ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ. ШАНЬГИНОВА Г.А. ЛИЧНЫЕ БИБЛИОТЕКИ СЕЛЬСКИХ ЖИТЕЛЕЙ (К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА)
В жизни каждого человека личная библиотека играет важнейшую роль, способствуя приобщению его к книжной культуре. Благодаря личным коллекциям грамотно заполняется досуг семьи, формируются основы семейного чтения, развивается творческая деятельность детей и зарождается интерес к чтению. Личная библиотека - своеобразный «мост» между читающим и нечитающим, грамотным и неграмотным человеком. От того, насколько каждая семья осознаёт значение личной библиотеки, зависит формирование системы ценностей подрастающего поколения.
По мере взросления ребёнка вместе с ним меняется и состав фонда личной библиотеки: книжки-малышки в дошкольном возрасте, букварь – в начальной школе, приключенческая и фантастическая литература – подростковый период, классические отечественные и зарубежные издания - во время взросления, осмысления системы ценностей современного общества.
Во многом личные библиотеки являются уникальными, поскольку в их документных фондах содержится редкая и ценная информация, которая отсутствует в печати и книжной торговле. Примером подобных старинных коллекций служат личные библиотеки старообрядцев, локально сосредоточенные в Тарбагатайском и Бичурском районах Республики Бурятии.
История развития общества демонстрирует множество примеров, которые свидетельствуют о том, что личные библиотеки послужили основой создания общественных библиотек. Крупнейшая библиотека - Российская государственная - была открыта на основе летописей, рукописей, исторических книг графа Н.П. Румянцева. Главная цель такой коллекции заключалась в «пользе Отечеству и благому просвещению» [7]. Национальная библиотека Республики Бурятия (ранее первая городская общественная библиотека), открытая в сентябре 1881 года, была создана благодаря личной коллекции купца Д.А. Меншикова [6].
Сегодня развитие личных библиотек в обществе осуществляется крайне неравномерно, зависит от материального благосостояния его жителей, интеллектуальных, творческих и иных возможностей россиян. Кроме того, конкуренцию личным библиотекам создает глобальная сеть.
Тема личных библиотек в отечественном библиотековедении изучена недостаточно. Наибольший вклад в её исследование осуществлён фондоведами: В.И. Терёшиным, Ю.Н. Столяровым, М.И. Акилиной, В.В. Масевичем и другими специалистами. Благодаря их фундаментальным трудам сформулированы теоретические положения о сущности личной библиотеки, терминология данного вопроса, основные подходы к формированию фондов домашних собраний.
Изучению личных библиотек советского периода посвящена работа И. Даньшиной «Личные и общественные». Так, ранее каждый житель занимался собирательством изданий, в результате чего сформировался совокупный фонд, который измерялся объёмом 35-40 млрд. книг. Однако в 1990-е годы ситуация коренным образом меняется, покупательский интерес к книгам постепенно сменил приоритеты. На первый план большинства россиян выходят экономические проблемы. Личные библиотеки того времени включали произведения «возвращённых» авторов, детективную и приключенческую литературу. Современному читателю, наверное, будет интересно, что средняя цена на книги, в частности, на детскую литературу, составляла всего 2 р. 50 к. (сказки Х. Андерсена) [2].
Вопросы создания личных библиотек в 1990-е годы рассматривал В.В. Масевич, который предложил несколько классификационных делений личных библиотек с точки зрения объёма, содержания фонда.
В разработанности исследуемой темы есть пробелы. Многие авторы отмечают возрождение интереса к личным библиотекам в периоды «оттепели» (1960-е – начало 1970-х гг.) и «перестройки» (конец 1980-х – начало 1990-х гг.) [3].
В 2000 г. издана монография Н.А. Шавыркиной (Личная библиотека. Культурно-исторический анализ: монография / Под ред. С.В. Кулешова. - М.: Изд-во МГСУ "СОЮЗ",2000.-200 с.: ил.), посвящённая исследуемой проблематике. Автор рассматривает эволюцию личных библиотек сквозь призму развития личности. Интересен подход Н.А. Шавыркиной в отношении формирования взаимосвязанной цепочки "личность - книголюбие - культурная компетентность".
Информация о литературе, посвящённой личным библиотекам с первой трети ХХ века до начала XXI века отражена в библиографическом указателе О.Н. Ильиной (2008). Положительно, что кроме списка включён аналитический обзор исследований, повышающий важность данных сведений для всех, кто занимается изучением данного вопроса [4].
В диссертации О.В. Захаровой «Личная библиотека в культурном пространстве российской провинции: от XIX к XXI в.: на материале Мордовского края» на соискание учёной степени кандидата культурологии (2009) рассматриваются личные собрания регионального характера. Опираясь на результаты проведённого исследования, автор даёт свою классификацию личных библиотек, имеющую как отличия от предыдущих концепций, так и общие черты с некоторыми из них.
Спорен вопрос об обозначении личных собраний – так, авторы оперируют различными терминами – «домашняя», «личная», «семейная», «родовая», «частная» библиотека и т.д. О.В. Захарова трактует личную библиотеку как «совокупность зафиксированных на бумажных носителях, а также фото-, фильмо-, фоно- и электронных документов, обладающую смысловым единством и принадлежащую одному человеку; это разновидность домашней библиотеки, наряду с семейной (фамильной), принадлежащей нескольким людям (поколениям)» [3]. Следовательно, в данном определении зафиксированы личные собрания в виде собственности одного или нескольких людей. В то время как В.И. Терёшин отмечает, что личные фонды «собираются одним человеком для себя в соответствии со своими информационными потребностями» [8].
Н.А. Бессонова придерживается термина «частная библиотека», понимая под ней – «обусловленную интересами владельца (или владельцев) совокупность документов (книг и рукописей), подобранных в соответствии с мотивациями собирателей». Автор обосновывает свою концепцию тем, что частная книжная коллекция включает такие существенные характеристики, как принадлежность (пертиненция) и происхождение (провениенция) [1]. Классификация частных книжных коллекций Н.А. Бессоновой отличается от предыдущих теорий, так, в качестве главных принципов выделены следующие: происхождение, принадлежность, психологические критерии мотивации, интересы собирательства. Данную типологию автор называет «четырехчастная классификационная структура».
На основе анализа документопотока, посвященного проблемам личных библиотек, выявлено доминирование среди них исследований личных коллекций известных, публичных людей (преимущественно писателей). В то время как информация о фондах иных лиц совершенно малоизвестна и является лакуной отечественного библиотековедения.
В этом плане представляют интерес результаты регионального исследования «Что читает сельское население Мглинского района Брянской области и как оно относится к книге». Особую ценность данному исследованию придаёт то, что оно является своеобразной реконструкцией исследования 1900 года, т.е. авторы, спустя более чем, сто лет провели подобный опрос среди селян. Обобщение личных коллекций сельских жителей затронуло несколько районов – Красногорский, Мглинский, Выгоничский и другие [5]. Выяснилось, что преимущественно каждая семья обладает личной коллекцией. Был составлен примерный рейтинг периодических изданий, имеющихся в фондах библиотек селян. Составленная авторами исследования опись личных библиотек дифференцирована по владельцам и объёму книг личной библиотеки. Более подробные сведения о программе научного исследования, обобщении результатов анкетирования отражены в сборнике [9]. Немаловажно, что современное исследование рассматривается в рамках исторического контекста. Считаем, что использование данного опыта поможет получить точные данные о личных библиотеках сельских жителей, позволит систематизировать информацию о книжной культуре населения села.
На основе проведённого исследования сформулированы выводы о значимости личной библиотеки для сельского жителя. Её функции многоаспектны: получение совета, помощи, новой информации, заполнение досуга.
В пилотажном опросе, проведённом на базе одного из сёл Окинского района Республики Бурятии, выявлено, что преобладающее количество опрошенных (70%) обладает личной библиотекой. Немаловажно, что многие жители села создают домашние собрания, используют их в процессе формирования у детей интереса к чтению, к книге. У трети респондентов личная библиотека отсутствует, однако они планируют её создать в будущем.
Касаясь истории собирания личной библиотеки, отметим примерно одинаковое распределение результатов: одним она была передана в наследство от старшего поколения, другие впервые стали формировать издания в школьном возрасте (по 40% соответственно). Остальные приступили недавно к приобретению книг (20%), вероятно, к данной категории относятся молодые семьи, осознающие необходимость наличия личной библиотеки.
Владельцам личных собраний часто задают вопросы, связанные с объёмом фонда. В нашем случае исследуемый аспект дал следующие результаты: у более, чем половины респондентов библиотека небольшая – варьируется от 50 до 300 книг, иные отметили ещё меньше - до 20 экземпляров. Создание личной библиотеки, как указано выше, зависит от материальных ресурсов собирателя, особенностей размещения и хранения данного фонда в доме, отсутствия на селе возможностей выбора и приобретения изданий. Вероятно, все эти причины в совокупности повлияли на экземплярность фонда.
В отраслевом срезе личные библиотеки сельских жителей представлены литературно-художественными (65%)Дубина, историчесучебными (35%), научно-популярными, детскими (по 30%), хранение Библиофилы справочными (20%), самостоятельную досуговымидоссидосуговыми (15%). большую Преобладаие ППрролдмь юим
Преобладание литературно-художественных изданий вполне естественно для домашних собраний, поскольку они формируют самую ценную часть фонда – ядро и могут быть использованы каждым членом семьи. К ним относятся: классические отечественные и зарубежные произведения, приключенческая, детективная литература, которые есть практически в любой семье. Учебные издания наиболее всего востребованы теми членами семьи, кто обучается: в школе, колледже, вузе.
Научно-популярные и справочные книги необходимы для получения обобщённой информации краткого содержания, могут быть полезны для ведения домашнего хозяйства, выращивания скота. Детская литература в личных библиотеках сельских жителей включает произведения отечественных авторов – Л. Толстого, С. Маршака и других авторов. Досуговые издания позволяют занимательно провести свободное время, отвлечься от повседневной действительности, развить в себе творческое начало.
К сожалению, опрошенные ещё не имеют возможности свободно скачивать электронные книги, предполагаем, что они будут востребованы молодежью, подростками.
Таким образом, мы пришли к выводу, что личная библиотека играет важную роль в жизни сельских жителей. Несмотря на интенсивное развитие мультимедийных технологий, интернета личная библиотека остаётся для владельцев главным источником информации, разнообразно её значение и цели формирования: свободное чтение, развитие, образование, самообразование, профессиональная подготовка, детские развлечения.
Список источников
1. Бессонова Н.А. Частные книжные коллекции в фондах библиотек Самаро-Сибирского региона: В период с 30-х гг. XVIII в. по 20-е гг. XX в:.
диссертация ... кандидата педагогических наук : 05.25.03 / Бессонова Надежда Александровна; [Место защиты: Самар. гос. академия культ. и иск-в].- Самара, 2003. – 298 с.
2. Даньшина И. Личные и общественные [Электронный ресурс]. URL: http://bookre.org/reader?file=322868 (дата обращения: 20.01.2019).
3. Захарова Ольга Владимировна Личная библиотека в культурном пространстве российской провинции: от XIX к XXI в.: на материале Мордовского края: диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Захарова Ольга Владимировна; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева].- Саранск, 2009.- 183 с.
4. Ильина О.Н. Изучение личных библиотек в России: Материалы к указателю литературы на русском языке за 1934-2006 годы / ИКЦ «Русская эмиграция»; СПбГУКИ. – СПб.: Сударыня, 2008. – 502 с.
5. Макарова Т.Н. Владельцы личных библиотек [Электронный ресурс]. URL: http://libryansk.ru/files/project/chtenie_i_vremya_2016/text/makarova.pdf (дата обращения: 20.01.2019).
6. Национальная библиотека Республики Бурятия [Электронный ресурс]. URL: http://nbrb.ru/?page_id=152/ (дата обращения: 8.01.2019).
7. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. URL: https://www.rsl.ru/ru/about/history/ (дата обращения: 8.01.2019).
8. Терёшин В.И. Документные фонды: учеб. пособие. – М.: МГУК, 1997. – С. 22.
9. Чтение и время: матер. VII-й науч.-практ. конф.: 21 сентября 2016 г. / Брян. обл. науч. универс. б-ка им. Ф. И. Тютчева. – Брянск, 2017. – 61 с.: ил.
Сведения об авторе
Шаньгинова Галина Алексеевна - доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов. ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры».
Литература 21 века, чтение, история книги
07.09.2019, 1210 просмотров.