БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАУКИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ. СУШКОВА Ю.Н. ДИСКУРСИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО БИБЛИОТЕКИ: СТРУКТУРА И ИННОВАЦИИ

   В рамках современной когнитивно-дискурсивной парадигмы в науку вводится все больше новых понятий, отсутствовавших в предыдущей структурной парадигме различных сфер. О необходимости трактовки дискурса как всеохватывающего термина ученые пишут все чаще, так, Е.С. Кубрякова указывает: «По всей видимости, под дискурсом могут иметься в виду (метонимически) и некоторые конвенционально устоявшиеся формы общения (разговор, беседа, обмены репликами в диалоге и т.д.), а также их результаты в виде текстов» [3, С. 30]. Именно благодаря своему всеохватывающему характеру и способности включать в себя все новые и новые языковые факты термин «дискурс» и стал парадигмальным. В связи с этим, как пишет В.З. Демьянков, «текст остался словом обыденного языка, а дискурс стал специальным термином наук о человеческой духовности» [2, С. 50].

   В публикациях последних лет всё чаще появляются мнения связанные с различными характеристиками пространства в библиотеке, пространство библиотеки изучают как внутреннюю и внешнюю среду, поэтому известный библиотековед А.Н. Ванеев указывает в своих работах, что, анализируя понятие «пространство», нужно учитывать, что оно имеет два значения: философское и прикладное. В философии под пространством понимается форма существования материи, ее важнейший атрибут, в прикладном значении синонимами термина можно назвать понятия «площадь», «территория», именно в этом значении чаще всего и используется термин «пространство». «Философский словарь» трактует пространство образом – это то, является всем возникающим благодаря органам . Таким образом, учеными «пространство» не ограничивалось только рамками (А.Н.  А.С. Кармин и др.).

   В с данной выделяются и разновидности пространств библиотеки – (социокультурное), дискурсивное, религиозное. Основополагающим для нас является дискурсивное пространство библиотеки, которое представляет собой некий процесс, который реализуется с помощью дискурсов и дискурсивных личностей. Фундаментальную роль в сущности дискурсивного пространства лингвистические и исследования. Так, Московско-Тартусской школы семиологии Ю.М. Лотман и Б.А. Успенский пространство как структуры текста и Г.Д. и В.Н. Топоров как картины мира, в дальнейшем оно большую при продвижении чтения в краеведческой библиотеки. Например, который как «пространственный пространственная языковая концептуализация, мышления и др. В.Н. Топоров и П.А.  подчеркивали смыслы понятия «пространство», внимание на его с внутренней и понятием «воля». Такое «свободное» свойственно для работы современной соединяя в «свободу и «свободу творчества».

   Результаты изучения дискурсивного пространства показывает, что изучены различные формы взаимодействия, выявлен ряд направлений интеграционных в которых участвует или которые библиотека. Признавая успехи использования подхода в можно что изу­чать «дискурсивно пространство» потому что в нём во и взаимоналожении и сознательно организованные, и самоорганизующиеся процессы. Эта развития пространства формирует в нем когерентность, то одновременное различных (волновых процес­сов), которые или усиливать, или друг друга. Явление когерентности (взаимосвязи) в пока не и в этом можно увидеть развития подхода по отношению взаимосвязи людей в библиотеки, с помощью процесса общения, определяет роль библиотеки на отдельной территории, специфику в библиотечного обслуживания.

  Проанализировав публикации в области библиотековедение, мы увидели, что составной частью библиотечного дискурса является общение. Общение в библиотеке можно услышать на всех участках работы, более часто мы его видим между библиотекарем и пользователем, такое общение возникает при библиотечном обслуживании. Специфика общения заключается в способности специалистов максимально быстро и качественно предоставить информационный запрос, а также создать доброжелательную и спокойную атмосферу при обслуживании.

   По мнению С. Волжениной, дискурс в библиотеке можно рассматривать двумя аспектами: институциональный и бытийный.

   Институциональный аспект, заключается в общении в рамках статусных отношений в данной организации, следовательно, это актуально для массово - информационного общения внутри профессиональной группы (библиотечных специалистов). Эффективное общение влияет на трудовой коллектив, с точки зрения сложившихся этических отношений между его членами, одной из важных задач профессионального общения является – управление персоналом [1].

   Бытийный аспект дискурса вытекает из того что, библиотека связана с определёнными функциями людей, традициями, зданиями, общественными ритуалами, поведенческими стереотипами, в связи с этим к изучению общения применяется культурологический подход и расширяет поле исследования дискурсивного пространства. Изучая общения с точки зрения культурологического подхода, в первую очередь необходимо идентифицировать и проанализировать культурные факторы, влияющие на процесс формирования и развития коммуникации в библиотеке. Тем самым библиотечное общение может позиционироваться в дискурсивном пространстве, а знание о нем идентифицируется в рамках культурологического дискурса, в связи с этим библиотечные специалисты в рамках этого похода получают систему координат, позволяющую им увидеть не только место своей деятельности  в пространстве, но и результат работы.

   Библиотечное общение также можно анализировать с точки зрения временного и постоянного дискурсивного пространства. В нашем случае, общение при выполнении информационного запроса, деловых встреч, совещания, организованных мероприятий, т.е. общение, происходящее в определенное фиксированное периодом времени – временное дискурсивное пространство. Сущность постоянного дискурсивного пространства с помощью общения заключается в том, что люди находящиеся в пространстве библиотеки (коллектив, пользователи, руководители) постоянно ведут коммуникацию, вступают в межличностные отношения. На постоянное дискурсивное пространство в библиотечной организации влияют следующие способы создания общения:

- проектирование, формирование и развитие системы взаимоотношений;

- учёт социально-психологических процессов и явлений в коллективе в интересах оптимального функционирования организации в целом;

- целенаправленное систематическое обучение персонала современным технологиям правильного взаимодействия;

- регулирование межличностного общения.

   Отсюда следует, что общение в библиотеке – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, создаваемый для совместной деятельности, обмена информации, выработки единой стратегии взаимодействия. В свою очередь современное дискурсивное пространство библиотеки складывается из и интеллектуального потенциалов, что с развитием интеллектуальных технологий и модернизации, так как данные способствуют и распространению интеллектуальных продуктов, то есть библиотечной инноватики.

   Таким образом, дискурсивное библиотечное - это «важнейший уровня библиотекой её функциональной нагрузки обществом и как общего всех территориальных ресурсов, рынка услуг, труда» [2, С. 43].  Сегодня необходимо уделять внимание изучению пространства библиотеки и делать это с позиций подхода, проводить структурного и анализа. Структурно-функциональ­ный позволит рассматривать дискурсивное пространство на иерархии, его дифферен­циацию и распределение между структурами, при этом системный предпо­лагает и рассматриваемого феномена.

список источников

  1. Волженина, С. Дискурс библиотеки: институциональный и бытийный аспекты / С. Волженина // Библиотечное дело.-№19.-Москва,2014.- С. 30-34
  2. Демьянков, В. З. Текст и дискурс как термины и как слова обыденного языка / В. З. Демьянков // Язык. Личность: сб. статей к 70-летию Т. М. Николаевой / отв. ред. В.Н. Топоров. – Москва: Языки славянских культур, 2005. – С. 34-55.
  3. Кубрякова, Е. С. О термине «дискурс» и стоящей за ним структуре знания / Е. С. Кубрякова // Язык. Личность. Текст. : сб. статей к 70- летию Т. М. Николаевой / отв. ред. В. Н. Топоров. – Москва: Языки славянских культур, 2005. – С. 23-33.

Сведения об авторе

Сушкова Юлия Николаевна - преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности Белгородского государственного института искусств и культуры  

К оглавлению выпуска

библиотековедение

07.09.2019, 1038 просмотров.