СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ: ИЗУЧАЕМ, АНАЛИЗИРУЕМ, ПРОЕКТИРУЕМ. МУРАШКО О.Ю., ТУТАЕВА Г.Н. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ПРОЕКТ КАК РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ НЕГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Последнее тридцатилетие, охватывающее хронологический период с 90-х годов прошлого столетия до настоящего времени, стало для российских библиотек временем динамичного изменения во всех аспектах деятельности. Особенно ярко направления модернизации прослеживаются в тех направлениях, которые зародившись в 90-х годах прошлого столетия, стали вполне привычными для поколения молодых библиотечных специалистов, например, для проектной деятельности.
Естественно, за столь длительный период времени библиотечные проекты не могли не трансформироваться, приобретая специфические черты, расширяя цели и задачи. Постепенно параллельно с формированием и реализацией миссии библиотеки, как социального института, границы проектов все чаще выходят за рамки внутреннего поля библиотечной организации. Проектная деятельность, возникнувшая как ответ на негативные факторы, меняющейся социально-политической жизни страны, расширила задачи от строго утилитарного привлечения дополнительных ресурсов (прежде всего, финансовых) сегодня может быть рассмотрена в качестве одной из социальных технологий, способствующих уменьшению социальной напряженности в окружающем библиотеку внешнем мире. Как отмечает А.В. Морозов: «Благодаря проектной деятельности, помимо улучшения финансового состояния библиотеки, усиливается их роль в местном сообществе, улучшается качество услуг, предоставляемых читателям, приобретается свой имидж. Открываются новые перспективы в работе» [2].
В частности, об этом свидетельствует и тематика XVI Всероссийской школы библиотечной инноватики Белгородской государственной научной универсальной библиотеки «Проектная деятельность библиотек, как фактор развития социокультурного кластера территории» (г.Белгород,
В этом же году в БГУНБ прошел семинар Фонда Михаила Прохорова «Культурная инициатива» -»Библиотеки и музеи как институты публичной памяти: ресурсы и образовательные возможности» с участием ведущих экспертов Фонда. Рабочая группа преподавателей кафедры библиотечно-информационной деятельности БГИИК внесла научный вклад в изучение теоретико-прикладных аспектов проектной деятельности библиотек, выполнив в 2017-
Функциональный подход в рамках реализации областных стратегий воплощается в ряде Целевых программ и проектов, реализуемых библиотеками, позволяющих предметно координировать содержание деятельности библиотеки с ее функциями. Эмпирические примеры весьма разнообразны, но конечный результат неизменен. Это – социальный эффект для всех жителей поселения.
Современная действительность все более ярко демонстрирует динамику развития постиндустриального общества, реалии которого оказывают влияние на все стороны жизни социума. Практика значительно расширила рамки теории постиндустриального общества, обозначенные в 60-е-80-е годы прошлого столетия, при этом выдвинув новые острые социальные проблемы, одной из которых можно смело назвать проблему информационно-цифрового разрыва. Информационный разрыв – сложное понятие, имеющее различные трактовки. Известный английский социолог, профессор М. Кастельс понимает под данной дефиницией неравенство в доступе к Интернет-ресурсам различных стран, регионов и отдельных граждан [1, с. 285].
Согласно программе создания социальных кластеров в сельской местности Белгородской области, поселения получили возможность использования глобальной сети Интернет, даже в отдаленных местах области, но при этом возникла проблема компьютерной неграмотности, особенного старшего пенсионного поколения. Стратегия социального развития области нуждается в практическом наполнении, что стало одним из направлений, активно реализуемым районными и межпоселенческими библиотеками области. Уникальность роли библиотек при непосредственном их участии в решении проблемы информационного разрыва, расширение границ информационно-библиотечной деятельности могут быть продемонстрированы на примере проекта МКУК «Чернянской центральной районной библиотеки» Белгородской области. сыгравшего значительную роль в устранении компьютерной неграмотности населения старшего возраста района. Специалистами районной библиотеки п. Чернянка три года назад был инициирован корпоративный проект «Университет третьего возраста „55+“, партнерами которого стали общероссийская общественная организация «Союз пенсионеров России» и Управление социальной защиты населения администрации Чернянского района. На базе Центра правовой информации библиотеки был создан факультет по обучению пожилых людей основам компьютерной грамотности.
Сотрудники Центра правовой информации библиотеки проводят занятия, преследующие цель адаптации пожилых людей в информационной среде, содействия их социальной активности в современном мире виртуальной действительности, расширения возможностей социальной и коммуникативной активности. Главная задача курсов — помочь старшему поколению снять барьер перед использованием интернет-технологий, научить работать с мобильными приложениями, которые делают их жизнь комфортнее. Характерно, что слушателями курсов становятся не только жители районного центра, но и близлежащих поселений, которые специально приезжают на занятия из деревень.
Всего за три года продолжающегося проекта компьютерной грамотности обучено более 300 человек пенсионного возраста. Слушатели курсов получают навыки пользования электронной почтой, программой Skype, умеют создать аккаунт в соцсетях. Особое внимание уделяется работе с порталом Госуслуг, сайтами Президента России, губернатора Белгородской области и избирательной комиссии РФ. Пожилые люди получают возможность напрямую задать интересующий вопрос представителям властных структур, получить разъяснения, скачать документы или образцы форм, заполнить их и отправить в электронном виде. Немаловажным становится и реализуемая через интернет возможность записи на приме в поликлинику, покупки электронного билета, подачи документов в различные инстанции, оплата счетов и др.
Ежегодно специалисты ЦПИ МКУК «Чернянской центральной районной библиотеки» готовят выпускников курсов проекта «Университет третьего возраста „55+“ для участия в соревнованиях по компьютерному многоборью среди пенсионеров Белгородской области. В 2018 году благодаря общим усилиям и тесному сотрудничеству библиотеки и Союзу пенсионеров участники соревнований заняли первое место в областном чемпионате по компьютерному многоборью среди начинающих и уверенных пользователей. Но самое главное, что библиотека не на словах, а на деле сумела найти уникальную нишу своего направления деятельности, которую не способна реализовать ни одна организация поселка и района в целом, заявив о себе как о серьезном участнике социальной модернизации, происходящей во внешнем окружении библиотеки.
список источников
1. Кастельс М. Галактика Интернет. Размышление об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. – Екатеринбург:Общественная мысль, 2004.- 549 с.
2. Морозов А. В. Проектная деятельность в современной библиотечной системе [Электронный ресурс] / А.В.Морозов. – Режим доступа: http://www.rba.ru/forum/images/forum5/text/Morozov.pdf дата обращения 09.01. 2019 г.
3. Проектная деятельность библиотек, как фактор развития социокультурного кластера территории [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.belkult.ru/press/news/otkryitie-xvi-vserossijskoj-shkolyi
4. Туранина Н. А., Мурашко О. Ю. Проектное управление в современной библиотеке (на примере Белгородской области) /Н.А. Туранина, О.Ю. Мурашко //Культура, управление, экономика, право.- 2018.- № 2. — С.45-52
сведения об авторах
Мурашко Ольга Юрьевна — доцент кафедры издательского дела и библиотековедения Белгородского государственного института искусств и культуры, кандидат педагогических наук, доцент
Тутаева Галина Николаевна — старший преподаватель кафедры издательского дела и библиотековедения Белгородского государственного института искусств и культуры
tutaeva-galina@mail.ru
история библиотечного образования, история библиотечного дела, проекты, чтение, научно-исследовательская работа, история книги
02.08.2019, 1270 просмотров.