СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ. ЦИФРОВОЙ МИР: ИНФОРМАЦИЯ, ЗНАНИЕ, БИБЛИОГРАФИЯ (К 95-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ю.С.ЗУБОВА) СУМИНОВА Т.Н. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОГО И ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДОВ

Информационная сущность цивилизаций и Мира в целом со спектром сфер деятельности, в том числе художественной культуры, позволяет констатировать, что мы пребываем в информационной реальности, гармонично «звучащей» различными потоками шума.

Согласно информационному подходу, художественная культура как один из важнейших философских, культурологических, семиотических, психологических, экономических, эстетических, этических, юридических, информациологических и иных феноменов – это целостная информационная система, обладающая присущей лишь таковой спецификой, отражающейся в многочисленных информационных объектах/ресурсах.

Рассмотрению художественной культуры, в том числе искусства, в информационном «ключе» посвящены публикации ряда исследователей, в частности, М.Н. Афасижева, Л.Я. Дорфмана, Ю.С. Зубова, М.С. Кагана, Ю.М. Лотмана, В.М. Петрова и др.

Основателем информационной культурологии как нового научного направления является Юрий Сергеевич Зубов (25.05.1924 – 14.07.2006), известный библиографовед, культуролог, историк литературы, кандидат филологических наук, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии гуманитарных наук и Международной академии информатизации, Президент Отделения информационной культуры МАИ, один из главных организаторов 14 Международных научных конференций по гуманитарным проблемам информатизации, проводимых (с 1993) под эгидой названного Отделения на базе Краснодарского государственного университета культуры и искусств (ныне – Краснодарский государственный институт культуры), основатель и главный редактор продолжающегося научного издания «Проблемы информационной культуры» (Вып. 1 – 14, 1993 – 2001), автор свыше 200 работ, среди которых авторские монографии, научные и публицистические статьи, учебная и учебно-методическая литература, библиографические пособия, а также научное редактирование библиографической продукции, сборников научных тезисов и статей.

В контексте рассматриваемой проблемы отметим, что, например, представители постструктурализма (Р. Барт, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ю. Кристева, Ж.-Ф. Лиотар, М.П. Фуко) рассматривают все созданное искусственно, т.е. «вторую природу», как текст. К таковому относятся книги, картины, архитектурные постройки, выставки, спектакли и т.д., что логично воспринимать в качестве культурных объектов, культурных форм, артефактов, произведений, документов.

Естественно, что любой творческий/креативный процесс заканчивается воплощением замысла в текст произведения, кодирующий художественную информацию, а заключенные в таковой смыслы способствуют появлению у реципиентов внезнаковых образований, т.е. художественных образов.

Текст художественной культуры по-разному «прочитывается», понимается, декодируется, дешифруется и интерпретируется, что зависит от ряда факторов: различных научных подходов, уровней подготовки к процессу восприятия конкретного информационного объекта, социокультурного контекста, в котором находятся собственно автор текста и реципиент/потребитель информации, а также «образа мира» автора, зафиксированного посредством кодов конкретного языка, в данном случае – художественного.

Современное бытие различных сфер деятельности, в данном случае – художественной культуры (артосферы, от англ. art – искусство), невозможно без информационных гипертекстовых технологий. Последние позволяют потребителю информации осуществлять «игру в бисер» (Г. Гессе) Текста художественной культуры. При этом генерируется виртуальная реальность, информационный мир художественной культуры с вертепом/сонмом смыслов из различных информационных ресурсов, формируя информационный хаосмос.

В процессе проектной деятельности арт-менеджеру как управленцу в сфере искусства как квинтэссенции художественной культуры важно учитывать генерацию различных информационных ресурсов:

1) собственно художественная, в том числе подготовительная информация, или авантекст, или генетическое досье, или метатекст, или контекст;

2) биографическая информация;

3) искусствоведческая информация;

4) информационно-вспомогательные материалы (на традиционном, нетрадиционном, в том числе электронном, носителях).

Подробно специфика деятельности мастеров искусств по созданию многочисленных информационных ресурсов художественной культуры (за исключением предпринимательского аспекта) рассмотрена в одной из монографий Т.Н. Суминовой [2].

Очередными контентными «пластами» информационных ресурсов художественной культуры, которые, безусловно, напрямую связаны с созданием того или иного текста художественного произведения/арт-продукта, с проектной деятельностью, но не представляющими собой художественной ценности, выступают: нормативно-правовая, финансово-экономическая и организационно-управленческая документация.

В соответствии с синергийным деятельностно-информационным подходом, каждая грань жизнетворческой активности конкретной персоны (художник, артист и т.п.), порождает информационно-энергетический всплеск (информацию), облекаемый впоследствии с материальную форму и называемый текстом/произведением/документом/информационным ресурсом. Вот почему художественная культура – это вид информационной деятельности.

Для художественно-творческой/креативной деятельности характерна информационная природа, что находит яркое воплощение в создаваемых художниками (в широком понимании этого слова) произведениях, в которых воплощена чаще всего реальная, но нередко и недосказанная, лишь интуитивно ощутимая (как, например, в работах японских живописцев, итальянских кинорежиссеров и проч.) информация. Дешифровкой или собственно раскодированием зафиксированной в тексте произведения информации занимаются представители ряда наук (семиотики, герменевтики, психологии, эстетики, философии, информациологии и т.д.).

Собственно деятельность всегда предполагает первичность субъектов – генераторов информации, далее следуют объекты их труда, т.е. информационные ресурсы. При этом важно не забыть и о таком субъекте информационной деятельности, как реципиент/публика/потребитель/ пользователь информации.

Применение деятельностного подхода к художественной культуре позволяет представить ее деятельностную структуру, рассматривая каждый вид искусства с учетом анализа специфики активности, креативности мастеров, творческих лабораторий и их информационной сущности.

Вот почему за основу дальнейшего рассмотрения данного вопроса целесообразно обратиться к некоторым положениям монографии Ю.С. Зубова «Библиография и художественное развитие личности» (М., 1979), в которой представлена общая структура трех видов информационной деятельности с подвидами: информационно-потребительский (перцептивная, познавательная, ценностно-ориентационная), информационно-репродуктивный (художественно-исполнительская, научно-просветительская, пропагандистская), информационно-созидательный (художественно-творческая, научно-исследовательская, критико-публицистическая) [1, С. 16].

Напомним, что практическая (информационная) деятельность человека ориентирована на «опредмечивание» (экстериоризацию), что в первую очередь проявляется в переводе информации из внутреннего плана в практическое внешнее действие (например, создание кинофильма). Отсюда таковая оказывается связанной с двумя другими основными ее видами – информационно-созидательной и информационно-репродуктивной.

Один из подвидов информационно-созидательной деятельности в художественной культуре – художественно-творческий/креативный – предполагает анализ информационных ресурсов как собственно творческих личностей (режиссер, композитор и пр.), так и исследователей, и критиков. Вместе с тем обратим внимание на то, что к креаторам/создателям информационных ресурсов отрасли, кроме указанных, относятся и исполнители текстов произведений, например, вокального, актерского искусства (певцы, музыканты, актеры театра, кинематографа и т.д.), поскольку каждый раз интерпретируя идеи/замыслы/коды/символы/смыслы композитора, режиссера, оператора и пр., заново создают их произведения.

Вот почему данный подвид информационной деятельности художественной культуры логично обозначать, базируясь на деятельности автора/создателя/креатора/творца/инноватора, не как художественно-творческий, а как художественно-инновативный.

Второй вид информационной деятельности – информационно-репродуктивный/креативно-репродуктивный – предполагает возникновение информационных потребностей, которые направлены на передачу имеющихся накопленных знаний/смыслов/информации (информационных ресурсов) другим потребителям. К таковым могут быть отнесены, например, в кинематографе, не только члены съемочной группы (режиссеры, актеры, продюсеры и т.д.), но и специалисты-искусствоведы, ведущие педагоги различных факультетов отраслевых учебных заведений (вузы сферы культуры и искусства, и т.п.), лекторы, популяризирующие знания, и т.д.

К третьему виду информационной деятельности – информационно-потребительскому – относятся пользователи (непрофессионалы, любители какого-либо вида искусства), для которых потребление информации связано в первую очередь с ее «распредмечиванием» (интериоризацией), т.е. с восприятием и «присвоением». Этот вид информационной деятельности «дифференцируется на ряд самостоятельных видов деятельности: перцептивную» [1, C. 11] (или эстетическую) – т.е. потребность в красоте, в искусстве, «познавательную» [1, C. 11] – потребность в истине, достоверном знании, «ценностно-ориентационную» [1, C. 11] – потребность в ценностных установках.

Безусловным при этом остается то, что информационные потребности различных категорий пользователей/потребителей художественной культуры, оказываются весьма специфичными и не поддаются точному определению, полному раскрытию и выявлению. Это детерминируется их непредсказуемостью, непостоянством и возникающими ситуациями/ мотивами, побуждающими потребителей к получению той или иной информации, а также родом их профессиональной и непрофессиональной деятельности.

Различные виды информационной деятельности художественной культуры представляют собой источники формирования как профессиональных, так и непрофессиональных информационных потребностей, нуждающихся в информационном удовлетворении текстами произведений и иными материалами.

В основе всех перечисленных видов информационной деятельности художественной культуры находится творчество автора/инноватора/креатора, в том числе арт-менеджера (агента, антрепренера, дилера, импресарио, продюсера, промоутера и т.д.), грани активности которых генерируют многочисленные и различные информационные ресурсы, обладающие свойственной им спецификой в зависимости от ряда параметров (исторического периода, страны, инновативной лаборатории креатора, проектной деятельности и т.д.) и формирующие Мир Арт-Текста.

 Список источников

  1. 1. Зубов Ю.С. Библиография и художественное развитие личности: Монография. М.: Книга, 1979. 144 с.
  2. 2. Суминова Т.Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы). М.: Академический Проект, 2006. 480 с.: ил. (Технологии культуры).

Сведения об авторе

Суминова Татьяна Николаевна - доктор философских наук, профессор кафедры менеджмента и технологий социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры

К оглавлению выпуска

информационная культура

02.11.2019, 860 просмотров.