СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ: ИЗУЧАЕМ, АНАЛИЗИРУЕМ, ПРОЕКТИРУЕМ. ДОРОНИНА И.Н., МАРИНЧЕНКО Ю.А. ИЗУЧЕНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА КАК ВИД БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Теоретическое наследие выдающегося ученого-библиотековеда Виктора Васильевича Скворцова имеет фундаментальный характер. Разработанная им информационная теоретическая концепция библиотечного дела поменяла вектор развития всей библиотечной сферы с удовлетворения потребностей в документе, на удовлетворение потребности в информации. Эта концепция позволила переосмыслить на глубоком философском уровне основные категории и понятия библиотековедения адекватно современному информационному этапу развития. В.В. Скворцов еще в конце XX века прогнозировал и анализировал условия появления «библиотеки без границ», уделяя огромное внимание развитию коммуникаций. Кроме того, важность вклада В.В. Скворцова и в том, что ученый развил исходные концептуальные основы библиотечной науки, закрепив структурные элементы и основные нормы.
Одним из таких основных смысловых понятий является понятие «читатель библиотеки» и положение о том, что читатель – это главный объект деятельности любой библиотеки, любой библиотечной системы. Работа всех библиотек подчинена задачам библиотечно-информационного обслуживания читателя [3].
Библиотечно-информационное обслуживание уникально сочетает выполнение задач библиотеки как социального института и информационного центра, при этом главной целью является удовлетворение и развитие потребностей социальных субъектов, которыми и являются читатели библиотек. На наш взгляд, главной потребностью читателей, которую необходимо формировать, бережно развивать и всячески стимулировать является читательский интерес. Без этой потребности само существование библиотеки не имеет смысла.
Снижением интереса к чтению как общемировой тенденцией озабочены российские и зарубежные библиотечные сообщества. Поскольку именно от читателей, их читательской активности, их запросов и потребностей зависит конкурентоспособность библиотеки как полноценного социального и информационного института. Изучение чтения и читательских запросов и потребностей проводится в библиотеках на постоянной основе. А стремление библиотечных специалистов повысить престиж муниципальной публичной библиотеки в глазах местного населения приводит к поиску наиболее эффективных методик изучения читательских запросов, их интересов и эффективности внедрения в процесс библиотечного обслуживания опыта и достижений отечественных библиотек и коллег.
Таким образом, целью изучения читательских предпочтений остается не только более детальное понимание интересов и потребностей пользователей библиотеки, более эффективное их обслуживание, но и налаживание обратной связи с читателем (пользователем), а, следовательно, и повышение социальной значимости библиотеки. Уже доказано, что для эффективной организации библиотечно-информационного обслуживания обратная связь с пользователями является одним из важнейших условий. Поэтому информационные потребности пользователей активно изучаются библиотечно-информационными учреждениями различных типов и организационно-правовых форм, в том числе и муниципальными библиотеками.
Проблемам чтения, анализу форм изучения читательских интересов и их влияния на организацию библиотечно-информационного обслуживания посвящены работы многих авторитетных ученых-библиотековедов таких как: Б.В. Бланк, В.А. Бородина, А.Н. Ванеев, А.Г. Ковалев, Ю.П. Мелентьева, В.Ф. Сахаров, А.В. Соколов, Л.Н. Чернышева и другие [1].
В конце XX века усилиями преподавателей кафедр библиотековедения Московского и Ленинградского институтов культуры были разработаны теоретические основы понятия «читательский интерес» и определено важнейшее положение о том, что читательский интерес как устойчивое свойство личности формируется при обязательном условии – непосредственная заинтересованность книгами соединяется с отношением к чтению как средству достижения цели. Человека увлекает и процесс чтения, и конечная цель – получение знаний. Ими же было сформулировано следующее определение: «Читательский интерес – это избирательно-положительное отношение личности (или группы) к произведениям печати, значимость и эмоциональная привлекательность которых обусловлена их соответствием потребности личности (группы) к чтению» [2], которое не потеряло актуальности и в настоящее время. Другими словами, читательский интерес – это выбор определенной книги, но не любой, а той, которая имеет конкретную значимость для конкретного читателя в соответствии с его потребностями, чтение которой принесет ему эмоционально-положительное удовольствие. С учетом информационной концепции библиотеки это определение лишь уточняется, расширяя предмет: отношение не только к произведениям печати, а к печатным и электронным средствам информации.
С другой стороны, информационная концепция библиотеки чрезвычайно актуализирует необходимость формирования духовно-нравственной личности, способной строить свою жизнь, ориентируясь на традиционные российские духовно-нравственные ценности. Формирование духовных потребностей невозможно без читательской потребности. Л.Н. Чернышева убедительно доказывает взаимосвязь читательской потребности, мотивации чтения и читательского интереса и определяет читательский интерес как избирательное отношение читателя к произведениям печати, которое возникает на основе читательских потребностей [4].
На практике при библиотечно-библиографическом и информационном обслуживании для изучения чтения и читательских потребностей используются наиболее популярные социологические методы: опрос (анкетирование, беседа, интервьюирование) читателей; анализ книговыдачи, формуляров читателей, тетради учета отказов пользователям. Несмотря на то, что методы изучения читательского интереса совершенствуются и развиваются, но принципиально новых исследовательских методов не появилось. Именно путем наблюдения библиотечный специалист получает самую первичную информацию об уровне читательской культуры, выявляя, таким образом, тех читателей, которые при выборе книг ориентируются на совет библиотекаря или других читателей. По итогам наблюдения, библиотечный специалист делает пометки на формуляре читателя, беря его на заметку, поскольку всегда есть читатели, неохотно или негативно относящиеся к беседе с библиотекарем или его рекомендациям.
Самым эффективными методами изучения читательского интереса являются качественный анализ читательских формуляров, листков читательских требований, читательских отзывов, позволяющий выявить систематичность и содержание чтения, динамику читательских интересов.
Практика работы с читателями в муниципальных библиотеках Белгородской области показывает, что интерес читателя к одной из отраслей знания или определенному автору, теме или жанру часто преобладает над другими читательскими интересами. Как показывает практика, в разное время и с разной периодичностью проявляются внутренне взаимосвязанные читательские интересы, различаемые по активности, глубине и устойчивости. Для гармоничного развития личности своего читателя, специалисты библиотек поддерживают его интерес не только к определенной литературе, но и другим литературным направлениям.
Изучение и анализ библиотечным специалистом наиболее приоритетных читательских потребностей способствуют устойчивому развитию одного или нескольких интересов, характеризующих читательскую направленность личности. Вместе с тем читательские интересы, связанные с любознательностью пользователя и привлекательностью книг, могут возникать и сменять друг друга. Удачно, когда такие интересы содействует углублению, обогащению или переходу в новый читательский интерес.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что без изучения читательского интереса невозможно качественное библиотечно-информационное обслуживание читателей. Это направление библиотечного обслуживания может быть эффективно организовано в том случае, если библиотечный специалист будет знать основные группы читателей, историю и культуру региона, обслуживаемого библиотекой. Проводя различные исследования, библиотекарь на основе полученных сведений о читательском облике и состоянии читателя, о его читательских мотивах, сможет проследить основные тенденции развития читательских интересов, типичных для современного этапа культурного уровня населения.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
- 1. Ванеев, А. Н. Методика изучения читателей и библиотечной практики (обзор публикаций 40-50-х гг. ХХ в.) / А.Н. Ванеев // Библиосфера. 2006. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-izucheniya-chitateley-i-bibliotechnoy-praktiki-obzor-publikatsiy-40-50-h-gg-hh-v (дата обращения: 28.01.2019).
- 2. Работа с читателями : [учебник для библ. фак. ин-тов культуры, пед. вузов и ун-тов / Б.В. Банк, Л.В. Беляков, А.Н. Ванеев и др.] ; под ред. В.Ф. Сахарова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Книга, 1981. – 296 с.
- 3. Карташов Н.С., Скворцов В.В. Общее библиотековедение: Учебник: в 2-х ч. М.: Изд-во МГУ культуры, 1996. Ч. 1: Скворцов В.В. Теоретические основы библиотековедения. 88 с.
- 4. Чернышева, Л. Н. Взаимосвязь читательской потребности, мотивации и интереса в процессе формирования юного читателя /Л.Н. Чернышева // Ценности и смыслы. 2012. №3 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-chitatelskoy-potrebnosti-motivatsii-i-interesa-v-protsesse-formirovaniya-yunogo-chitatelya (дата обращения: 28.01.2019).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Доронина Инна Николаевна, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности Белгородского государственного института искусств и культуры, кандидат педагогических наук
dorinnabel@yandex.ru
Маринченко Юлия Андреевна, библиотекарь отдела обслуживания
муниципального казенного учреждения культуры «Чернянская центральная районная библиотека», магистрант заочного отделения кафедры библиотечно-информационной деятельности Белгородского государственного института искусств и культуры
marinchenko2995@mail.ru
05.11.2019, 1599 просмотров.