БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАДРЫ: ПОДГОТОВКА, УПРАВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ. БУЛЫЧЕВА А. А. КАДРОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИБЛИОТЕКИ

   Кадровый менеджмент относится к числу наиболее востребованных практикой управленческих технологий. Кадры являются самым значительным ресурсом любого общества, любой страны и любой организации. Кадровая политика – совокупность правил и норм, целей и представлений, которые определяют направление и содержание работы с персоналом. Через кадровую политику осуществляется реализация целей и задач управления персоналом, поэтому ее считают ядром системы кадрового менеджмента. При этом термин «кадровый ресурс» означает не людей, а знания, навыки, умение решать определенные профессиональные за­дачи. И библиотеки не являются исключением. Эффективность работы библио­теки сегодня во многом определяется ее кадровым составом.

   Формирование и сохранение высокого кадрового потенциала библиотеки – задача непростая. Механизм реализации кадровой политики представляет собой систему планов, организационных, административных, социальных и других мероприятий, нацеленных на решение современных кадровых проблем в библиотечном персонале [4].  Ранее, нами было отмечено, что библиотечный персонал является одним из основных ресурсов библиотеки и требует постоянного профессионального обучения, поскольку от их интеллектуального и творческого развития зависит эффективность деятельности всей библиотеки [1,2,3].

   По мнению И. М. Сусловой, к основным задачам, над которыми должен работать персо­нал библиотек, относятся:

1)      качественное обслуживание пользователей;

2)      создание справочно-поискового аппарата к ресурсам библиотеки с ис­пользованием новейших технологий, развитие сетевых технологий и взаимо­действие библиотек;

3)      выполнение функции библиотеки – депозитария по собиранию, хра­нению и использованию краеведческой и местной печати;

4)      организация научной, исследовательской работы и др. [5].

   В связи с этим, требуется постоянный мониторинг тенденций и перспектив развития кадровой политики в любой библиотеке. В ГКУК РМ «Мордовская республиканская специальная библиотека для слепых» было проведено социологическое исследование по библиотечному персоналу. В ходе анкетирования решались задачи:

– определить отношение к профессии самих библиотекарей и факторы, определяющие ее общественный статус;

– изучить профессиональную и творческую активность библиотечных специалистов;

– выяснить степень значимости и приоритетные формы и направления системы повышения квалификации библиотечных кадров;

– наметить основные проблемы и пути совершенствования кадрового состояния библиотеки.

   Анкета включала 17 основных вопросов, направленных на изучение кадрового потенциала библиотечных работников ГКУК РМ «Мордовская республиканская специальная библиотека для слепых». Вопросы анкеты были направлены на определение статуса, отношения библиотекарей к своей профессии. Основной блок вопросов анкеты был посвящен выявлению возможностей реализации форм повышения квалификации и методической помощи, основных направлений развития и совершенствования кадрового состояния библиотек. Заключительные вопросы касались социально-демографических характеристик персонала: возраста, библиотечного стажа, образования.

   Результаты анкетирования показали, что образовательный уровень опрошенных довольно высок: высшее библиотечное образование имеют (50 %). Доля сотрудников с высшим неспециальным  образованием 33 %,  среднее профессиональное образование 17 %. Общий процент сотрудников с высшим специальным и средним специальным (библиотечным) образованием в целом по библиотеке составляет 67 %. Возрастной состав респондентов: от 30 до 50 лет – 50 %; от 55 лет и старше также 50 %. Положительная динамика роста уровня образованности сотрудников библиотеки объясняется сменой и ротацией кадрового состава библиотеки. Немаловажным фактором, влияющим на отношение библиотечных кадров к собственному профессиональному росту, является стаж работы. Основная часть респондентов имеет достаточно большой стаж библиотечной работы – свыше 10 лет 83 %. Специалисты со стажем от 7 до 10 лет составил 17 %. Специалисты, работающие в библиотеке, достигли периода, когда профессионализация во многом состоялась, есть определенные карьерные успехи и видимые трудовые результаты.

   Для эффективной трудовой деятельности важным фактором является удовлетворенность содержанием и условиями работы. В ходе анкетирования выявлено, что уровень удовлетворенности работой в библиотеке у респондентов оказался достаточно высоким – 100 % . Все респонденты 100 % отметили, что одним из важных факторов успешной деятельности библиотеки является состояние психологического климата в коллективе. Подавляющее большинство респондентов – 67 % считают библиотечную профессию непопулярной в настоящее время. Эти ответы заставляют задуматься о низком престиже библиотечной профессии в глазах самих библиотекарей. Этот немаловажный результат требует корректировки в сторону повышения профессионального рейтинга профессии. Основной причиной, препятствующей популярности библиотечной профессии, по мнению респондентов является низкая заработная плата. В связи с тем, что в настоящее время в традиционную библиотечную работу интегрируются новые технологии, понятие библиотечной профессии расширяет свое содержание и это требует увеличения оплаты труда. Умение найти контакт или избежать конфликтную ситуацию, очень важно для профессиональной деятельности в любой организации, поэтому неудивительно, что все респонденты уверены, что библиотекарям необходимы навыки и знания в области психологии общения; необходимо постоянное совершенствование профессиональных знаний персонального компьютера.

   Анализируя ответы на  вопрос, «Какие проекты Вы хотели бы реализовать в своей библиотеке?» библиотекари выбрали по несколько проектов из предложенных вариантов и предложили свои варианты. Очевидно, это связано с тем, что в современных условиях библиотекари ценят значимость и эффективность организации данной работы.

   В процессе мониторинга было выявлено, что все опрошенные  ориентированы на повышение своей квалификации и  испытывают необходимость в профессиональном развитии. Однако, большинство респондентов – 83 % в последние пять лет не участвовали в образовательных мероприятиях по повышению своей квалификации с получением сертификата о повышении квалификации. Самой популярной формой профессионального совершенствования, по мнению респондентов, являются курсы повышения квалификации, в которых нуждаются все опрошенные – 100 %. Мероприятия по повышению квалификации, библиотекари расположили следующим образом: 1) курсы повышения квалификации; 2) научно-практические конференции; 3) самообразование.

   При изучении вопроса о профессиональном чтении библиотекарей, выяснилось, что все респонденты обращаются к профессиональной литературе и считают ее важным условием для профессионального роста. Среди профессиональной прессы предпочтение отдается журналам «Библиотека», «Библиополе», «Библиотековедение», «Библиотечное дело». Кроме того, профессиональную информацию библиотечные специалисты получают в сети интернет.

   В процессе анкетирования было определено, что каждый из респондентов выбрал методическую помощь по своему направлению деятельности. Внедрение информационных технологий выбрали все респонденты, понимая значимость компьютерной грамотности на современном этапе в деятельности библиотеки. Характерная особенность сегодняшнего дня заключается в том, что библиотекарь должен постоянно учиться, чтобы успеть за изменениями. Все чаше побудительными мотивами деятельности библиотекаря выступают чувство достижения цели, признание, сама работа, ответственность и возможность продвижения. Реализация этих факторов удовлетворенности формирует благоприятное отношение к работе.

   Таким образом, в ходе проведенного исследования для оптимизации кадрового менеджмента в библиотеке, обеспечения профессионального развития библиотечных кадров, адекватного требованиям времени необходимо:

– тщательно отслеживать динамику уровня образования и стаж работников библиотек;

– проводить регулярный мониторинг состава и тенденций формирования кадров библиотеки;

– обеспечивать дифференцированный подход по повышению квалификации библиотечных кадров;

– решать вопросы профессионального информирования работников библиотеки, обеспечения их профессиональными периодическими изданиями.

   Работа по кадровому менеджменту во многом зависит от слаженных действий всего коллектива, понимания и поддержки каждым библиотечным специалистом новых идей и проектов. При оцен­ке кадрового менеджмента библиотеки следует учитывать множе­ство факторов, влияющих на эффективность деятельности библиотеки в целом.

список источников

  1. 1. Булычева А. А. Профессиональное обучение и развитие кадров библиотек / А. А. Булычева, М. И. Ломшии // Научное мнение. – 2015. – № 3–2. – С. 129–133.
  2. 2. Булычева А. А. Система формирования профессионального образования и развитие личностно-творческого потенциала библиотечных кадров / А. А. Булычева // Интеграция образования. –  2007. –  №№ 3,4. – С. 134–138.
  3. 3. Булычева А. А. Социально-психологические характеристики управления персоналом современной библиотеки (на примере Республики Мордовия / А. А. Булычева // Румянцевские чтения – 2018 : материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Москва, апр. 2018 г. [в 2 ч.] / М-во культуры РФ; [сост. Е. А. Иванова; редкол. : В. В. Федоров, Ю. С. Белянкин, М. Я. Дворкина и др.]  – М. : Пашков дом, 2018. – Ч. 1. – С. 106–111.
  4. 4. Колесникова М. Н. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности / М. Н. Колесникова. – М. : Либерея Бибинформ,  2009.
  5. 5. Суслова И. М. Менеджмент библиотечно-информационной работы : учебник / И. М. Суслова, В. К. Клюев. – СПб. : Профессия, 2009.

сведения об авторе

Булычева Арина Александровна - заведующий методическим отделом ГКУК РМ «Мордовская республиканская специальная библиотека для слепых» e-mail: bulychevaaa@yandex.ru

К оглавлению выпуска

Библиотечное образование, библиотековедение, мероприятия, проекты, конференции

07.09.2019, 1566 просмотров.