ИСТОРИЯ: ВРЕМЯ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ. ГЛАЗКОВ М.Н. ОБОРОННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ ПОЛИТИКИ СССР В ПРЕДВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ (1931–1941 гг.)

 Главным направлением отечественной библиотечной политики предвоенного десятилетия стала многосторонняя подготовка советского народа к войне. В тот период наша страна оказалась в центре мирового противостояния. Уже в 1932 г. императорская Япония, расширяя агрессию в Китае, выходит к советским восточным границам. В 1933 г. к власти в Германии приходят нацисты с их стратегической идеей "похода на восток". На западных рубежах Польша, Финляндия, Латвия, Венгрия стали предъявлять к СССР разнообразные претензии. За ними стояли как страны фашистского блока, так и ведущие западные демократии. Таким образом, угроза вооруженного столкновения Советского Союза с противниками становилась неизбежной.

 Перед советскими библиотеками была поставлена государственная задача содействия идейной и практической подготовке народа к глобальной войне. При этом были задействованы все возможные библиотечные ресурсы, формы и направления библиотечной деятельности. Ключевой стала пропаганда советского патриотизма. Здесь широко использовалась популярная у читателей беллетристика. В библиотеках устраивались вечера "Красная Армия в художественной литературе", читательские конференции по военным произведениям А.А.Фадеева, Д.А.Фурманова, М.А.Шолохова и др. Любопытно, что в ходе конференций обсуждались не только литературные, но и специальные военные проблемы, отраженные в книгах. Для этого библиотекари приглашали военных специалистов, теоретиков и историков войн. В крупных городах массовые библиотечные мероприятия дополнялись показом узкопленочных короткометражных кинофильмов и диапозитивов "Будь готов к ПВХО", "Великие полководцы страны", "Артиллерия", "За ворошиловского стрелка", "Авиация страны социализма", "Разгром японских самураев у озера Хасан" и др.

 Масштабная госпрограмма всеобщего военного обучения народа последовательно воплощалась библиотеками в жизнь. Разрабатывались планы чтения для разных читательских групп по таким актуальным вопросам, как "Красная Армия на современном этапе", "Вооруженные силы - оплот обороны СССР", "Вожди и герои Красной Армии". В библиотеках регулярно проводились выставки литературы и громкие чтения по темам "Защита Отечества - священный долг каждого гражданина СССР", "Из истории войн", "Изучай военную технику". Организовывались консультации для читателей на злобу дня: "Тихоокеанская проблема", "Итало-абиссинский конфликт", "Интербригады в Испании", "Наша победа на Халкин-Голе" и т.д.

 Весомое значение приобрели общесоюзные ежегодные "Недели военной книги" в библиотеках. В ходе них местные советские и партийные власти, Политуправление Красной Армии, разные ведомства и издательства помогали библиотекам ударно доукомплектовывать свои фонды соответствующей литературой, укреплять связи с осоавиахимовскими ячейками, военно-санитарными кружками и пунктами допризывной подготовки молодежи, изучать профильные запросы разных слоев читателей. Устроители "Недель" проводили демонстрации, посвященные оборонно-патриотической литературе, устраивали шествия и праздники военной книги на улицах, площадях, клубах, спортплощадках.

 Отметим, что масштабная оборонно-патриотическая пропаганда, не ослабевала и после подписания пакта о ненападении с нацистской Германией 23 августа 1939 г. Снята была только концентрированная антигерманская направленность. Необходимо учитывать тогдашнюю крайне сложную и запутанную международную обстановку. Так, например, в ходе советско-финской войны планы применения вооруженной силы против СССР вынашивали Великобритания и Швеция. Советская идеологическая деятельность должна была учитывать возможность войны с разными потенциальными агрессорами, а не только с Германией.

 Важно подчеркнуть, что оказалось реабилитировано и активно задействовано в государственной политике 1930-х гг. героическое прошлое добольшевистской России. Это стало важнейшим "внутренним резервом" отечественной идеологии накануне титанической битвы 1941–1945 гг. Преображались основные формы библиотечной работы. Если делалась выставка литературы, то на ней появлялись книги о дореволюционных полководцах-героях, ранее запрещенных из-за их "классовой чуждости, реакционности и монархических убеждений" ( М.Д. Скобелев, И.Ф. Паскевич, М.А. Милорадович и др.). Если проводилась читательская конференция, то выступавшие все смелей и охотней говорили о выдающихся викториях русского оружия во времена, которые в 1920-е годы иначе, как "эпохой помещичьего мракобесия" и не называли. Шла ли речь о героях Красной Армии, подчеркивалось, что они достойно сражались еще в Царских войсках, впитывая в себя науку побеждать, заложенную ярым монархистом, князем А.В. Суворовым.

 Значимой тенденцией предвоенной поры стала приоритетная библиотечная работа с молодежью допризывного возраста и солдатами срочной службы. Можно сказать, что на государственном уровне была сделана принципиальная ставка на усиленное повышение интеллектуального и идейного уровня молодых бойцов. Дальновидность данного подхода подтвердила Великая Отечественная война. Как позднее утверждал маршал Г.К. Жуков, в конечном итоге мы победили потому, что "у нас был более образованный и идейно твердый молодой солдат". Действительно, после того, как профессиональные, кадровые военные оказались в массе своей "выбиты" в 1941–1942 гг., на их место заступала молодежь. Именно те, кто прошел хорошую школу всеобуча и всевобуча в 1930‑е гг., затем освободили Родину и Европу от "коричневой чумы".

 В этой связи, большое значение имела также идеология советской романтики и героики, приобретшая невиданную популярность в предвоенное десятилетие. Экспедиции на Северный полюс, героическое освоение Северного морского пути, труднодоступных районов Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока, открытия геологами ценнейших месторождений полезных ископаемых, рекордные межконтинентальные авиаперелеты рождали и генерировали, особенно у юношества, желание совершать подвиги. Библиотеки поддерживали подобные устремления, организуя выставки литературы и громкие читки о героях-челюскинцах, папанинцах, чкаловцах, обслуживая библиотечной литературой осоавиахимовские ячейки, кружки юного летчика, моряка, путешественника и т.д. Массовое стремление к подвигу ярко проявилось в годы тяжких военных испытаний.

 Еще одним важным направлением библиотечной работы стало культивирование общественного пиетета к воинской службе, бойцам и командирам Красной армии, особенно раненым в боях. Так, библиотеки брали их на приоритетное индивидуальное обслуживание, устраивали массовые мероприятия с их почетным участием, всячески пропагандировали достоинства профессии защитника Родины. Развернулась кампания, в ходе которой библиотекари и помощники-книгоноши приносили библиотечную литературу семьям красноармейцев, погибших в боях за республиканскую Испанию, в советско-финской войне, столкновении с милитаристской Японией на Халкин-голе и т.д.

 Массовые библиотеки после начала II Мировой войны (1 сентября 1939 г.) стали широко освещать военные действия в Европе, отмечая общее ужесточение их характера, а также все большие бедствия для мирных жителей. Повествования газет и журналов о тяготах войны, обзоры и выставки периодики в библиотеках психологически готовили советское гражданское население к неотвратимо приближавшейся смертельной битве. Этот аспект идеологической работы косвенно свидетельствует о понимании политическим руководством СССР того, что предстоящая война будет затяжной и пройдет не только на территории противника.

 Надо обязательно отметить, что оборонно-патриотическая пропаганда оказалась столь успешной, благодаря общему гражданскому доверию к постулатам предвоенной идеологии, ее близости населению. По стране гремели лозунги "Изучай военное дело!", "Комсомолец – на самолет!". Быть осоавиахимовцем, ворошиловским кавалеристом и стрелком было почетно. Государственным институтам, и среди них библиотекам, оставалось "только" поддерживать и подпитывать подобный энтузиазм народа.

 Подчеркнем, что вклад библиотек в укрепление обороноспособности СССР носил одновременно и идейно-теоретический, и прикладной характер. Так, например, в 1940 г. сетью кружков по распространению военных знаний среди населения, теснейшим образом связанных с массовыми библиотеками, было подготовлено свыше 2 млн. пулеметчиков, снайперов, связистов, кавалеристов, мотоциклистов, парашютистов, планеристов, летчиков. Высокий уровень военно-технической подготовки советских людей ярко засвидетельствовала Великая Отечественная война.

 Таким образом, благодаря разнообразным государственным мероприятиям, активно задействовавшим и библиотечную сферу, советский народ, в целом, оказался идеологически и практически готов к военным испытаниям. Мы должны помнить о трудовом подвиге армии библиотекарей того героического времени, которые каждый на своем месте сделали многое, чтобы приблизить День Победы.

 

Список источников

  1. 1. Варфоломеева М.В. Роль массовых библиотек в культурной революции в СССР ( 1928–1941 гг.) / М.В. Варфоломеева. – М.: Наука, 1974. – 231 с.
  2. 2. Глазков М.Н. Государственная библиотечная политика в Советской России (1925 – май 1941): Монография / М.Н. Глазков. – М.: Пашков дом, 2016. – 271 с.
  3. 3. Глазков М.Н. Деятельность советских массовых библиотек накануне войны (1930‑е гг.): лекция / М.Н. Глазков. – М.: МГУКИ, 2000. – 34 с.
  4. 4. Кожинов В.В. Россия. Век XX-й (1901–1939) / В.В. Кожинов. – М.: Алгоритм, 1999. – 560 с.
  5. 5. Мазурицкий А.М. Библиотеки в годы Великой Отечественной войны: учеб. пособие / А.М. Мазурицкий. – Орел: Орловский гос. ин-т культуры, 2020. – 139 с.

Сведения об авторе

Глазков Михаил Николаевич - доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения и книговедения МГИК

 

К оглавлению выпуска

история книги, конференции, мероприятия

13.04.2020, 1003 просмотра.