СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК В НОВЫХ РЕАЛИЯХ. СУВОРОВА В.М. РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ В ВЕК ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
С 2018 года библиотеки, подотчетные Министерству культуры РФ, подчиняются Департаменту информационного и цифрового развития, в котором функционирует Отдел библиотек, занимающийся координацией деятельности и развитием библиотек.
Современное инновационное управление библиотекой предопределяет цель библиотечно-информационного обслуживания, которая выражается в качественно полном и эффективном удовлетворении любых информационных потребностей пользователей всех категорий всеми видами и типами изданий и оказании широкого спектра библиотечно-информационных услуг. В связи с этим библиотека активно учитывает изменившиеся интересы пользователей, способствует получению ими информации любого рода, в том числе, а сегодня и в первую очередь, на электронных носителях. В новых условиях изменилась первостепенная роль библиотекаря. Он выступает, прежде всего, консультантом, его задача — помочь научить пользователя получать информацию самостоятельно. Кстати, только что утверждён Профессиональный стандарт новой профессии «цифровой куратор». И это несомненный успех! Создать новую профессию в сфере цифровой экономики непросто. Теперь будущее стало на шаг ближе (Приказ Минтруда России №682н от 31 октября 2018 г. Об утверждении профессионального стандарта «Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)». Интересно, как пойдет применение стандарта в библиотеках? (Предполагается, что теперь предстоит работа по созданию Сетевого Университета Российского Общества «Знание», в котором будут обучать цифровых кураторов).
Изменилась и роль пользователя, который вместо пассивного участника библиотечно-информационной деятельности, становится самоуправляемой личностью, способной использовать те средства информации, которые ему доступны. Например, чтение электронной книги, которая, в отличие от обычной, создает не линейную, а сетевую структуру. В каждом узле-странице этой книги содержится информация в виде текста, графики, анимации, звука, видео. Жизненно важным условием для продуктивной деятельности и востребованности предлагаемых информационных услуг становится способность к своевременной адаптации.
Переход к так называемой «клиентоориентированной» библиотеке, в том числе и электронной, затрагивает корпоративную культуру, систему коммуникаций, систему работы с пользователями, основные библиотечные процессы, систему управления и т.д. Так какая сила заставляет библиотеки меняться в век цифровых технологий? На этот вопрос дал ответ Ю.Ю. Черный, кандидат философских наук, руководитель Центра по изучению проблем информатики ИНИОН РАН, в своем виртуальном докладе на конференции в ЦГПБ им. В.В. Маяковского (г. Санкт-Петербург) в рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума. В первую очередь, это изменение характеристик (портрета) пользователя. «…Цифровые технологии способны трансформировать вокруг себя и физический, и биологический мир. На нынешнем этапе становления Web 3.0 библиотеки должны встраиваться в мир. Некоторые ученые называют данный период четвертой промышленной революцией. Традиционная адаптационная стратегия библиотеки даёт сбой при появлении большого количества технологий. Сориентироваться можно только с помощью опережающего образования. Вот несколько современных характеристик пользователя. Культура участия: пользователь как активно участвующий в жизни библиотеки даже на базовом уровне Web 2.0; библиотека должна выходить в социальную сеть и допускать критику по отношению к своим услугам. Культура ремикса: возрождаются механизмы бесписьменного общества, рерайтинг и копирайтинг, а библиотека может предоставить знания в более полном виде, указав пользователю еще и на другие возможные формы их получения. Информатизация эквивалентна межличностной коммуникации – современный пользователь перестает воспринимать мир линейно, а возвращается к слуховому восприятию мира. Персонификация: для пользователя дорог свой канал, человек хочет не идти куда-то, а чтобы информация поступала прямо к нему в любимом формате. Представление информации о себе должно быть диверсифицировано. Социализация: социальные сети не только объединяют людей, но и разделяют их по принадлежности к определенному сообществу либо социальным группам. Конвергенция: человек начинает конвергировать к какому-либо средству информации, и это может привести к полному слиянию человека и гаджета, компьютерного устройства. Мобилизация: Интернет сегодня – это среда обитания человека, сам человек становится мобильным, превращаясь в функционирующую единицу Интернета, элемент цифровой среды. Модернизация библиотек базируется на социальной памяти человечества. Однако библиотеки могут смотреть на модернизацию с разных точек зрения. Это не означает, что все они, особенно публичные, должны стать электронными. Но нужно понимать, что есть сила, которая определяет движение, необходимо вписаться в это движение, так как технологии печатной книги достигли своего пика в прошлом. Библиотеки должны найти свою нишу на этапе создания коллективного интеллекта человечества…»
17 ноября 2018 года в рамках деловой программы VII Санкт-Петербургского международного культурного форума (профессиональный поток) состоялось заседание Секции «Цифровая культура. От слов к делу», в которой были представлены проекты, программы и планы по цифровому развитию сферы культуры. Среди тем Секции - Федеральный проект «Цифровая культура»; О развитии Национальной электронной библиотеки и проекте по модернизации муниципальных библиотек; Онлайн-трансляции учреждений культуры в сети Интернет: как увеличить свою аудиторию и др. Одним из модераторов заседания был Вадим Валерьевич Ваньков, директор Департамента информационного и цифрового развития МК РФ, выступивший с докладом «Цифровая культура: от слов к делу». Основной тезис - «Культура – национальный приоритет». Национальный проект «Культура», о котором говорил В.В. Ваньков, состоит из трех федеральных проектов: «Культурная среда», «Творческие люди», «Цифровая культура» (нэб.рф – это 10 000 электронных залов). На федеральный проект «Цифровая культура» в 2019-21 гг. в бюджете, одобренном Госдумой в третьем чтении, предусмотрено свыше 1 млрд руб.
В настоящее время уже реализующийся проект «Единое информационное пространство в сфере культуры» (АИС ЕИПСК all.culture.ru.) представляет собой систему с разветвленной структурой взаимодействия между органами исполнительной власти в сфере культуры и учреждениями разных уровней подчинения: федеральными, региональными, муниципальными и т.д. С помощью этого проекта учреждения, в том числе библиотеки, получают доступ к информационному пространству социальных сетей, ведущих новостных и развлекательных ресурсов России, могут делать почтовые рассылки, иными словами, – выстраивать коммуникацию со своими потенциальными посетителями на всех уровнях.
Сегодня библиотеки активно работают с интернет-сообществами в социальных сетях, создают блоги для своего позиционирования. Сообщество – это, прежде всего, средство для поддержания отношений и формирования мнения у самой активной, самой влиятельной части целевой аудитории библиотек, а социальная сеть служит площадкой для обсуждения, продвижения услуг библиотеки. Ведь в социальных сетях сближение людей происходит быстрее, чем в реальной жизни. Поэтому вполне логично, что библиотеки стараются использовать их («Google+», «Facebook», «ВКонтакте», «Twitter» и др.) не только как средство воздействия, но и как средство взаимодействия. Постепенно «Facebook» вырвался в явные лидеры. Функциональные возможности этого ресурса максимально отвечают потребностям пользователей. Ресурс наиболее приспособлен для продвижения библиотеки просто потому, что общаться, организовывать и поддерживать профессиональные и личные контакты с помощью «Facebook» удобнее всего. Опыт показывает, что библиотечное сообщество в основном общается в «Facebook». Это и страницы библиотек, и профили библиотекарей, и тематические библиотечные группы. Среди них, например, такие группы, как «Современная библиотека», «Российская библиотечная ассоциация», «Профессиональный стандарт библиотечно-информационной деятельности», «Виртуальный методический кабинет», «НАББ», «НеКонференция библиотечных блогеров» и др.
Однако существуют и дискуссионные вопросы, в частности, вопросы этики в виртуальных коммуникациях, так как давно настала пора отрегулировать в должностных обязанностях и плановых документах работу сотрудников библиотек в блогах и социальных сетях, а также этические принципы (во многих зарубежных странах действуют Кодексы этики блогера). В государственных и муниципальных организациях культуры это особенно важно: во-первых, их сотрудники работают не как частные лица, а выполняют государственные (муниципальные) задания, установленные учредителями соответствующих организаций; во-вторых, они обязаны соблюдать требования законодательства РФ. Кстати, администратор группы ««НеКонференция библиотечных блогеров» в «Facebook» поделилась перечнем документов, которые нужно иметь в библиотеке для организации работы сотрудников в социальных сетях. Это: Стратегия информационного развития; Положение о работе в социальных медиа; Положение о структурном подразделении; Нормы времени; Должностные инструкции; Контент-план (медиа-план, регламент); Инструкция по учёту статистических показателей обслуживания пользователей; Приказ директора о назначении ответственных; Госстатистика (внесение изменений в форму 6НК); Правила поведения в социальных сетях; "Документированные процедуры" (рабочие инструкции); Критерии оценки эффективности деятельности (формулировки по соцсетям) в Положении об оплате труда.
Портал «Культура.РФ» представил методическое пособие по продвижению учреждений культуры в социальных сетях. Это первое издание в России, ориентированное на работников отрасли культуры. Рекомендации подготовлены с учётом общемировых тенденций в области развития социальных сетей и опыта ведущих учреждений культуры России. В пособии представлены результаты опроса «Социальные сети как рабочий инструмент», который был проведён в сентябре 2017 года среди 434 сотрудников музеев, библиотек, дворцов культуры и клубов, концертных площадок, образовательных учреждений, театров, кинотеатров, парков, цирков. Цель методического пособия – популяризация стратегического подхода к ведению страниц учреждений в социальных сетях.
Таким образом, что может сделать современная библиотека? Не просто приспосабливаться к медиапространству, а проектировать его развитие. Библиотеки выходят за рамки традиционного продвижения своих продуктов и услуг, но превращаются, в том числе и библиотекари, соответственно в медийные организации и медийные персоны.
|
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Суворова Валерия Михайловна - составитель и редактор «Информационного бюллетеня РБА», помощник Президента РБА, кандидат педагогических наук
социальная сеть, муниципальные библиотеки, проекты, конференции, чтение
08.09.2019, 1247 просмотров.