ГОД К.И.АБРАМОВА: СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ЖУРНАЛА. САЛЬНИКОВА Л.И. УЧЕНЫЙ И ЭПОХА: ХХ ВЕК (К 100-ЛЕТИЮ ВЫДАЮЩЕГОСЯ БИБЛИОТЕКОВЕДА КОНСТАНТИНА ИВАНОВИЧА АБРАМОВА (1920 – 2001 гг.)

  В истории библиотечной науки Константин Иванович Абрамов занимает почетное место классика отечественного библиотековедения. Ученого нет с нами почти двадцать лет. Родившись через три года после революции 1917 года,  он ушел из жизни в самом начале ХХI века. По сути, Константин Иванович – ровесник ХХ века, человек эпохи, в личной биографии которого отразились все великие события бурного двадцатого столетия.

  Научно – педагогическая деятельность Константина Ивановича охватывает более чем полувековой период с 1950 года, когда он поступил в аспирантуру Московского государственного библиотечного института до 2001г.  Окончена Великая отечественная война, участником которой он был, наступило мирное время.  Каким насыщенным был этот период, как соответствовал девизу Константина Ивановича: «И вечный бой. Покой нам только снится!»   

 Невольно задаешь себе вопрос: почему мы сегодня так широко отмечаем столетие Константина Ивановича, организуем посвященные ему   конференции, издаем книги о его деятельности. В то время как в МГИК на библиотечном факультете преподавали не менее известные ученые, например, О.П. Коршунов, А.Я. Черняк  и др. о которых книги не написаны,( (исключение -  книга о Ю.В. Григорьеве, автор –Ю.Н. Столяров), а они их, конечно, заслужили.

  На мой взгляд, причина в том, что Константин Иванович обладал  уникальном качеством – он любил и понимал людей, всегда помогал в трудных ситуациях, отстаивал и поддерживал преподавателей. Ответ на этот вопрос также дают  авторы многочисленных статей, в которых раскрывается   его многогранная личность как ученого и, прежде всего, как Человека с большой буквы. Эти качества личности ученого подчеркиваются не только в статьях. Особое место занимают приветственные поздравления Константину Ивановичу в связи с юбилейными датами и днем рождения, тщательно собранные  и бережно хранимые Еленой Гавриловной Абрамовой. Несмотря  на высокопарный стиль подобных документов, они в значительной степени отражают восхищение  личностью Ученого и Человека.  В одном из них отмечается «Путь его суровый, дальний, фронтовой и трудовой, факультетский, кафедральный, вечно – на передовой», в другом говорится: «Для МГИКа  он, что Ломоносов, что Новиков для МГУ», в третьем характеризуется как: « Вождь Совета и кормчий кафедры своей».[ Личный архив К.И. Абрамова ]

  Многое объясняется тем,  что К.И. Абрамов создал и 40 лет умело и успешно руководил  кафедрой библиотековедения, сумев привлечь к работе единомышленников и верных учеников, способных выполнить задачи вуза. Преподавателей кафедры  объединяло уважение к личности Константина Ивановича, его широкий кругозор, беспримерная работоспособность, научная добросовестность, принципиальность, честность и доброжелательность.  Не будем перечислять многочисленные награды и почетные звания ученого – они широко известны.

  В полувековой научно – педагогической деятельности К.И. Абрамова в МГИК –  отразилась эпоха,  ярким представителем которой он был.  На научном творчестве ученого не могли не сказаться великие события ХХ века: революция 1917 года, Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг., строительство социалистического общества и грандиозный перелом в 90 –е годы ХХ века. Научно – педагогическая деятельность Константина Ивановича проходила в  условиях самого сложного десятилетия   1991 – 2001гг.   Это время беспрецедентного слома прежней идеологии, перехода от социалистического строя к новой общественно – экономической формации  основанной на принципах демократии.

  К.И. Абрамов как объективный ученый не мог  не пересмотреть процесс развития библиотечного дела в России в связи с новыми историческими условиями. В этот сложнейший период, к тому же пришедшийся на последние годы жизни К.И. Абрамова, ему как ученому (и не только ему) выпало тяжелое бремя отказа от  прежних научных концепций библиотечного дела, обоснованию которых было отдано большая часть жизни (40 лет).

  Новая концепция библиотечного дела  была изложена Константином Ивановичем в учебнике  «История библиотечного дела в России». [ 1 ]      Разделяя взгляды  К.И. Абрамова, известный библиотековед А.Е Шапошников писал: «Перед нами свидетельство величайшего мужества ученого, сумевшего подняться над своим прошлыми привязанностями и оценками… осуществить коренной пересмотр старой концепции библиотечной истории в ХХ веке… в значительной степени устранить умолчания и противоречия». [ 3 ] 

  Константин Иванович раскрыл «белые пятна»  истории библиотечного дела, переосмыслил сложившие ранее стереотипы, изложил  материал не с позиций принципа партийности, а общечеловеческих ценностей.  Ученый, изучал историю библиотечного дела не по официальным материалам, а по архивным документам, знал многие факты, недоступные другим, поэтому он был готов к написанию нового учебника.  Мы получили  книгу, объективно отражающую развитие библиотечного дела в России. В.В. Скворцов назвал эту работу  научным подвигом К.И. Абрамова.[4].

  Научную деятельность К.И. Абрамова в демократической России после событий 90-х г. ХХ в. высоко оценили ведущие ученые: М.Я. Дворкина, Э.К. Беспалова и др.  К сожалению, не все специалисты библиотечного дела присоединились к такой  оценке. В печати появились высказывания о том, что Константин Иванович «очернил все прошлое, что было в советскую эпоху», отказался от наследия В.И. Ленина и Н.К. Крупской. В частности говорилось «о творческом закате» ученого - историка. [2] Но к моменту выхода  книги Б.Н. Бачалдина  « Фрагменты памяти» в 2006г., в которой содержались  эти данные,  только в   2000 – 2002 гг.   были изданы 3 книги и 7 семь статей Константина Ивановича.    Незаурядную личность К.И. Абрамова  - ученого с мировым именем, прошедшего ВОВ, честного и мужественного человека, А.В. Соколов охарактеризовал как «интеллигента – конформиста» ?! [5] Печально, что эти публикации появились после смерти Константина Ивановича, когда он уже не мог  ответить. Надеюсь, что таким ответом станут материалы данной конференции.

  Наследие Константина Ивановича настолько обширно, что в рамках одной статьи невозможно рассмотреть все его направления.   Особого внимания заслуживает его педагогическая деятельность в области подготовки библиотечных кадров в 90 е годы ХХ века. Елена Гавриловна Абрамова любезно предоставила мне рукописные конспекты лекций, которые Константин Иванович читал  аспирантам МГИК задолго до выхода в свет  его нового учебного пособия «История библиотечного дела в России». [Личный архив К.И. Абрамова].

  Лекции были прочитаны  аспирантам  в период с 1995 по 1999.гг. Позднее эти материалы, в которых проанализированы наиболее важные проблемы состояния библиотечного дела и библиотековедения перестроечного периода, частично вошли в учебник.

 Только перечисление  тематики  лекций дает яркое представление о том, что  Константин Иванович считал необходимым в первую очередь донести до начинающих ученых: «Вводная лекция». (В ней говорилось о принципиально других подходах к методологии и методике научного исследования); «Новая демократическая концепция библиотечного дела»;  «Современное состояние библиотечного дела в России» (конец ХХ в.);  «Неудовлетворительное положение библиотечного дела дооктябрьской России» (В этой лекции приведены факты, которые невозможно было опубликовать в советское время)  «Кризис советского библиотечного дела»; (1998г.);  «Демократизация и общедоступность библиотек» и др.

  Приведем некоторые выдержки:

 «В основу отечественной концепции библиотековедения должны быть положены только объективные исторические законы развития и никакие другие, например, вытекающие из программ партий, общественных движений, из религиозных, национальных и иных тенденций. Объективные законы вырабатываются, прежде всего, самим развитием библиотечной теории и практики. [Личный архив К.И. Абрамова]

«Наука не может в силу своих объективных законов изучать социальные явления только с одной точки зрения, не может признавать единственной только одну точку зрения, отвергая другие»;  « В науке преуспевает только тот, кто сомневается, не принимает ничего на веру».[Личный архив К.И. Абрамова]

  Константин Иванович в лекциях, прочитанных аспирантам, представил  полную, целостную картину состояния библиотечного дела и перспективы его развития, подробно проанализировал огромное количество подлинных документов, цифр и фактов. Каждая лекция содержит не менее 20 напечатанных на машинке страниц, много вставок, написанных от руки. После прочтения рукописей, осталось впечатление, связанное с восприятием текста лекций как краткой энциклопедии библиотечного дела, примера убедительного анализа, четкого изложения, источника новых фактов и событий.  Лекции К.И. Абрамова для аспирантов, на мой взгляд, это бесценные материалы, которые необходимо опубликовать.

  Время неумолимо будет отсчитывать десятилетия: 2030, 2040… в каждом из которых, уверена, будут отмечать юбилеи Константина Ивановича Абрамова – выдающегося Ученого и Человека, оставившего неизгладимый след не только в науке, но в памяти коллег, учеников.  Константин Иванович Абрамов – это личность, олицетворяющая  библиотечную  науку России  ХХ века.

 Cписок источников  

  1. 1. История библиотечного дела в России: учебно – методическое пособие для студентов, преподавателей и библиотекарей – практиков: в 2 ч. – Москва: Либерея, 2000 -2001.- Ч. 1 -175 с.- Ч. 2. – 160 с.
  2. 2. Бачалдин, Б.Н. Фрагменты памяти.- Москва, 2006.- С.279.
  3. 3. Константин Иванович Абрамов – ученый, организатор библиотечного образования, педагог: К 90 – летию со дня рождения. / Сост.: М.Я. Дворкина, Л.И. Сальникова. - Москва: МГУКИ, 2010.- С.69.
  4. 4. Скворцов, В.В. Библиотечная теория и практика ХХ века // Библиотечное дело в мировом информационном и интеллектуальном пространстве. - Москва: МГУКИ, 2001.- С.36.
  5. 5. Соколов, А.В. Библиотечная интеллигенция в России. Часть II. ХХ – начало ХХI века. Исторические очерки.- Москва: Либерея, 2008.- С.157.

Сведения об авторе  

Сальникова Любовь Ильинична - кандидат педагогических наук, доцент, Почётный координатор Международной научной конференции "Скворцовские чтения"

К оглавлению выпуска

история книги, конференции, история библиотечного дела, история библиотечного образования

13.04.2020, 806 просмотров.