СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ: ИЗУЧАЕМ, АНАЛИЗИРУЕМ, ПРОЕКТИРУЕМ. СОКОЛЬСКАЯ Л. В. УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЕЙ КАК МАРКЕТИНГОВЫЙ ПРИЕМ ПРОДВИЖЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ УСЛУГ

В библиотечной сфере принято связывать уменьшение числа читателей библиотек с ментальными и технологическими явлениями. При этом революционным изменениям, происшедшим в структуре жизни людей, не придается должного значения. Между тем, зачастую именно они не позволяют человеку прийти в библиотеку.

Далеко не все библиотеки удобны для людей с учетом разных факторов: удачного расположения (для проезда общественным транспортом, для   парковки личного транспорта и т. п.), удачного временного графика работы. Нисколько не умаляя значения для современного читателя качества библиотечного фонда, комфортности пространства, в данном случае акцентируем именно момент несовпадения территориальных маршрутов человека, темпоритма его жизни с местонахождением и режимом работы библиотеки. В ситуации, когда не приходится говорить о развитии сети библиотек, только новые «точечные» формы их присутствия в местах массового пребывания населения могут выравнивать ситуацию: делать библиотечные услуги видимыми и удобными для использования, рекламировать ресурсы стационарных библиотек. 

В поиске выхода из сложившегося положения библиотеки близки к коммерческим организациям, также стремящимся к воссоединению товара и покупателя (потребителя). Два предыдущих десятилетия доказали не только возможность, но и эффективность применения маркетинговых инструментов в решении библиотечных задач.  Между тем, коммерческий маркетинг осваивает все новые практики, которые также есть смысл адаптировать в  библиотечное дело.

В современной ситуации для библиотек особую важность приобретает принцип бизнеса «Быть там, где находится потенциальный и реальный клиент». Следуя ему, современные  фирмы выстраивают стратегию покрытия территории точками продаж, предоставления услуг. «В последнее время все больше компаний уделяют повышенное внимание тому, насколько грамотно сотрудники отдела продаж управляют вверенной им территорией. Что интересно, происходит переосмысление реалий сегодняшнего дня и все чаще речь идет не об “управлении Продажами на территории”, а об “управлении Территорией”», подразумевая развитие продаж» [1].

В современной практике библиотек фактически также принят к реализации прием управления территорией как в традиционной форме внестационарного обслуживания, так и в рамках международной концепции «Библиотека без стен». Однако если за рубежом он, как правило, основан на применении классических инструментов, при этом – технологически модернизированных (мобильные библиотеки, в т. ч. с доступом в интернет), то в нашей стране  не наблюдается существенного наращивания объема этих традиционных форм (даже наличие в ряде регионов КИБО решительно ситуацию не меняет). При этом в отечественной практике массово фиксируется применение неиспользуемых ранее форм библиотечного обслуживания вне помещения стационарной библиотеки.

Наибольшее распространение из них получили уличные (парковые) библиотеки, предлагающие «бумажные» фонды или  «виртуальные» книжные стенды, откуда обладатели гаджетов могут бесплатно скачать популярные электронные книги с помощью QR-кодов. Привлекательность для населения этих так называемых «летних библиотечных площадок» очевидна: отсутствие формальностей для пользования документами, непринужденность и комфортность обстановки. При этом шанс привлечь случайного посетителя подобной площадки в постоянные читатели стационарной библиотеки достаточно выражен.

Географическое положение нашей страны не позволяет широко использовать подобные  формы библиотечного обслуживания, хотя следует признать их значение не только в плане популяризации чтения, но и в более широком контексте – как создающих новое культурное пространство, современную инфраструктуру городов и сел.

Успех летних площадок убедительно показывает востребованность населением подобных «простых» внестационарных библиотечных  «точек», удобно расположенных, жестко не привязанных графиком, видом услуг к конкретной территории (организации). В практике в отношении них часто используется понятие «выездной читальный зал», однако в новом ГОСТ Р 7.0.103─2018  оно отсутствует [2]. Как показывает опыт библиотек, содержание реально проводимой ими работы вне своих стен – не всегда собственно «читальный зал», достаточно часто – это площадка для проведения мероприятий.

Востребованность летних библиотечных площадок в новом свете представляет библиотечные пункты, ранее достаточно распространенную форму внестационарного обслуживания, утратившую актуальность в последние десятилетия. Вероятно, пересмотр их организационных позиций (видов услуг, графика работы, комфортности обслуживания, а, главное – места нахождения) позволят еще большему числу людей встретиться с книгой.  

Сегодня активность библиотек в создании своих «точек» на чужой территории особенно очевидна в отношении ТРЦ, проявившим наибольшую лояльность к поступившим предложениям. В частности, на конференции Российских советов торговых центров директор Архитектурного Бюро «Dyer» Ф. Болл говорил о том, что наличие в торговом центре библиотеки является важным фактором для привлечения потребителей [3].

Случаев создания собственно библиотек в ТРЦ в нашей стране уже достаточно [4], наряду с ними есть примеры,  могущие быть именованными как создание библиотечных «точек». Так, Тюменская ОУНБ совместно с Департаментом культуры области при поддержке крупнейших ТРЦ города с целью популяризации чтения открыла шесть «Литературных островков». По правилам проекта «Читай везде!» любой желающий может взять с «Островка» книгу на время или обменять ее на любую из своих книг. «Островки» удобно расположены в зонах отдыха торговых центров и доступны каждому, кто в перерывах между посещениями бутиков захочет отдохнуть с книгой в руках.

Получают распространение и примеры проведения на площадках ТРЦ крупных библиотечных мероприятий. Например,  в Ульяновске в ТРЦ «Аквамолл» в День семьи городские библиотеки организовали большой праздник, в Уфе в ходе общегородского праздника «День поэзии» в четырех ТРЦ состоялась акция, целью которой было поздравить людей с Международным днем поэзии и вручить «георгиевские ленточки», как символ единения людей в общем желании сохранить священную для нашего народа память о войне; молодые библиотекари Сахалинской ОУНБ приняли участие в книжном флешмобе «Я читаю Чехова», посвященном 150-летию со дня рождения писателя, организованном в здании супермаркета; молодые библиотекари ЦБС Ижевска 27 мая 2015 г. поздравили горожан с Общероссийским днем библиотек:  в рамках акции «Читают все!» Молодежный творческий совет устроил танцевальный флешмоб в самом популярном торговом центре города — ТРЦ «Петровский»; сотрудники библиотеки «Бестселлер» города Северодвинска совместно с Центральным универмагом и ООО «Модерн-Медиа» открыли первую Виртуальную библиотеку Архангельской области: теперь лучшие образцы классической литературы могут оказаться в мобильном гаджете любого посетителя торгового центра; интерактивный читальный зал, организованный ЦБС города Челябинска, периодически открывается в городском ТРЦ «Фокус» .

Между тем, пока не приходится говорить об осознанной, планомерной деятельности библиотек по покрытию территории «точками» своего присутствия. При этом коммерческий маркетинг сознательно решает подобную задачу. В частности, маркетинговое понятие «сенсус территории» (полная перепись всех точек розничной торговли на определенной территории) в адаптированном виде имеет полное право для использования в нашей сфере: как результат переписи мест массового пребывания людей, доступных и удобных для проведения библиотечных мероприятий и краткосрочного пользования библиотечным фондом. Многие      инструменты сенсуса как метода маркетингового исследования приемлемы для нас: сегментация организаций, площадок пребывания людей по интересующему нас потенциалу, лояльности к библиотеке, ассортименту возможных услуг,   количеству потенциальных и активных клиентов, принципам работы в каждом сегменте сенсуса, способам удержания клиентов и др.

Очевидно, что библиотеки также стоят перед задачей  изучения территории своего нахождения и обслуживания на предмет выявления мест выгодной презентации и продвижения услуг. Стремительность изменений в  производственной и образовательной  средах, торговой, социокультурной инфраструктуре поселения не позволяет библиотекам без специального изучения  иметь об этом полное представление. Соответственно, процесс выявления резервов, «лакун» в организации библиотечного обслуживания, как минимум, затруднен.  Планомерно организуемое покрытие территории «точками» библиотечного воздействия может быть решающим в условиях отсутствия развития библиотечной сети.  

 

 Список источников

1. Бакка А. Управление территорией в продажах [Электронный ресурс] //  Режим доступа: https://www.trn.ua/articles/8258/

2. ГОСТ Р 7.0.103-2018 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД). Библиотечно-информационное обслуживание. Термины и определения [Электронный ресурс] //  Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200161600

3.     Состоялась общероссийская Конференция РСТЦ в Екатеринбурге [Электронный ресурс] / Российский совет торговых центров.  2014. 26 июня. // Режим доступа: http://www.rcsc.info/novosti/262-sektsiya-developmentav-trts-gudzon-20-05-2021

4. Сокольская Л. В., Агафонцева Т.  Библиотека в торгово-развлекательном центре: в чем рациональность? // Молодые в библиотечном деле.  2016. № 8. С. 5–17.

 

Сведения об авторе

Сокольская Людмила Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности Челябинского государственного института культуры

К оглавлению выпуска

конференции, продвижение чтения

07.09.2019, 8279 просмотров.