СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ: ИЗУЧАЕМ, АНАЛИЗИРУЕМ, ПРОЕКТИРУЕМ. СОКОЛОВ С.В. ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ С ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ

   Система государственного управления предполагает на фоне новых внешних и внутренних угроз максимально полное и взаимосвязанное ориентирование разнообразных государственных стратегий на решение комплексных задач, стоящих перед всеми государственными институтами. Современная государственная политика охватывает как области традиционно единой экономической, социальной и информационной сферы, так и растущие синергии между учреждениями культуры и ведомств, ответственных за предупреждение или локализацию чрезвычайных ситуаций и подготовку населения по линии гражданской обороны. Векторы коллинеарности этих столь разных с внешней стороны направлений государственной политики становятся гораздо ближе с учетом постановки сверхзадачи в формировании единого культурного и информационного пространства, тесно связанного как с развитой информационной инфраструктурой, так и опирающегося на информационную культуру [1], одним из элементов которой является культура безопасности жизнедеятельности [2]. Сравнительный анализ формирования многоуровневой системы национальной безопасности в России и Германии позволит определить общие тренды в государственном управлении, наметить приоритеты государственной культурной и информационной политики, обозначить поле дальнейшего сотрудничества между  подразделениями ГО и ЧС и информационно-библиотечными учреждениями.  

 Государственная политика в области пропаганды основ безопасности жизнедеятельности в системе национальной безопасности Российской Федерации

   Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов, одобренная решением Президента Российской Федерации от 23 ноября 1995 г., включала в список приоритетных государственных информационных ресурсов «информацию о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическую, санитарно-эпидемиологическую и др., необходимую для обеспечения безопасного существования граждан, населения в целом, а также функционирования производственных объектов». Эти положения были в развернутом виде представлены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р). В этом документе была задекларирована смена приоритетов в государственной политике по обеспечению безопасности населения и территорий от опасностей и угроз различного характера: вместо "культуры реагирования" на чрезвычайные ситуации на первое место должна выйти "культура предупреждения", предполагающая кроме совершенствования системы противодействия чрезвычайных ситуациям также и развитие инфраструктуры информационного обеспечения граждан, повышение уровня образования и грамотности населения.

  С.К. Шойгу в своем фундаментальном труде  «От спасения России к новым горизонтам развития» писал о следующих изменениях в комплексе мероприятий, составляющих уже не сколько цикл мер по «гражданской обороны», сколько нацеленных на «гражданскую защиту» населения [3].  При этом Сергей Кужугетович подчеркивал следующие важнейшие характеристики новой государственной политики в области «защиты населения»:

  1.   Социальный аспект: «гражданская оборона все больше отходит от военной организации, ее мероприятия приобретают более социальный, чем военно-стратегический характер». [3, C. 216]
  2. Региональный аспект: «происходит определенная «децентрализация» гражданской обороны. Это выражается в повышении прав и ответственности местных органов управления в решении задач ГО». [3, C. 217]
  3.  Веб-ориентированный аспект: «происходит формирование и развитие единой информационно-образовательной среды в системе обучения через единую систему информационного обеспечения интернет -пространства» [3, C. 113]
  4.   Информационно-библиотечный аспект: «развитие и умножение учебного фонда гражданской обороны в образовательных организациях». [3, C. 114]

 Научно-методические выводы и стратегические ориентиры этого произведения вошли своими принципиальными положениями в  «Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года» [4]. Этот документ стратегического планирования в списке целей, задач и приоритетных направлений государственной политики в области защиты от чрезвычайных ситуаций ставит: «внедрение новых методов пропагандистской, образовательной и информационной работы с населением по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций и формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения в контексте реализации прав граждан и осуществления ими своих обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций». В четвертом разделе  «Основ» также подчеркнут социальный поворот новой государственной политики: отмечается необходимость привлечения общественных объединений и других некоммерческих организаций к деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.  Особенная роль в методическом обеспечении этой работы лежит на научно-исследовательском центре «Проблем развития культуры безопасности жизнедеятельности» при Всероссийском научно-исследовательском институте по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)).  Научные сотрудники этого центра в своем отчете высокое значение в работе на этом направлении отводят организации деятельности библиотек и музеев, особенное в деле духовно-нравственного и патриотического воспитания. [5, C. 30 ]

Защита населения в общей концепции архитектуры национальной безопасности Федеративной Республики Германия.

  Защита населения является важным столпом в общей концепции архитектуры национальной безопасности Федеративной Республики Германия. Особенное значение для  истории массовой подготовки населения в области ГО и ЧС как в Западной, так и в Восточной Германии стала развязанная западными державами во главе с США  холодная война и разделение Германии на ФРГ и ГДР. В Федеративной Республике в 1952 году в федеральном министерстве внутренних дел был создан подотдел гражданской противовоздушной обороны. В 1955 году подотдел был преобразован в Федеральное управление гражданской противовоздушной обороны. В 1957 году это учреждение было подчинено Федеральной службе гражданской защиты населения. В 1958 году из этой службы было создано Федеральное управление гражданской защиты населения. В 1974 году ведомство окончательно вышло из прямого подчинения министерства внутренних дел и обрело собственный федеральный статус как Федеральное ведомство гражданской обороны - Bundesamt für Zivilschutz (BZS).

  Закон «О гражданской обороне и помощи в стихийных бедствиях» (Zivilschutz- und Katastrophenhilfegesetz – ZSKG [6]), принятый  25.03.1997, определил, что основная ответственность за самозащиту населения возлагается на муниципалитеты (параграф 5, пункты 1-4). Компетенции федерации в общей системе самозащиты были определены в третьей части закона и касались финансирования всех мероприятий, в том числе и на муниципальном уровне, создании системы предупреждения чрезвычайной ситуации и подготовки населения в области самозащиты. Вопрос защиты культурных ценностей (параграф 25 - Kulturgutschutz) в законе был полностью  переадресован на Гаагскую конвенцию 14 мая 1954 г., включенную в правовое поле ФРГ отдельным федеральным законом в 1967 г. [7] В этом законе вопросы защиты культурных ценностей изымались из правового поля муниципалитетов и делились  между сферами ответственности земель и конкретными министерствами (иностранных дел , внутренних дел, обороны и федерального ведомства по гражданской защите) и немецкими землями. Федеральное ведомство по гражданской защите (пункт 5, абз. 1-2) согласно закону отвечает за два основных направления – эвакуацию культурных ценностей и пропаганду положений Гаагской конвенции и распространение ее среди информационных учреждений. Таким образом федеральное законодательство определило пропагандистскую миссию ведомства по гражданской защите и создало правовую базу для развития его сотрудничества с информационно-образовательными учреждениями Германии, в том числе и с немецкими библиотеками.

  Основной субъект информационной политики Германии в области просвещения населения в области гражданской обороны является Специализированный информационный центр Федерального ведомства по защите населения и ликвидации последствий стихийных бедствий. На сайте Федерального управления гражданской защиты и ликвидации последствий стихийных бедствий Германии представлена библиотека ведомства (Literaturdatenbank für Bevölkerungsschutz). Фонд информационного центра ведомства содержит 63000 немецко - и англоязычных документов и аудио-видео материалов на различных носителях. В рамках данного исследования был проведен анализ структуры фондов ведомства с особенным вниманием к литературе, изданным типографией самого ведомства. Общее количество документов, опубликованных самим ведомством невелико – 1001 документ (1,59%), но тем не менее это ядро фонда библиотеки по специальной тематике. Поисковая система библиотеки позволяет проследить динамику печати различных  учреждений, связанной с гражданской         обороны с конца 1950-х годов по настоящее время. Для этого необходимо в поисковом каталоге не только указывать организацию-издателя, но и обязательно вносить года изданий (без этого поисковая система выдает некорректные значения).

  Примечательно, что этапы активизации и снижения количества ведомственных изданий специальной литературы в области гражданской обороны соответствуют в целом колебаниям международной напряженности. Резкое снижение издательской деятельности в 1970-е годы  приходится на эпоху разрядки и также демонстрирует возможность рассмотрения этого количественного показателя как индикатора изменения международной политической обстановки. Факт, что в настоящее время, судя по количеству наименований издаваемой печати, пропагандистская активность ведомства гражданской обороны в десятки раз превышает издательскую активность времен холодной войны, свидетельствует о значительном, можно сказать лавинообразном  увеличении техногенных и международных политических угроз, осознаваемых политической элитой Германии.

 Резервный страховой фонд -  важнейшее направление сотрудничества ведомств ГО и ЧС и библиотечных учреждений России и Германии      

  Эвакуация библиотечных фондов является приоритетной задачей во всем комплексе мероприятий в отношении библиотечной отрасли, обозначенных научной, методической и справочной литературой, изданной подразделениями МЧС России. Так, «Гражданская защита: Энциклопедия в 4-х томах» [8] понятие «библиотеки» рассматривает только в рамках статей «Защита материальных и культурных ценностей» [8, С. 159-160] и «Эвакуация материальных и культурных ценностей», [8. С. 635] останавливаясь исключительно на российском страховом фонде документов библиотечных фондов. Проблема «сохранности фондов» является одним из важнейших мостиков, объединяющих эти два общественных института. Взаимодействие центральных библиотек субъектов  Российской федерации и региональных управлений по делам ГО и ЧС традиционно шло по линии сохранности библиотечных фондов, что отразилось в докладах Шестой секции РБА  Конференциях в Пскове [9] (2003 г.)  Тем не менее, руководство библиотечной отраслью не всегда справедливо оценивает всю важность этой точки соприкосновения с партнерскими структурами других ведомств. Так, в 2017 г. финансирование работы по созданию страхового фонда документов библиотек, которая проводились в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы) было прекращено, что было отмечено в Итоговой резолюции заседания Секции по сохранности библиотечных фондов РБА на Конгресса РБА во Владимире в 2018 г. [10] Резолюция Заседании Секция по сохранности библиотечных фондов на XXIV Ежегодная сессия Конференции РБА в Туле (2019 г.) также отмечала недостаточное финансирование сохранения подлинников документов, в том числе книжных памятников по сравнению с широкими ассигнованиями на формирование электронных массивов информации. [11] Второй этап общероссийской программы сохранения библиотечных фондов заканчивается в 2020 году и судьбой этой программы, ее продолжения и расширения обеспокоено все экспертное библиотечное сообщество.

  Защита культурных ценностей в Германии находится под бдительным надзором Ответственного федерального правительства в области культуры и СМИ. На сайте указанного ведомства создан портал – база данных защищенных объектов культурных ценностей. [12] Примечательно, что база ориентирована на взаимодействие с региональными властными структурами, ответственными за сохранение и перемещение культурных ценностей.  В качестве организационной площадки взаимодействия различных организаций в области охраны культурных ценностей также был создан интернет-портал «Руководство по безопасности культурного достояния» - SicherheitsLeitfaden Kulturgut (SiLK). [13]  Раз в три года SiLK проводит международное совещание по безопасности и гражданской защите музеев, архивов и библиотек „Культура! Хорошо! Защищаем!". Заседания под эгидой Федерального ведомства по защите населения и ликвидации последствий стихийных бедствий (BBK) и ведомства Руководство по безопасности культурных ценностей (SiLK) проходили в городах, исторически связанных с развитием немецкой библиотечной отрасли в Лейпциге (2006),  в Штральзунде (2009), в Берлине (2012),  в Галле (2015). Последняя пятая Международная научная конференция „Культура! Хорошо! Защищаем!" в защиту культурного наследия прошла 8 и 9 ноября 2018 в Лейпциге, книжной столице Восточной Германии на территории лейпцигской ярмарки. Особенный интерес участников был направлен на сохранение архивных и библиотечных фондов в целях предотвращения повторения пожара в библиотеке герцогини  Анны Амалии в Веймаре в 2004 году и обрушении кёльнского архива в 2009 г. В конференции приняли участие высшее руководство  федерального ведомства включая его президента Кристофа Унгера. Основная тема – повышение кооперации библиотек, архивов, других учреждений культурного наследия и региональных и городских служб архитектуры и строительства, противопожарной защиты, страховых организаций. Поднимались вопросы дальнейшей пропаганды положений международного права по защите  памятников культурного наследия.

 Библиотеки в списке объектов критической информационной инфраструктуры в России и Германии

  В Германии список основных объектов критической инфраструктуры (BSI KRITIS) был утвержден 22 апреля 2016 года министерством внутренних дел Германии. Все учреждения страны были категорированы на девять секторов: «Энергия», «Вода»,  «Продовольствие», «Информационные технологии и телекоммуникации», «Здоровье», «Финансы и страхование», «Транспорт», «Государственные учреждения», «Средства массовой информации и культура». Рабочие материалы по идентификации объектов критической инфраструктуры [14], обновленные в марте 2019 года, относят архивы, музеи и библиотеки вместе с телевидением и радио, мемориальными местами и памятниками архитектуры к седьмой группе «Культура и СМИ». Важнейшими мероприятиями по сохранению библиотечных зданий и фондов названы:  условия хранения и надежность сигнализации, оперативность предоставления информации, открытость к общественности, надежность систем идентификации ценных предметов культуры, доступность к системам определения культурной идентичности,  «долгосрочное хранение и хранение микроэкранированных документов немецкой истории в соответствии с Гаагской конвенцией о защите культурных ценностей». В России ни в одном из  документов, определяющих  принципы категорирования субъектов и объектов критической информационной инфраструктуры (см. нормативную базу на сайте ФСТЭК России [15])  библиотеки и  их фонды не упоминаются ни как критически важный объект информационной инфраструктуры, ни в качестве объектов сохранения культурного наследия, ни как субъектов информационной политики.

Рекомендательная библиография как совместное направление работы органов гражданской защиты и библиотек в России и  Германии

  В СССР включение библиотек в единое поле образовательной политики в области мобилизационной подготовки населения было гораздо более полным, системно проработанным и ресурсообеспеченным чем в США и странах Европы, с учётом, что процентное соотношение государственных библиотек в странах СССР было заметно выше, чем в странах западных демократий. Методическая работа ведущих библиотек по военно-патриотическому воспитанию и пропаганде знаний гражданской обороны велась во всех союзных республиках. Для примера можно назвать методические материалы Государственной  библиотеки Армянской ССР им. А. Ф. Мясникяна [16], Государственной библиотеки Белорусской ССР им. В. И. Ленина [17], Республиканского научно-методического центра  народного творчества и культурно-просветительской работы им. Э. Мелнгайлиса (Латвийская ССР) и др [18]. Методические письма [19] и рекомендации по пропаганде знаний гражданской обороны для библиотек СССР составлялись военным отделом Государственной ордена Ленина библиотекой СССР им. В. И. Ленина. В 60-70 годы библиотека выпускала сборник  методических и библиографических материалов «Библиотека и гражданская оборона». [20]

 В настоящее время вопросы противодействия чрезвычайным ситуациям специально не разрабатываются в российских национальных библиотеках, хотя и затрагиваются частично в ряде сборников научных и методических материалов. [21] В Российской государственной библиотеке после ликвидации военного отдела, методическая  работа по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям также не ведется.

  На сайте Федерального управления гражданской защиты и ликвидации последствий стихийных бедствий Германии представлены подробные списки рекомендательной библиографии, рекомендованные для комплектования информационных учреждений по направлению безопасность  жизнедеятельности. В настоящее время на сайте представлены 4 подробных списка рекомендованной литературы: «Отборочная библиография по защите населения (Публикации на 27.08.2019)», «Отборочная библиография по защите населения  (Публикации на 04.01.2018)», «Рекомендации по литературе (Материалы к 20.01.2014)», «Информационные предложения FIS (Статьи на 21.03.2011)».  В самый актуальный список на конец 2019 года входят 92 книги. Характерно, что составители не ограничились узкоспециализированной литературой, а подобрали рекомендательную литературу по социологии, философии, истории, праву, естественнонаучных дисциплин и инженерного дела.

 Точечное комплектование центральными региональными библиотеками Германии и России изданиями ведомств ГО и ЧС

  Важнейшим направлением вовлечения российских библиотек в систему межведомственного сотрудничества является пополнение фондов специальной литературой, к которой относят прежде всего профессиональную периодику: журналы «Гражданская защита» («Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций»), «Основы безопасности жизнедеятельности», «Пожарное дело». Некоторые региональные подразделения МЧС берут под свой контроль обеспечение библиотек своего региона необходимой литературой. В 2017 году Главное управление МЧС России по Костромской области провело акцию «Ведомственное СМИ в каждую муниципальную библиотеку!». [22]

  Специализированный информационный центр (FIS) при Федеральном управлении гражданской защиты и ликвидации последствий стихийных бедствий  публикует, собирает, распространяет специальную литературу по всем темам гражданской обороны и защиты населения. Центр ежеквартально издает журнал «Защита населения» («Bevölkerungsschutz»). В рамках настоящего исследования был проведен анализ фондов всех 33-х региональных немецких библиотек с правом получения регионального обязательного экземпляра на наличие литературы, издаваемой с 2004 года Федеральным  управлением гражданской защиты. Тип библиотек, выбранный для исследования, достаточно полно раскрывает особенности не только региональной но и федеральной библиотечной сети, так как библиотеки с правом взимания обязательного экземпляра входят в общую систему библиографического учёта издаваемой продукции и соответственно выполняют не только региональные, отраслевые и частные, но и общегосударственные задачи. В результате исследования обнаружилась четверка лидирующих регионов, с большим отрывом обгоняющие другие немецкие земли по количеству наименований специализированной литературы в области гражданской обороны: Северный Рейн-Вестфалия, Бавария, Шлезвиг-Гольштейн, Саксония. Необходимо отметить, что результаты исследования в целом отличаются от прошлогоднего авторского анализа количества литературы в центральных региональных библиотеках, издаваемой другим ведомством - немецким Центром политического образования.  Если в целом политическая литература,  – предмет исследования прошлогоднего доклада автора на Скворцовских чтениях [23], в десятки раз менее востребована в восточногерманских библиотеках, то, ситуация с литературой также государственного значения, но уже связанной с гражданской обороной – иная. Восточногерманские библиотеки достаточно активно проявляют себя по линии ведомственного сотрудничества с региональными филиалами Федерального управления гражданской защиты и комплектуют свои фонды специальной литературой. Традиции пропаганды через социальные институты принципов и установок гражданской защиты в ГДР были достаточно сильны, такими же они остаются и на сегодняшнее время. Региональный контекст распределения ключевых структур гражданской защиты повторяет разницу в комплектовании фондов центральных региональных библиотек. В Баварии и Северном Рейне-Вестфалии открыто наибольшее количество  Районных бюро самозащиты –  региональных филиалов  Федерального союза самозащиты. [24] Структура фондов центральных региональных библиотек также коррелирует с  «культурным весом» каждой федеральной земли Германии, который может быть связан с официально установленными нормами максимального количества исторических памятников, определенных для каждой федеральной земли в соответствии с постановлением министров культуры земель 26. 06. 1998 о недвижимом культурном наследии. [25] В Баварии (1600) и Северном Рейне-Вестфалии (1280) в Западной Германии и в Саксонии (700) в Восточной Германии определено наибольшее количество недвижимых памятников культурного наследия среди других немецких земель.

  Итак, в статье была рассмотрена государственная политика в области пропаганды основ безопасности жизнедеятельности в системе национальной безопасности Российской Федерации, а также защита населения в общей концепции архитектуры национальной безопасности Федеративной Республики Германия. Важнейшей особенностью правового поля Германии в области гражданской обороны является ее вовлеченность в систему международных правовых актов (Гаагская конвенция, Женевские соглашения), включенных в национальное законодательство на уровне федеральных законов. Избыточную мобильность и ресурсообеспеченность немецкой политики в области гражданской обороны даёт активное подключение к ней региональных и муниципальных субъектов управления, гражданских инициатив и, объединенных единой миссией сохранения культурного и духовного наследия библиотек, архивов и музеев. С учетом немецкого опыта взаимодействия между  службами в области ГО и ЧС и библиотечными учреждениями определены важнейшие направления  сотрудничества: общие мероприятия по созданию, поддержанию и определение возможностей эвакуации страхового фонда документов библиотек, составление специалистами информационных центров списков рекомендательной библиографии в области гражданской обороны для различных учреждений, точечное комплектование изданиями национальных ведомств в области гражданской обороны библиотечных фондов, включение библиотек в список объектов критической информационной инфраструктуры. Как показывает опыт Германии, наибольшая эффективность обеспечения взаимодействия  различных ведомственных учреждений достигается при помощи создания многофункциональных интернет-порталов, являющихся самостоятельными важнейшими субъектами государственной политики  в области сохранения культурного наследия. Современные научные разработки общей теории безопасности жизнедеятельности в России предполагают создание «общей теории безопасности» [26], в которую бы вошли все возможные ресурсы, институты и инструменты, позволяющие выстраивать противодействие возможным катастрофическим событиям на системном уровне[1], тем не менее, библиотеки и их фонды продолжают в нашей стране  в лучшем случае восприниматься не как субъект, а как объект политики в области безопасности. Но даже на этом уровне активизация библиотечной политики в направлении пропаганды безопасности жизнедеятельности позволит дополнительно актуализировать библиотечные учреждения, включить их в единую систему гражданской обороны и национальной безопасности Российской Федерации.

 Список источников

  1. 1. Лопатина Н.В. Информационная культура как условие эффективности социальных технологий: Учебное пособие. – М.: МГУКИ, 2002.- 81 с.
  2. 2. Воробьев Ю.Л., Дурнев Р.А., Пучков В.А. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. М.: Деловой экспресс, 2006. - 316 с.
  3. 3. Шойгу С.К. Система гражданской обороны страны // От спасения России к новым горизонтам развития. С.К. Шойгу: 21 год во главе чрезвычайной службы России. Собр. соч. : в 4 т. М.: Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России., 2012. Т. 1. - 232 с.
  4. 4. Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года: утверждены Указом Президента Российской Федерации от 11 января 2018 года N 12 // МЧС России: официальный сайт. – URL: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/ukazy-prezidenta-rf/437 .
  5. 5. Аюбов Эдуард Нажмудинович, Новиков Олег Николаевич, Лукьянович Алексей Викторович, Пашков Андрей Александрович Формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения: основные аспекты и перспективы // Технологии гражданской безопасности. 2016. №4 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-naseleniya-osnovnye-aspekty-i-perspektivy (дата обращения: 10.02.2020).
  6. 6. Zivilschutz- und Katastrophenhilfegesetz – ZSKG. 03.1997 // Gesetze im internet: официальный сайт. – URL: https://www.gesetze-im-internet.de/zsg/ZSKG.pdf.
  7. 7. Gesetz zu der Konvention vom 14. Mai 1954 zum Schutz von Kulturgut bei bewaffneten Konflikten. 04.1967 // Gesetze im internet: официальный сайт. – URL:https://www.gesetze-im-internet.de/kultgschkonvg/KultgSchKonvG.pdf.
  8. 8. Гражданская защита: Энциклопедия в 4-х томах (издание третье, переработанное и дополненное); под общей ред. В.А. Пучкова / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015. 658 с.
  9. 9. Совместное заседание секций 06. Секция по сохранности библиотечных фондов, 20. Секция «Краеведение в современных библиотеках» VIII Ежегодная сессия Конференции РБА, Псков, 12.05.2003-17.05.2003 // Росийская библиотечная ассоциация: официальный сайт. – URL: http://www.rba.ru/activities/sections/annual/annual_65.html
  10. 10. Заседание секции 06. Секция по сохранности библиотечных фондов XXIII Ежегодная сессия Конференции РБА, Владимир, 12.05.2018-18.05.2018 // Всероссийский библиотечный конгресс: XXIII Ежегодная Конференция Российской библиотечной ассоциации Владимир, 12—18 мая 2018 года: официальный сайт. – URL: http://www.rba.ru/activities/conference/conf2018/about/zasedaniya/meetings_522.html.
  11. 11. Заседание секции 06. Секция по сохранности библиотечных фондов XXIV Ежегодная сессия Конференции РБА, Тула, 11.05.2019-17.05.2019 // Российская библиотечная ассоциация: официальный сайт. – URL: http://www.rba.ru/activities/sections/annual/annual_568.html
  12. 12. Kulturgutschutz Deutschland // Die Beauftragte der Bundesregierung fuer Kultur und Medien: официальный сайт. – URL: http://www.kulturgutschutz-deutschland.de/DE/Home/home_node.html
  13. 13. SicherheitsLeitfaden Kulturgut (SiLK) // Das Bundesamt für Bevölkerungsschutz und Katastrophenhilfe: официальный сайт. – URL: https://www.bbk.bund.de/DE/AufgabenundAusstattung/Kulturgutschutz/SicherheitsleitfadenKulturgut/SicherheitsleitfadenKulturgut_node.html
  14. 14. Schutz Kritischer Infrastrukturen – Identifizierung in sieben Schritten Arbeitshilfe für die Anwendung im Bevölkerungsschutz. Band 20 · Praxis im Bevölkerungsschutz. Ausgabe: 02 Stand: März 2019 // Das Bundesamt für Bevölkerungsschutz und Katastrophenhilfe : официальный сайт. – URL: https://www.bbk.bund.de/SharedDocs/Downloads/BBK/DE/Publikationen/Praxis_Bevoelkerungsschutz/PiB_20_Schutz%20Kritischer_Infrastrukturen_Identifizierung%20in%20sieben%20Schritten.pdf?__blob=publicationFile
  15. 15. Документы // ФСТЭК России: официальный сайт. – URL: https://fstec.ru/normotvorcheskaya/poisk-po-dokumentam
  16. 16. Пропаганда знаний гражданской обороны в библиотеках : Метод. рекомендации / Гос. б-ка АрмССР им. А. Ф. Мясникяна, Нч.-метод. отд. библиотековедения. - Ереван : ГБ АрмССР, 1984. - 14 с.
  17. 17. Гражданская оборона - дело всенародное : (Метод. рекомендации в помощь б-кам респ.) / Гос. б-ка БССР им. В. И. Ленина, Науч.-метод. отд. библиотековедения; [Сост. Л. Г. Стружецкая]. - Минск : ГБ БССР, 1984. - 21 с.
  18. 18. Работа клубных учреждений и библиотек по военно-патриотическому воспитанию и пропаганде знаний ГО среди населения Латвийской ССР : Метод. рекомендации / Респ. науч.-метод. центр нар. творчества и культ.-просвет. работы им. Э. Мелнгайлиса, Гос. б4. - Рига : Б. и., 1983. - 16 с.
  19. 19. Обзор опыта работы библиотек РСФСР по пропаганде литературы о гражданской обороне [Текст] : (Методическое письмо) / Гос. ордена Ленина б-ка СССР им. В. И. Ленина. Воен. отд. - Москва : [б. и.], 1965. - 16 с.
  20. 20. Библиотека и гражданская оборона [Текст] : Обзор опыта пропаганды литературы по гражд. обороне / Гос. ордена Ленина б-ка СССР им. В. И. Ленина. Воен. отд. - Москва : [б. и.], 1967. ; Библиотека и гражданская оборона [Текст] : Метод. и библиогр. материалы / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. Воен. отд. - Москва : [б. и.], 1971. - 91 с.
  21. 21. Зеленская А. П. О мероприятиях по предотвращению чрезвычайных ситуаций в библиотеке / А. П. Зеленская // Теория и практика сохранения памятников культуры : cб. науч. трудов / Рос. нац. б-ка ; [науч. ред. С. А. Добрусина]. - Вып. 23. - СПб. : Рос. нац. б-ка, 2014. - С. 198-200
  22. 22. В Год Гражданской обороны акция «Ведомственное СМИ в каждую муниципальную библиотеку!» 2017 // МЧС России Главное управление по Костромской области : официальный сайт. – URL: https://44.mchs.gov.ru/deyatelnost/poleznaya-informaciya/dopolnitelnye-stranicy/god-grazhdanskoy-oborony/informacionnye-meropriyatiya/akcii-mchs-rossii/v-god-grazhdanskoy-oborony-akciya-vedomstvennoe-smi-v-kazhduyu-municipalnuyu-biblioteku
  23. 23. Соколов С. В. Индикаторы управления библиотечно-информационной деятельностью в области политического образования в Германии // Культура. Теория и практика. Электронный научный журнал. Выпуск 2 (29) (март-апрель). – URL: http://theoryofculture.ru/issues/104/1230/
  24. 24. Гражданская оборона ФРГ. Военная экономика. 9 июля 2015 // Зарубежное военное обозрение: официальный сайт. – URL: http://www.zvo.su/voennaya-ekonomika/grazhdanskaya-oborona-frg.html
  25. 25. Unbewegliches Kulturgut // Das Bundesamt für Bevölkerungsschutz und Katastrophenhilfe : официальный сайт. – URL: https://www.bbk.bund.de/DE/AufgabenundAusstattung/Kulturgutschutz/Kulturgut/UnbeweglichesKulturgut/UnbeweglichesKulturgut_einstieg.html
  26. 26. Акимов В.А., Диденко С.Л., Смирнов А.С. Научные основы общей теории безопасности жизнедеятельности Под ред. А.П. Чуприяна, МЧС России; ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Москва, 2019.с 5-6

 

Сведения об авторе

Соколов Сергей Валерьевич, научный сотрудник Фундаментальной библиотеки ИНИОН РАН, старший преподаватель Кафедры библиотечно-информационных наук МГИК

 Примечания

[1] См. Предисловие Первого заместителя Министра МЧС России генерала-полковниак внутренней службы Чуприяна А.П. к монографии Акимов В.А., Диденко С.Л., Смирнов А.С. Научные основы общей теории безопасности жизнедеятельности Под ред. А.П. Чуприяна, МЧС России; ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Москва, 2019.с 5-6

К оглавлению выпуска

BBK, информационная культура, мероприятия, конференции, Год литературы, библиотеки музеи

13.04.2020, 1254 просмотра.