В СМЕЖНЫХ НАУКАХ... РОДИОНОВА Д.Г. РУССКИЕ УЧЕНЫЕ, МЫСЛИТЕЛИ О ПОНЯТИИ «МЕНЕДЖМЕНТ»

   Проблемы теории управления нашли своё отражение в трудах русских учёных, исследователей, которые  глубоко и всесторонне  анализировали морально-этические особенности управления, во многом учитывая мнения зарубежных философов, среди которых И. Кант, Г. Гегель, а также мнения выдающихся теоретиков менеджмента Ф.У.Тейлора, Г.Эмерсона, А.Файоля, П.Друкера, Ф. Котлера и других. Русские ученые, начиная с конца ХIХ века, рассматривали менеджмент в тесной связи с производством, хозяйством. Так  в произведениях С.Н. Булгакова (1871-1944), менеджмент рассматривался как управление хозяйством, как целостный «богочеловеческий процесс». Хозяйство – трудовая деятельность человечества, которую характеризует труд как нужда, труд как чрезмерное напряжение всех физических и духовных сил. Но одновременно хозяйство есть творчество и не может не быть им, как всякое человеческое делание.

   Разочаровавшись в марксизме, который, по его мнению, не может ничего дать для духовного раскрытия тайн человека, он следовал концепциям И.Канта, В.С. Соловьева.  С.Н. Булгаков представлял смысл управления в исполнении «нравственного долга» человека. В своей работе «Философия хозяйства», написанной в 1912 году, он раскрыл православные особенности управленческой деятельности, теснейшим образом связывая это понятие с творчеством. «Хозяйство есть творческая деятельность человека над природой; обладая силами природы, он творит из них, что хочет" [3,с.84-86].

  А в работе «Свет невечерний»  С.Н.Булгаков добавлял: « Ни вочеловечевание Бога, ни обожествление человека не были бы возможны, если бы самая природа человека не была богообразной и богоприемлющей» [2,с.274].

  Божественный акт творчества неисчерпаем, он бесконечен и многократно повторяется другими людьми. Отдельный человек способен к творчеству, так как его таковым сотворил Бог, и потому, что он свободен в выборе своих действий. С.Н. Булгаков, называл человека магом, так как тот обладает властью над природой, стремится  управлять временем, имеет возможность добиваться власти над людьми, и своими действиями способен разорвать связь времен, совершая прорыв между прошлым и будущим. Предпринимая те или иные действия, человек способен творить самого себя, неслучайно в определенной организации, предприятии содержатся черты той личности, которая эту организацию создавала. Внутренний мир человека, его стремления  и возможности воплощаются в его конкретном деле. В результате С.Н. Булгаков приходит к выводу: что в  предпринимательстве  воплощается «похоть власти», стремление подчинить себе других, «похоть знания» – в желании всё познать, раскрыть тайны природы,  профессионализма и «похоть плоти», которая отражается в стремлении к наслаждениям и удовольствиям. Рассматривая с различных сторон процесс управления, он отмечает: «предпринимательство и управление имеет обратную сторону – они не только прорыв в неизведанное, но и попадание в подчиненное зависимое, т.е. хозяйственное положение» [2,с.274].

  Предпринимательство и управление в искусстве наполнено эстетическим отношением к реальности. Красота реализации предпринимательских решений, красота отношений в проекте доминируют в организационной и корпоративной культуре. Работа в сфере прекрасного рождает высоко художественные требования к проекту, исполнителям, публике, к месту и времени реализации, альтруизм и бескорыстие, где заинтересованность в материальной выгоде уходит на второй план. История предпринимательства в России знает многие случаи, когда интересы государевой или общественной службы буквально разоряли купца, тратившего собственные средства.

  Рассматривая управление, предпринимательство  как науку и как искусство, С.Н. Булгаков отмечал, что науке управления следует учиться, осваивая  предшествующий опыт, опираясь на собственные знания, интеллект, а искусству управления научиться сложнее, так как оно требует эстетического отношения к делу, интуиции, эмоциональных ощущений, стремления к красоте и совершенству.

  Сегодня менеджмент рассматривается философией управления, которая объединяет учёных в определении смыслов и содержания данного понятия, поиска наиболее важных и значимых проблем для современности. Кроме того,  на этой базе формируется много смежных научных отраслей, которые рассматривают различные грани данного понятия, это: социология управления, психология управления, управленческая логика и эпистемология, не говоря уже о самой  теории менеджмента, которая представляет собой уникальное явление, имеющее философское, культурологическое, семиотическое, экономическое, психологическое, информационное обоснование.  И все эти подходы к определению данного понятия имеют свои особенности.

  Так в диссертационном исследовании В.П. Павлова менеджмент рассматривался как философская категория, объединяющая такие  три вида деятельности, как целенаправленная, ориентационная, исполнительская, которые осуществляются в процессе труда либо осознанно, либо бессознательно в соответствии с  социальной обстановкой, природными особенностями [7]. При этом он рассматривал менеджмент как управление в социальной сфере и выделял пять уровней менеджмента: идеальные компоненты, индивиды, группы индивидов, организации как системы, организационный мир.

  В.П. Павлов  в основных положениях, выносимых на защиту  предложил концепцию, которую считает методологической основой теории менеджмента. Он выделяет ценностное (аксиологическое) значение управленческой деятельности, изучая её эффективность, проявляющуюся в степени достижения цели, решения задач, результативности проведенных мероприятий [7].

  Кроме того, В.П. Павлов обращает внимание на "идеальные компоненты менеджмента" (идеи, принципы, информация, знания, опыт, решения), которые оказывают влияние на эффективную управленческую деятельность. Главное, согласно его мнению,  – идеи. Они фактически направляют все последующие выборы (содержания, формы, средств…) и  последующие решения. Их эффективность воспринимается как ценностная характеристика проведенной работы, успешной деятельности. При этом формы эффективности, по мнению В.П. Павлова, находятся  во взаимодействии в условиях определенной деятельности [7].

  Но данные проблемы интересуют и психологию управления, которая,  использует данные психологии личности, социальной, возрастной психологии, а также отраслевых психологий. Для нашего исследования важны данные музыкальной психологии, где накоплен достаточный объём теоретических и практических знаний, применение которых позволяет добиться высоких результатов в решении поставленных проблем. В центре психологии управления: труд руководителя-менеджера во всех аспектах его проявления, куда входит его личностные, индивидуально-психологические и возрастные особенности, качества, психологические тонкости его деятельности: особенности принятия и воплощения эффективных решений,  позволяющих добиться успеха, построения системы отношений внутри коллектива и за его пределами,  стиль руководства, его корректировка в определенных социально-психологических условиях.

  А также особенности функционирования самой организации: формирование микроклимата, создание межличностных контактов и связей, формальных и неформальных структур, использование мотивационных методик, ценностных установок, направленных на  достижению высоких результатов. Всё это сегодня позволяет профессионально и грамотно выстроить работу, разрабатывать новые методики, применение которых позволяет изучать опыт других специалистов (зарубежных и российских) и совершенствовать свою деятельность, накапливать новые знания, искать  наиболее интересные варианты проведения работ, развития инновационных духовно-творческих, организационных, административных, социально-психологических и экономических технологий.

  Огромную роль в организованной управленческой деятельности играют концепции выдающихся психологов, касающиеся теория личности, управленческой деятельности, межличностных отношений, таких как С.Л.Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев. 

  С.Л. Рубинштейну (1889-1960) принадлежит обоснование единства внутреннего мира личности, её сознания и деятельности. Согласно его мнению, сознание человека выполняет три взаимосвязанных между собой функции: регулирует психологические процессы, отношения, содержание деятельности, а вместе с ними регулирует и всю жизнь личности. Человек формируется в процессе труда, конкретных действий, активной деятельности. С.Л. Рубинштейном сформулирован принцип детерминизма, когда внешние факторы воздействуют  на внутреннее содержание мыслей и чувств личности.  «Не погоня за счастьем как совокупностью удовольствий и наслаждений является смыслом человеческого существования, как это утверждает гедонизм и утилитаризм. Основная этическая задача выступает, прежде всего, как основная онтологическая задача: учёт и реализация всех возможностей, которые создаются жизнью и деятельностью человека, – значит, борьба за высший уровень человеческого существования, за вершину человеческого бытия» [9,с.349]. Его идеи получили развитие в концепциях его учеников и последователей А.В. Брушлинского, К.А. Абульхановой-Славской и других.

  Свою научную концепцию разработал В.Н. Мясищев (1893-1973), выделив основные виды отношений, среди которых потребности в общении, мотивы, эмоции (любовь, ненависть, призыванность, враждебность, симпатия, антипатия, страх, неуверенность и т.п.). «Личность человека представляет собой сложнейшее и высшее в психике человека образование. Высшим оно является в том смысле, что оно непосредственно определяется влияниями и требованиями социальной среды и общественно-исторического процесса. Общественные требования относятся, прежде всего, к идейной стороне поведения и переживаний человека» [6,с.346]. К ним следует добавить и систему взглядов и представлений личности, ценностные установки. Все они в совокупности, согласно В.Н. Мясищеву, составляют направленность личности на конкретную сферу деятельности.

   Направленность личности получила своё развитие и в концепции «человекознания»  Б.Г. Ананьева (1903-1979), в основе которой индивидуальность, неповторимость и оригинальность личности, ядром которой является её направленность [1,с.23].

 Проблемы отношений в условиях трудовой деятельности исследовались Б.Ф.Ломовым (1927-1989), который, изучая функционирование познавательных процессов, рассматривал особенности проявления личности в системах управления. Его труд «Человек в системах управления», написанный в  (1968), был ключевым и дал возможность дальнейшего осмысления проблем, связанных с психологией управления.

  Уделяя общению огромное значение,  Б.Ф. Ломов  обратил особое внимание на три важнейшие функции, без которых не обходится управление и менеджмент, среди них:

информационно-коммуникативная, предполагающая обмен информацией, ее отправление и прием;

регулятивно-коммуникативная, в основе которой лежит регуляция поведения людей, их системы отношений друг к другу; 

– аффективно-коммуникативная,  определяющая особенности дальнейшего развития эмоционального взаимодействия между людьми внутри определенной социальной группы. [5]

  Соратником Б.Ф. Ломова по научным разработкам, который, как и он стоял у истоков формирования психологии управления, экономики управления,  был  В.Ф. Рубахин (1921-1985). В основе его концепции  лежит определение особенностей творческого характера управления в условиях быстро меняющейся социальной обстановки, дефицита информации, прогнозирование управленческих задач и принимаемых решений, высокая ответственность руководителя-менеджера за проведенную работу и её эффективность. [8]

   Культурологический анализ понятия «менеджмент» опирается на синтез знаний, которые представляют сегодня все вышеперечисленные науки: философия, социология,  психология, экономика и их отрасли, связанные с теорией управления, мнения ученых, связанных с  изучением данной проблемы,  независимо от того, в какой деятельности  менеджмент рассматривался. Так О.А. Зайцева  утверждает: «Менеджмент – это область деятельности, которая сочетает искусство и науку и демонстрирует растущий профессионализм». [4,с.11].

  По мнению Д. Шапошникова, менеджмент объединяет в своей структуре тесно связанные между собой социально-психологические особенности менеджмента с финансово-экономическими: «Менеджмент – это управление, максимальное эффективное использование и контроль социальных или экономических систем в условиях рыночной экономики. Первоначально менеджмент развивался как искусство управления производством, но затем трансформировался в теорию управления поведением человека». [11,с.1]

  По мнению Д. Шапошникова, термину «менеджмент» соответствует несколько значений.  Вот, например, некоторые из них:

– активная трудовая деятельность, направленная на достижение цели и поставленных задач посредством выполнения многочисленных действий и принятия конкретных необходимых решений;

– организационно-управленческий процесс, объединяющий прогнозирование,  стимулирование, контроль, аналитико-коррекционную, индивидуально-творческую  работу;

– организация, выполняющая менеджерские функции, управляющая предприятием, учебным заведением, фирмой, компанией,  инициативной группой, обществом и т.п.;

– искусство, воспроизводящее в художественной форме действительность, использующее различные средства, специальные эффекты для достижения поставленных целей и решения выдвинутых задач;

– научная категория, как сфера изучения, исследования, открытия новых особенностей, создающих базу для дальнейшего развития.

  Данные определения сущности и содержания менеджмента дополняют друг друга и позволяют на этой основе продолжить анализ понятия. Менеджмент, функционируя в различных сферах деятельности человека, всё чаще стал использоваться в социально-культурной сфере. Изучением данного понятия занимались многие исследователи. Серьёзные исследования проведены  В.М. Чижиковым и В.В. Чижиковым, которые в своих трудах разрабатывали не только наиболее общие представления о менеджменте, но и наиболее эффективные технологии его воздействия, функционирования в социально-культурной деятельности.  Рассматривая основные культурологические особенности, делая теоретические и практические выводы, определяя модели и механизмы функционирования менеджмента  в социально-культурной деятельности. Они утверждали, что наиболее эффективные модели и механизмы управления уже заложены в самой социокультурной деятельности, которая  обязана иметь своё неповторимое «лицо». Она должна  располагать новейшими технологиями, опирающимися на материальную базу, финансовые возможности, а также опираться на профессионально-подготовленный коллектив единомышленников, объединённых общечеловеческими ценностями, устойчивыми взглядами и представлениями, которые бы  обеспечили не только творческую деятельность, но и благоприятный стиль общения с населением. [10,с.219]

   Данные исследования содержания и особенностей функционирования менеджмента в обществе заложили основы его интерпретации в многочисленных монографиях, учебных пособиях и продолжают изучаться в различных           областях науки: в философии, культурологии, социологии, психологии и других науках.

Список источников

  1. 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968.
  2. 2. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения – М., 1994.
  3. 3. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. Т.1. – М., 1993.
  4. 4. Зайцева О.А. Основы менеджмента /Под ред. Зайцева О.А. и др. – М.: ЦЕНТР, 1998.
  5. 5. Ломов Б.Ф. Человек в системах управления. – М., 1984.
  6. 6. Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва-Воронеж, 1995.
  7. 7. Павлов В.П. Философские основания менеджмента: деятельностный подход : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Казан. гос. ун-т. - Казань, 2004. - 27 с.
  8. 8. Рубахин В.Ф., Ломов Б.Ф. Психология управления. – М., 1973.
  9. 9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000.
  10. 10. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент. – М.: МГУКИ, 2003. – 380 с.
  11. 11. Шапошников Д.Г. Менеджмент – основные определения. URL: https://finguid.ru/terminy/chto-takoe-menedzhment/ Текст: электронный

 Сведения об авторе

Родионова Д.Г. –  кандидат культурологии, зав.кафедрой менеджмента музыкального искусства Российской академии музыки имени Гнесиных

К оглавлению выпуска

14.02.2020, 1000 просмотров.