СОБЫТИЯ, ПЕРСОНАЛИИ, РЕЦЕНЗИИ, ОБЗОРЫ. КАЛЕГИНА О.А. БИБЛИОТЕКА И БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ЮБИЛЕЙНОГО САММИТА

   В конце 60-х - начале 70-х годов ХХ века было создано большинство региональных вузов культуры в стране. Таким образом, была образована сеть отраслевых вузов, полностью обеспечивающая потребности в кадрах для широко разветвленной системы библиотек различных типов и видов. Пятидесятилетнее существование «массового» библиотечного образования существенно повлияло на качество культурного развития населения. Следует подчеркнуть, что подготовка библиотечных кадров осуществлялась в тесном сотрудничестве с библиотеками, которые становились передовыми базами практики и исследовательской работы. Существовал взаимный обмен  сотрудниками, когда лучшие библиотекари находили призвание в преподавательской деятельности, а преподаватели успешно работали в библиотеках. Это еще больше укрепляло единую систему подготовки востребованных высококвалифицированных кадров. Региональные вузы культуры постепенно крепли, превращались в стабильные институты (академии, университеты), имеющие свои традиции, научные школы и крепкие связи между собой и зарубежными организациями.     

   Сегодня они,  отмечая свой пятидесятилетний юбилей, анализируют не только достижения, но кризисные явления в библиотечной деятельности, образовании и взаимодействии библиотек с вузами культуры, возникшие с 90-х годов прошлого века. В специальной печати неоднократно поднимались данные проблемы, которые кратко можно охарактеризовать как «несоответствие между базовой учебной программой в области библиотечно-информационной деятельности и профессиональной идентичностью, возникшие вследствие значительных изменений в области библиотечно-информационной деятельности и библиотечно-информационных услуг»[1]. К сожалению, на протяжении последних десятилетий вузы и библиотеки решали эти проблемы самостоятельно, тем самым только углубляя разрыв между образованием и практикой [2,3]. Однако сегодня наступил процесс переосмысления сложившейся ситуации, когда библиотеки в лице работодателей и преподаватели вуза совместно решают накопившиеся проблемы качества подготовки, распределения и закрепления выпускников с целью совершенствования и модернизации библиотечно-информационной деятельности.

 Именно в таком контексте рассмотрена данная проблема 16-18 октября 2019 года  в рамках Международного саммита по культуре и образованию «КазГИК – 50», посвященного 50-летию со дня основания Казанского государственного института культуры. Важное событие саммита - Международная научно-практическая конференция «Библиотека 4.0: миссия, стратегия, практики», посвященная актуальным вопросам гуманистической миссии библиотек в цифровом обществе и проблемам непрерывного библиотечно-информационного образования в контексте отрасли и практики применения результатов научных исследований. Конференция организована кафедрой библиотековедения, библиографоведения и документоведения ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры» [4].  

  Участниками конференции стали более 50 ученых и специалистов, в числе которых – представители Министерства культуры Российской Федерации и Республики Татарстан, руководители и сотрудники библиотек, преподаватели, студенты, аспиранты и магистранты, разделяющие обеспокоенность проблемами сохранения и развития лучших традиций библиотечно-информационной деятельности и образования. Среди них – представители библиотечного сообщества Москвы, Казани, Самары, Хабаровска, Тюмени, Йошкар-Олы, Саранска, Чебоксар и других городов России. В работе конференции приняли участие специалисты, занимающиеся аналогичными проблемами за рубежом, в частности, в Казахстане. Доклады и печатные материалы, представленные на конференции в ходе пленарного и секционных заседаний, подчёркивают необходимость продолжения, расширения и интенсификации сотрудничества ученых и специалистов, связанного с повышением престижа библиотеки и библиотечно-информационного образования.

  Участники конференции обсудили широкий круг теоретико-методологических, организационно-управленческих вопросов, касающихся современного состояния и перспектив развития библиотечной отрасли и обеспечения непрерывного образовательного процесса. В представленных докладах нашли отражение проблемы миссии современной библиотеки, продвижения чтения, библиотечно-информационного обслуживания различных категорий читателей, использования современных цифровых технологий, подготовки кадров и повышения квалификации библиотечных работников.

  Участники конференции познакомились с деятельностью Западно-Казахстанской областной библиотеки для детей и юношества им. Хамзы Есенжанова; ведущих библиотек России и Татарстана: Российской государственной библиотеки для слепых, Национальной библиотеки РТ, Республиканской специальной библиотеки для слепых и слабовидящих, Мордовской республиканской специальной библиотека для слепых, Республиканской юношеской библиотеки РТ, Централизованной библиотеки г. Казани, Высокогорской ЦБС РТ, Учебно-научного информационного центра Казанского национального исследовательского технологического университета, библиотеки Тихоокеанского государственного университета, Тамбовской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина, Дальневосточной государственной научной библиотеки, Шатровской межпоселенческой центральной библиотеки Шатровского района Курганской области, Централизованной библиотечной системы Тюменского муниципального района, Централизованной библиотечной системы г. Глазова Удмуртской республики, школьных библиотек Ново-Савиновского района г. Казани, школьной библиотеки СОШ № 45 г. Тюмени. В выступлениях широко раскрыты потенциал современной библиотеки, инновационные подходы к ее деятельности. С другой стороны, представители Секции по образованию и подготовке кадров ИФЛА Марийского, Мордовского и Удмуртского государственных университетов, Московского, Санкт-Петербургского, Краснодарского, Казанского, Кемеровского, Самарского, Хабаровского, Белгородского, Волгоградского, Орловского, Пермского, Тюменского, Чебоксарского институтов культуры представили доклады о результатах исследований проблем библиотечного образования, преподавания специальных дисциплин и организации практики.

   Были отмечены значительные усилия лучших представителей библиотечного сообщества по повышению роли библиотек и влияния литературы и чтения как важных факторов социально-экономического развития страны. В условиях модернизации и реформирования библиотек   актуализируется проблема непрерывного образования библиотечных работников. Ее решение видится в усилении роли отраслевых вузов культуры, реализующих как основные, так и дополнительные профессиональные программы: овладение профессиональными актуальными знаниями и новыми компетенциями, теорией и практикой организационного, межличностного взаимодействия. Непрерывное библиотечно-информационное образование, основанное на инновационном подходе и информационно-технологических достижениях, должно обеспечить подготовку компетентных библиотечно-информационных специалистов.

  При этом отмечается глубокая озабоченность современным состоянием библиотечной отрасли: сокращением библиотек, отсутствием должного комплектования фондов, усилением массово-развлекательной функции. Не меньшую тревогу вызывает отрыв подготовки кадров от потребностей библиотек, сокращение набора абитуриентов  на библиотечно-информационные специальности, вследствие чего возникает дисбаланс в обеспечении библиотек высококвалифицированными кадрами. 

  Участники конференции согласовали общую научно-концептуальную и практико-ориентированную позицию в понимании основных направлений по практической реализации задач развития библиотечной отрасли и выработали следующие предложения по его дальнейшему развитию:

  1. 1. Продолжить изучение, обобщение и распространение отечественного и зарубежного опыта, направленного на повышение эффективности, качества и доступности современного библиотечно-информационного обслуживания, совершенствование его форм и содержания.
  2. 2. Высоко оценивая практический опыт современных библиотек, целесообразно объединять усилия по его продвижению, усиливая сетевое взаимодействие образовательных организаций и библиотек в процессе разработки и реализации образовательных программ основного и дополнительного профессионального образования, соединяя теоретико-методологическое знание профессорско-преподавательского состава образовательных организаций с практическим опытом сотрудников библиотек.
  3. 3. Использовать возможности взаимодействия образовательных организаций с заинтересованными общественными, государственными и негосударственными организациями и ведомствами субъектов Российской Федерации, а также в рамках международного сотрудничества.

   Возможности совершенствования богатейшего опыта библиотек и библиотечного образования и их дальнейшего развития мы видим сегодня в консолидации всех сторон, заинтересованных в сохранении культурной идентичности российского общества.

 

Список источников

  1. 1. Брежнева В.В., Крымская А.С. На пути к эффективному библиотечно-информационному образованию: взгляд российских исследователей // Библиотековедение. - 2019.- №2. - С.211-220.
  2. 2. Калегина О.А. Проблемы подготовки библиотечно-информационных кадров для Республики Татарстан: концепции и реальность // Современные тенденции развития библиотек в контексте социокультурных изменений: материалы Межрегион. науч.-практ. конф., посвящ.140-летию Национальн.б-ки Республики Татарстан, 17 мая 2005г. - Казань: Милли китап, 2005. - С.48-51.
  3. 3. Кормишина Г.М.Миссия библиотек в информационную эпоху //Вестник КазГУГИ.- 2019.-№3.- С.44-49.
  4. 4. Сборник материалов Международного саммита по культуре и образованию, посвященного 50-летию Казанского : Казань, 16-18 октября 2019 года.- Казань, 2019.- 696 с.

 

Сведения об авторе

Калегина Ольга Анатольевна - профессор кафедры библиотековедения, библиографоведения и документоведения Казанского государственного институт культуры и искусств, профессор доктор педагогических наук,

К оглавлению выпуска

Библиотечное образование

14.02.2020, 1006 просмотров.