СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК В НОВЫХ РЕАЛИЯХ. ТУРАНИНА Н.А., КАПУСТИНА Т.А. РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК

На современном этапе библиотечная сфера продолжает переживать инновационный бум практически по всем направления деятельности. Библиотечные учреждения активно перестраивают структуру и содержание работы, с использованием инновационных подходов проходят профессиональные мероприятия, формируются информационные базы данных и электронные ресурсы, издаются тематические пособия и сборники. В пособиях А.Н.Ванеева, Е.Ю.Качановой, Н.Т.Чуприной дан анализ инновационной деятельности в библиотеках, даны обоснования появления, создания, использования и распространения инноваций в библиотечно-информационной сфере [1].

Инновационный процесс, инновационная культура библиотек, инновационное взаимодействие, инновационная библиотечная политика – все эти понятия становятся ключевыми моментами деятельности библиотек. Однако не каждая новая идея может стать «инновацией». Прежде всего, инновация должна соответствовать ряду критериев:

- инновация не только направлена на развитие библиотеки, но и способствует движению библиотечной деятельности как системы к обновлению;

- инновация направлена на решение проблемной ситуации и может стать одним из способов выхода библиотеки на высокий профессиональный уровень;

- инновация способствует динамичному развитию ее основных структурных элементов, содержания деятельности, состава библиотечных кадров, материально-технической базы.

Инновационным процессам, происходящим в библиотечно-информационной деятельности, необходимо оптимальное сочетание условий внешней среды (культурных, политических, социальных, экономических потребностей пользователей) с потребностями библиотечно-информационной сферы (решение профессиональных проблем, поиск путей развития деятельности) и возможностями персонала (наличие необходимых знаний, умений, навыков).

Каждая библиотека является носителем тех или иных библиотечных традиций, но не каждая из них способна генерировать инновации. Для этого она должна обладать определенным потенциалом, соответствующими кадровыми и информационно-библиотечными ресурсами и материально-техническим обеспечением. Более того, библиотека обязана стать учреждением, руководство и коллектив которого готовы развиваться и переобучаться.

Очевидно, что новое не может появиться из «профессиональной пустоты» - в «незаряженном» информацией немотивированном библиотекаре или равнодушном руководителе, в номинально работающем коллективе с формальным отношением к профессиональному обучению.

Инновационная деятельность библиотеки как любая другая, требует ресурсного вложения, и прежде всего кадрового обеспечения. Существует определенная взаимозависимость этих двух факторов - инновационного развития и профессионального развития коллектива. С одной стороны, невозможно разработать и внедрить, апробировать и распространить инновацию без специалистов, имеющих инновационный потенциал, т.е. развитие библиотеки приостанавливается без соответствующего кадрового обеспечения. Например, нельзя создать электронный каталог без специалистов, прошедших обучение и понимающих важность, принципы и технологии его создания. В свою очередь, профессиональное развитие библиотекарей происходит качественнее в инновационной среде, поскольку существует определенная мотивация на освоение новых знаний, умений, навыков и достижение лучшего результата. Так, если все основные проекты библиотеки переносятся на площадку интернет-пространства, то постепенно в этот процесс вовлекаются специалисты других отделов, казалось бы, далеких от веб-разработок и начинают адаптировать и свою деятельность к такому прочтению. И точкой преломления процессов инновационного и профессионального развития библиотек становится инновационно-методическое обеспечение как область деятельности, соединяющая в себе и повышение квалификации кадров, и «управление изменениями» в необходимом режиме для поступательного движения библиотечного дела. В каком ключе произойдет осмысление вектора дальнейшего развития методическим центром, так и будет выглядеть библиотечная система в целом.

Библиотеки - методические центры зачастую рассматривают различные виды деятельности, которыми они занимаются, не в комплексе, а по отдельности. Повышение квалификации - само по себе, какой-то проект сам по себе, методические пособия - по плану. При этом не используются возможности, которые предоставляются для обучения библиотечных специалистов. В рамках глобального понимания деятельности по профессиональному развитию необходимо сопряжение всех направлений работы, и не только методистов, но и библиотеки и библиотечной сети в целом.

К примеру, проблема обслуживания людей с ограниченными возможностями в муниципальной библиотеке потребует и вложения материальных ресурсов (пандусы, спецмебель), и организации фонда документов, и обучения библиотекаря (основам общения, возможно, основам сурдоперевода), и разработки специального проекта (организация досуга, создание центра правовой поддержки), затем постоянной коррекции в процессе обслуживания практики работы, а далее при положительном опыте возможны распространение опыта деятельности и сетевое взаимодействие библиотек. Это новый вид деятельности для библиотеки, и он дает возможность библиотекарям на каждом этапе внедрения учиться чему-то новому. Например, в Центральной библиотеке им. А.С.Пушкина (г. Старый Оскол Белгородской области) успешно реализован проект по изданию в адаптированных форматах для людей с дисфункцией зрения книги старооскольского краеведа Рема Мелентьева «Городок провинциальный (записки старожила)». В рамках проекта книга «Городок провинциальный» была издана в адаптированных форматах для людей с дисфункцией зрения. В презентациях данного адаптированного издания, вместе с методистом Центральной библиотеки им. А.С.Пушкина, в Старооскольской местной организации ВОС и в БГСБС им. В.Я. Ерошенко принимали участие представители Дома-музея В.Я. Ерошенко и заведующий библиотекой общеобразовательной школы №28 им. А.А. Угарова» [2].

Зачастую методистами и руководителями упускаются из виду процессы освоения библиотекарями различных технологий в процессе работы. К вопросу профессионального развития каждого работника следует подходить индивидуально, дифференцированно: библиотекарь должен иметь возможность получить как общую подготовку в различных областях информационно-библиотечной деятельности, так и специальную (тематическая, проблемная, технологическая), а также консультативно-методическую поддержку в процессе работы [2].

Измерение результативности практической деятельности и обучения, анализ конечной эффективности инновационных процессов также остается открытым вопросом. Поскольку и это проблема всей бюджетной системы, зачастую отсутствует заинтересованность в достижении определенной конечной цели. Процесс выполняется ради самого процесса. Количественные показатели не отражают качества деятельности, а качественные, в свою очередь, не могут быть измерены. Исходя из этого, необходимость в объективном анализе профессиональной ситуации и прогнозировании профессионального развития библиотечной отрасли не возникает как таковая.

Участие библиотек - методических центров в экспертизе состояния библиотечного дела определенной территории, библиотечной сети обычно сводится к подсчету статистических показателей и перечислению крупных мероприятий. А в некоторых случаях перерастает в показ не реальной, а желаемой картины деятельности. Разумеется, оперирование неточными сведениями, отсутствие полноценного представления о состоянии дел не могут содействовать развитию библиотек.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сегодня при рассмотрении деятельности библиотек - методических центров необходимо говорить о комплексном понимании инновационно-методического обеспечения как двигателя профессионального развития библиотекарей. Прежде всего, это должны осознать сами методисты, на такое осмысление следует опираться руководителям библиотек, и библиотекари должны получать методические услуги именно в данном ключе.

 

Список источников

1. Авраева Ю.Б., Очирова Э.С. Библиотеки - методические центры / Ю.Б.Авраева, Э.С.Очирова. – М.: Современная библиотека, 2009. – 96 с.

2. Туранина Н.А., Капустина Т.А. Экспертно-диагностическое обследование библиотек как один из методов повышения квалификации библиотечных специалистов / Т.А.Капустина, Н.А.Туранина // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив: сб.докладов. – Казань, 2018.

сведения об авторах 

Туранина Неонила Альфредовна, профессор, доктор филологических наук,

заведующий кафедрой библиотечно-информационной деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный институт искусств и культуры»

e-mail: turanina@mail.ru

Капустина Татьяна Александровна, аспирант кафедры библиотечно-информационной деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный институт искусств и культуры»

e-mail: tk1987tata@yandex.ru

К оглавлению выпуска

мероприятия, проекты

08.09.2019, 1427 просмотров.