БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАДРЫ: ПОДГОТОВКА, УПРАВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ. ФОМЕНКО И.Г. МУРАШКО О.Ю. ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЙ БИБЛИОТЕЧНОГО КАДРОВЕДЕНИЯ

Теория управления оперирует несколькими дефинициями, характеризующими коллективы людей, объединенных для трудовой деятельности. Одним из ключевых понятий из их перечня является   понятие «трудовые ресурсы», которое зародилось в России советского периода. Данное понятие сформулировал академик Станислав Струмилин начале 20 гг. XX века.  Такой подход базировался на общем нивелировании способностей человека, отсутствии индивидуального к возможностям конкретного человека в сфере трудовой деятельности.  Процессы демократизации, распространившиеся в 90-е годы  XX века во всех сферах формирующегося российского общества, коснулись и сферы менеджмента.

 Роль индивидуальности, личности, ее влияние на развитие коллектива становятся основополагающим постулатом, который находит отражение в изменении теории управления, в том числе и в библиотечно-информационной отрасли.   Наряду с понятием «трудовые ресурсы» в научный и практический обиход входит более широкое по содержанию понятие «трудовой потенциал», которое отражает не только реализуемые возможности человека, коллектива людей, но и способности, которые могут быть реализованы. Данное определение, в отличие от рассмотренного ранее дает не только количественную оценку, но и учитывает различия трудовых  способностей  и возможностей людей, то есть «трудовой потенциал» - это трудовые ресурсы в качественном измерении.

В контексте вышеизложенного, рассмотрим эволюцию понятий, характеризующими человеческие ресурсы, в библиотечной отрасли.

При подготовке к I библиотечному съезду (1924 г.) Н.К. Крупская составила программу изучения и совершенствования профессии советского библиотекаря: «Библиотечный персонал. Библиотечное дело как особая специальность. Общая, профессиональная, политическая подготовка библиотекарей, различные виды и формы ее. Порядок замещения библиотекарских должностей. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности библиотекарей. Экзамены на звание библиотекаря. Роль библиотекаря в библиотечном деле как профессионала и гражданина. Правовое и материальное положение библиотекарей. Объединение библиотекарей: кружки, ассоциации, общества, союзы, клубы, конференции, съезды». При её непосредственном участии в первом же номере журнала «Красный библиотекарь» создается  раздел  «Труд и быт библиотечного работника», то есть библиотечный персонал при всех обозначенных правах рассматривается в качестве совокупности «работников», прежде всего, призванных обеспечить продвижения в широкие массы идеологических установок Советской власти  [9]. Понятие «библиотечный работник» прочно вошло в обиход управления библиотечными кадрами и до сих пор встречается в деловом и профессиональном лексиконе, на что, в частности, указывает Н.Т. Чуприна [10, с.63-64]. Автор утверждает, что данное понятие   характеризует исключительно «рабочую силу»  

В 60-е гг. происходит интенсификация производства, уже восстановлена экономика страны после  Великой Отечественной войны, возрастает роль научно-технического прогресса, в том числе возрастает роль библиотек в обеспечении данного процесса. В 70-80-е гг. XX в. было проведено исследование «Рациональное размещение и использование библиотечных ресурсов в стране». Проведенное исследование позволило выявить состояние библиотечных кадров в регионах страны, общий уровень их развития, стабильности, выполняемой нагрузки. На основе полученного материала изучена также сравнительная обеспеченность библиотечными кадрами системы Министерства культуры СССР читателей и специалистов регионов. Исследователям не удалось установить прямые взаимосвязи между составом библиотечных кадров и объемами работы с читателями, в том числе с конкретными группами специалистов. По хронологической глубине были взяты данные с 1976 по 1980 г. В государственных и профсоюзных библиотеках анализ некоторых параметров удалось провести за более длительный период - с 1965 по 1980 г. [5].

 Накопление исследовательских результатов, с одной стороны, и практическая необходимость в более прочном обосновании профессиональной деятельности, с другой, позволили Ю.Н. Столярову по итогам структурно-функционального анализа системы «библиотека» сформулировать тезис о том, что учение о библиотечных кадрах является столь же равноправной частью библиотековедения, как учение о библиотечном фонде или читателе. В качестве синонимов учения о библиотечных кадрах Ю.Н. Столяров применил термины «библиотечная профессиология» и «кадроведение» [6]. В данное время понятие «библиотечные кадры» начинает рассматриваться как один из составляющих компонентов ресурсной базы библиотеки.

Как отмечала в монографии «Стратегическое управление библиотекой» И.М. Суслова: «По мере ослабления централизованной системы управления перед организациями начали вставать принципиально новые задачи в области управления человеческими ресурсами» [8, с. 197].  В своих научных работах авторитетный библиотековед чаще всего использует понятие «персонал», что также отвечает перестройке позиций управления коллективом библиотеки, так как понятие «персонал» вносит смысловой оттенок, связанный со словом «персона», то есть учитывается индивидуальное, личное, частное начало в «общем».

В 90-е годы, в связи с происходящими в стране изменениями, исследования кадрового состояния не проводились. На современном этапе изучение кадрового состояния библиотек проводят отдельные регионы, притом чаще это локальные статистические или социологические исследования, а не комплексные, как проводились ранее. В основном изучается не кадровый потенциал библиотеки,  а ее кадровый состав, однако время от времени  в печати появляются статьи о кадровом потенциале библиотеки.

90-е годы и демократические изменения в сфере библиотек и связанные с этим изменения в трактовке понятий стали чаще использоваться «кадры», «персонал библиотеки», «кадровый потенциал», хотя  иногда в публикациях  

К началу 2000-х годов мы наблюдем ряд научных публикаций, в которых устойчиво используются понятие «кадровый потенциал библиотеки» и «кадровый персонал». К данным работам может  быть отнесена, например, диссертация И.С. Кильпяковой «Библиотечный кадровый менеджмент как основа развития кадрового потенциала современной библиотеки»,  в которой автор использует такие категории как «персонал», «кадровый менеджмент»,  «кадровые технологии»,  но не раскрывает их содержания, то есть эти понятия используются уже априори [4].

 В 2006 году в сборнике научных трудов «Кадровый потенциал библиотек» Сибирское  отделение ГПНТБ опубликовало  результаты ряда исследований, направленных на изучение кадровой ситуации библиотек Сибирского и Дальневосточного региона Российской Федерации, Амурской области. В Дальневосточном федеральном округе был проанализирован кадровый потенциал публичных библиотек. В качестве показателей были взяты обеспеченность кадрами библиотечных работников, образовательный уровень, динамика персонала. По результатам исследования были предложены меры оптимизации кадровой политики, организован межрегиональный Центр непрерывного развития библиотечных работников Дальневосточного региона [1]. В исследовании М.П. Захаренко делается попытка охарактеризовать понятие «молодой библиотечный специалист», но из-за размытости общего понятия «молодой специалист» автор не дает никаких определений данного понятия, а перечисляет основные параметры принадлежности к данной группе [3, с.27-28].  Данный автор использует в своем исследования понятия «специалист», «персонал», «кадровая ситуация».  

Кадры библиотечно-информационных учреждений также становятся объектом изучения наших коллег из Беларуси. В центре внимания И.Б. Стрелковой-Зыль находятся вопросы аттестации кадровых ресурсов вузовских библиотек, подбор и обучение  персонала. Автор изучила факторы, влияющие на   формирование кадрового состава вузовских библиотек Республики Беларусь, а также динамику их развития за 10 лет [7].  И.В. Юрик исследовала проблемы адаптации библиотечных кадров в научных библиотеках республики Беларусь. Автор считает,  что адаптация новых сотрудников в библиотеке необходима для  поддержания высокого уровня профессионального мастерства, так как самым сложным уровнем адаптации персонала является профессиональный [11]. Данные исследователи в своих работах, хотя само понятие не используют, обращают внимание на развитие кадрового потенциала библиотек, так как и адаптация библиотечного персонала, и аттестация не только выявляют  потенциал  библиотекарей, но и влияют на дальнейшее развития   библиотеки.

Считаем необходимым отметить, что в то же самое время авторами ряда статей исследуется все тот же кадровый состав, авторы статей не видят разницы между понятиями кадровый состав (персонал) библиотеки и кадровый потенциал библиотеки. Так, например, в статье, Е.К. Высоцкой, старшего научного сотрудника РНБ «Кадровый потенциал сельских библиотек России (2001-2006 г.г.)» фактически анализируется состояние кадров данного типа библиотек, но в центр внимания не включены вопросы, связанные со стимулированием трудовой деятельности, развитием кадрового резерва, вопросами повышения квалификации сотрудников и др. [2].

Таким образом, одна их главных проблем оптимизации кадровых ресурсов РФ заключается не только в отслеживании динамики уровня образования и стажа работников, но и необходимости формирования  понятийного аппарата данной темы, регулярной диагностики  состава и тенденций формирования кадрового потенциала библиотек России.

список источников

1.Артемьева, Е.Б. Кадровый потенциал библиотек / Е.Б. Артемьева .— сб. науч. тр. — Новосибирск : Издательство ГПНТБ СО РАН, 2006 .— 228 с.

2.Высоцкая Е.К. Кадровый потенциал сельских библиотек России (2001-2006 гг. / Е.К. Высоцкая. – Режим доступа: https://docplayer.ru/33720058-Kadrovyy-potencial-selskih-bibliotek-rossii.html (дата обращения: 12.02.2019).

3.Захаренко М.П. Молодые кадры современной библиотеки: Организационно-управленческий подход: научно-практическое пособие. – Санкт-Петербург: Профессия, 2013. – 240 с., с.27-28.

4.Кильпякова, И.С. Библиотечный кадровый менеджмент как основа развития кадрового потенциала современной библиотеки : на примере областных универсальных научных библиотек Центрального Федерального Округа Российской Федерации : диссертация ... кандидата педагогических наук : 05.25.03 / Кильпякова Ирина Сергеевна; [Место защиты: Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств]. - Белгород, 2009. - 150 с. : ил.

5.Садофьева, Т.Л. Анализ размещения библиотечных кадров в союзных республиках  / Т.Л. Садофьева // Проблемы рационального размещения и использования библиотечных кадров в стране. – М., 1984.- С. 110-122.

6.Столяров, Ю. Н. Библиотека: структурно-функциональный подход: моногр. / Ю. Н. Столяров. – М.: Книга, 1981. – 255 с.

7.Стрелкова, И.Б. Формирование кадровых ресурсов библиотек в новой информационной среде : науч.-практ. пособие / И. Стрелкова. – Минск : Новое знание, 2008. - 223 с.

8.Суслова И.М. Стратегическое управление библиотекой/ И.М.Суслова.- М.; МЦБС, 2008 – 256 с.

9.Чачко, А.С. Истоки и предпосылки формирования библиотечной профессиологии [Текст]  / А.С. Чачко // Науч. и технич. б-ки СССР. – 1988. - №8. – С.3-12.

10.Чуприна, Н.Т. Универсальная библиотека: инновационная деятельность в профессиональной практике : науч.-практ. пособие / Н.Т. Чуприна. - М. : Либерея, 2004 (ГУП МО Раменская тип.). - 117 с.

11.Юрик И. В. Адаптация персонала библиотеки: методика, технология, опыт : учеб.- метод. пособие / И. В. Юрик. – Москва : Литера, 2011. – 138 с.

 Сведения об авторах

Фоменко Ирина Григорьевна, Белгородский государственный институт искусств и культуры, преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности, irina_lomatschen@mail.ru

 Мурашко Ольга Юрьевна,  кандидат педагогических наук, доцент. БГИИК, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности, olga-mur@inbox.ru

К оглавлению выпуска

конференции

07.09.2019, 1192 просмотра.