ГОД К.И.АБРАМОВА: СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ЖУРНАЛА. МЕЛЕНТЬЕВА Ю.П. КОНСТАНТИНУ ИВАНОВИЧУ АБРАМОВУ – БЛАГОДАРНАЯ ПАМЯТЬ!

 К.И. Абрамов был легендой при жизни: сибиряк, фронтовик, орденоносец – он был окружен  каким-то  романтическим ореолом, пользовался огромным авторитетом не только среди коллег, которые могли реально оценить весь тот вклад в развитие науки, учебного процесса, кафедры и института в целом, который он вносил, но и среди студенчества, интуитивно ощущавшего  масштаб его личности  как человека и  ученого, всецело преданного своему делу.  Из уст в уста студенты передавали, что якобы в одной из своих лекций по истории библиотечного дела в России К.И. Абрамов сказал: «И вот, для того, чтобы библиотечное дело России могло успешно развиваться, произошла Великая Октябрьская  Социалистическая Революция!».   Конечно, это еще одна легенда, но очень характерная.

    Я, к сожалению, лекций Константина Ивановича не слушала, т.к. училась на вечернем отделении МГИКа, где он не преподавал.  Впервые я его увидела при сдаче вступительных экзаменов в аспирантуру, куда меня «направила»  Алла Иосифовна Сидорова, у которой все годы обучения – пять лет – я писала курсовые работы по ее дисциплине – «Библиотечное обслуживание», все глубже погружаясь в проблему чтения, влияния книги на личность читателя и т.п.

    Поступить в аспирантуру было очень непросто, прежде всего, потому, что практически все места были «целевыми» - предназначенными для людей с периферии, из городов, где недавно открыли вузы культуры и где срочно требовались преподаватели. Отучившись в аспирантуре, куда их принимали на сверх льготных условиях,  они должны были вернуться в свои вузы. Я же была москвичкой, шла в аспирантуру «самотеком», и шансы мои были невелики.

    И,  несмотря на то, что Алла Иосифовна расхвалила меня заведующему кафедрой библиотековедения  Константину Ивановичу Абрамову, чуда не произошло – я, как мне объявили,  «не прошла по конкурсу» на дневное отделение аспирантуры. Отчетливо помню, как я шла и плакала от обиды и несправедливости, а Константин Иванович мне говорил, что расстраиваться не стоит, так как «никто не может запретить вам  заниматься наукой» - его слова, их я помню до сих пор.

     Вторая попытка поступить в аспирантуру МГИК – уже, учитывая прошлогодний опыт – на заочное отделение был также неудачным, т.к. и здесь был принцип «целевиков». Ну, что было делать? Жить дальше. Меня утешали тем, что можно «прикрепиться к кафедре» и, не поступая в аспирантуру,  работать над темой. И вдруг! 

   Позвонили из Отдела аспирантуры МГИК и сказали, что внезапно появилось место на дневном отделении,  и меня могут зачислить! Как оказалось, кто-то из Министерства культуры, кому это место «держали», не захотел им воспользоваться! А мне счастье привалило! Но было и условие – после окончания аспирантуры я должна была уехать из Москвы в какой-либо периферийный вуз и отработать там три года преподавателем! Конечно, это было серьезное условие – ведь можно было потерять московскую прописку (ужас!). Я решила  посоветоваться с Константином  Ивановичем  Абрамовым, который стал для меня уже высшим авторитетом. Он уверенно сказал - «Соглашайтесь! За три года аспирантуры или «ишак сдохнет или халиф умрет» (по известной притче Ходжи Насреддина). Я послушалась и  написала расписку (не имеющую, как  потом выяснилось, никакой юридической силы) о том, что « по окончании аспирантуры согласна поехать по распределению».

    И начались годы аспирантуры (1972-1975). Три года ежедневной работы в Третьем читальном зале Ленинки, в Кабинете библиотековедения.  Моим научным руководителем стал Леонид Васильевич Беляков, очень талантливый, к сожалению, рано ушедший, человек, в то время декан заочного отделения МГИК, которого К.И. Абрамов высоко ценил.

   Защищалась я 30 декабря 1975 г., досрочно, хотя в основном, аспиранты не укладывались в официальные три года обучения и выходили на защиту уже за сроками окончания аспирантуры.

    Итак, я защитилась, стала в 26 лет кандидатом наук! Но за эти годы «ни ишак, ни халиф не умерли» и мне нужно было выполнять свое обещание – ехать преподавать в периферийный институт. К счастью, вышло постановление, что московская прописка сохраняется за теми работниками сферы культуры, которых направляют работать на периферию. Так что в этом смысле можно было быть спокойной.

   Меня направили в Казанский государственный институт культуры, где я  проработала старшим преподавателем полтора года. Надо сказать правду – очень скучала по дому, считала дни. Но работала добросовестно, разработала учебный курс  «Работа с читателями» (учебника тогда не было), читала лекции, вела практику в библиотеках Казани и на выезде (в Йошкар-Оле).

  Так получилось, что  по семейным обстоятельствам я уехала из Казани раньше, и Министерство культуры разрешило мне перевод в МГИК. Этому способствовал и Константин Иванович Абрамов, который брал меня на свою кафедру, т.к. в это же время – в 1977 г. – скончался мой научный руководитель – Леонид Васильевич Беляков; и меня, в сущности, взяли на его ставку. Так, в 1977 г. я вернулась во МГИК, на кафедру библиотековедения, где проработала до 2004 г., т.е. 27 лет.

    За эти годы я стала доцентом, потом профессором, в 1995 г. защитила докторскую диссертацию – «Библиотека как институт социализации личности в юношеском возрасте» (тема которой, в известном смысле, продолжала тему кандидатской диссертации, расширяя и углубляя ее философский контекст).  В этот период я разработала несколько учебных программ и  курсов («Социология чтения»; «Психология чтения», «Культура чтения»), снабдив их учебными пособиями. А позже – уже в начале двухтысячных годов написала авторский учебник «Библиотечное обслуживание», который вышел с грифом Министерства образования и, как мне говорят, до сих пор активно используется.

   Всем этим я, безусловно,  обязана той атмосфере, которая была на кафедре библиотековедения при К.И. Абрамове, который всемерно поощрял научную работу преподавателей, совершенно не боялся никакой конкуренции (как это часто бывает) и вырастил вокруг себя шесть докторов наук. Нужно сказать, что ситуация на кафедре была поистине уникальна, чего стоит тот факт, что Константин Иванович был заведующим 38 лет (факт достойный «Книги рекордов Гиннеса»), избирался единогласно, авторитет его был так велик, что на кафедре никогда не было никаких интриг и дрязг.

    Интересный момент – я ушла в докторантуру, как тогда было принято, на три года и в первый же год родила (с Природой не поспоришь), да не просто родила, а  близнецов! Понятно, что в этот период наука у меня отошла на второй план. Но нужно было отчитаться за первый год докторантуры; и я пришла в К.И. Абрамову с повинной головой, готовая к тому, что придется отчисляться из докторантуры. Но он очень доброжелательно меня встретил, поздравил с рождением сыновей и сказал: «Фотографии детей есть? Предъявите! И работайте дальше, наверстывайте!» Я была просто счастлива и, действительно, наверстала! [1] Получение докторской степени в 1995 г. открыло новые горизонты, тем более, что наступало новое время – перестройка!

   По своим человеческим качествам, по своей демократической натуре К.И. Абрамов принял, как мне кажется, перестройку, с большими надеждами. Между тем, ситуация во МГУКИ усложнялась. Финансирование значительно уменьшилось. Началось сокращение кадров. Константину Ивановичу было уже около восьмидесяти лет,  и ректор  предложил ему оставить пост заведующего кафедрой. Поскольку я в этот период  была самым молодым доктором наук на кафедре, заведование предложили мне. Так, неожиданно для себя, я стала заведующей кафедрой. До сих пор удивляюсь собственному легкомыслию – не побояться «взять» кафедру после  Абрамова!! Может быть, это произошло потому, что чувствовала его доброе отношение?

   На кафедре было тогда 36 человек, из них  шесть докторов наук, все старше меня, авторитетные в профессиональной среде люди – например, бывший директор Ленинки Н.С. Карташов,  А.Я. Айзенберг, Т.Ф. Каратыгина. Было непросто. Нужно особенно сказать о том, что К.И. Абрамов был чрезвычайно деликатен по отношению ко мне, я была ему очень благодарна за отсутствие менторства, поучений и т.п. И в то же время Константин Иванович всегда был готов помочь.

   В 1998 г. ректорат готовился отмечать 70-летие МГУКИ (МГИК).  Как ни странно, но мне как заведующей  кафедрой  пришлось доказывать, что отсчет лет нужно вести от создания кафедры библиотековедения – первой, с которой начинался институт (университет). Таким образом, мы отстояли право на специальное  празднование 70-летие Кафедры библиотековедения. Силами кафедры была издана брошюра, посвященная ее деятельности и преподавателям [2], где  вклад К.И. Абрамова в развитие кафедры и нашей науки в целом нашел яркое отражение, кроме того К.И. Абрамову был посвящен отдельный раздел.

   В этот период коллектив кафедры  сумел найти  и возможность издать последний труд К.И. Абрамова, который он представил в рукописи, что было  препятствием для  его публикации. Тогда, по моему предложению, рукопись была поделена на части, каждую из которых члены кафедры распечатали на компьютере, сложили все вместе и в таком виде передали в издательство. Мне  и сегодня очень радостно, что Константин Иванович  успел увидеть свой труд [3] изданным! Я бережно храню эту подаренную мне  книгу с его теплой надписью.

   Вскоре К.И. Абрамова  его не стало. Дальше, как говорится, совсем другая история…

   Тот факт, что за прошедшие - немалые - годы со времени ухода К.И. Абрамова его ученики – и прямые, и «внучатные» –   берегут память о нем, тот факт, что масштаб его личности со временем становится только значительнее,  говорит о том, что с нами был очень талантливый ученый и организатор науки, честный глубокий исследователь, кристально порядочный, незаурядный человек, о котором никто не может сказать ни одного плохого слова.

   Низкий поклон и благодарная память!

Список источников

  1. 1. Мелентьева Ю.П. О своем пути в науку // Родство душ: Сборник статей / Сост. академик РАО В.П. Демин – М: ФГБНУ «ИХО и К РАО», 2019. – С.121-134
  2. 2. Старейшая кафедра Университета. История кафедры библиотековедения. (К 70-летию МГУКИ) - М., 2000. – 80 с.
  3. 3. Абрамов К.И. История библиотечного дела в России. Учебно-методическое пособие для студентов, преподавателей и библиотекарей-практиков. М., «Издательство Либерея», 2000. -175с.

 

Сведения об авторе

Мелентьева Юлия Петровна - член-корреспондент РАО, заслуженный работник культуры РФ, доктор педагогических наук, профессор, заведующий Отделом проблем чтения ФГБУ науки НИЦ «Наука» РАН, заместитель председателя Научного Совета по проблемам чтения РАО.

К оглавлению выпуска

история книги, история библиотечного дела, история библиотечного образования

13.02.2020, 811 просмотров.