: программа «Библиотековедение. Основные виды деятельности в библиотечном деле с присвоением квалификации «Библиотекарь»», 340 часов). Целью программы является обучение квалифицированных библиотекарей, компетентных в основных видах деятельности в библиотечном деле. В результате обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке (он предоставляет право на ведение профессиональной деятельности в сфере организации и обеспечения библиотечных процессов).
Таким образом, необходимо всецело поддерживать и развивать систему подготовки и переподготовки квалифицированных библиотечных кадров. Необходимо создать Всероссийский координационный центр непрерывного профессионального библиотечно-информационного образования в целях согласованного взаимодействия всех образовательных структур отрасли. Нужно ввести практику общественной профессиональной сертификации программ дополнительного библиотечного образования, реализуемых библиотеками и другими структурами.
От решения кадровых проблем отрасли в первую очередь зависит будущее библиотек и их социальная востребованность в наше быстро меняющееся время.
Список ИСТОЧНИКОВ
- 1. Основы государственной культурной политики (утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/proxy/ips/docbody=&link_id=1&nd=102364581&intelsearch. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 10.03.2017.
- 2. Кузнецова, Т.Я. Библиотечные кадры сегодня и завтра: пути решения проблемы кадров, которые «решают все» [Электронный ресурс] / Т.Я. Кузнецова. - Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2008/disk/118.pdf. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 10.03.2017.
- 3. Шашкова, М.Н. Инновационное развитие молодежного кадрового потенциала организации [Текст] / М.Н. Шашкова // Информационный бюллетень РБА. - 2011. - №61. - С.147-149.
- 4. Фекличева, Н.Ю. Библиотечные лидеры / Н.Ю. Фекличева // Библиотечное дело. – 2018. - №17(323). – С. 32-37.
Сведения об авторе
Довбня Елена Викторовна, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Библиотека по естественным наукам Российской академии наук, старший научный сотрудник, исполняющая обязанности заведующей сектором научной обработки библиотечных фондов и организации каталогов,
e-mail: pusikat13@rambler.ru.
информационная культура, библиотековедение, Библиотечное образование
07.08.2019, 2114 просмотров.