РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ И ПРАКТИКОВ. ДОРОФЕЕВА Н.Е. ЖЕНСКИЙ РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ КАК ДОКУМЕНТ

Человек в процессе своей эволюции сделал немало гениальных открытий. С их помощью он облегчил свой труд и двигал вперёд прогресс. Человек изобрел колесо, прялку, ткацкий станок и гончарный круг. Но самым значимым событием было изобретение письменности. У людей появилась возможность фиксировать свои мысли на материальных носителях разного рода (папирус, береста, глиняные таблички). С этого момента в жизни человека появился документ.

Международная организация по стандартизации (ISO) дала определение документа как материального объекта или записанной информации, которую можно считать единицей документационного процесса, независимо от физической формы и технических данных.

Понятие документ может рассматриваться в самых различных диапазонах, от самого широкого до самого узкого. Документами могут быть: паспорт и входной билет, свидетельство о заключении брака и театральная афиша, берестяная грамота и ваза династии Цин. Все эти предметы несут в себе информацию, нанесенную на основу.

Может ли быть документом русский национальный костюм? Исходя из определения документа, да. Информация, содержащаяся в нём, зашифрована во всех его элементах: комплексе, крое, цвете. Костюм может нести информацию гендерного характера (мужской он или женский), может указывать на топографическое место проживания человека, обнаруживает его социальный и семейный статус. И, конечно же, костюм, меняясь со временем по своему внешнему виду, может указывать на время его создания. Понятие документ многослойно, документ имеет несколько  составляющих. Рассмотрим русский народный костюм в аспекте документологии, исходя из структуры документа.

Традиционный народный костюм - это уникальный памятник материальной и духовной культуры, занимающий особое место в нашем культурном наследии. В традиционном костюме переплелись  мировоззренческие и эстетические представления народа, утилитарность и декоративность. Народный костюм мог делать человека красивым, он был удобным и целесообразным.  На протяжении столетий народный костюм эволюционировал, приспосабливался к условиям жизни, менялся вместе с развитием общества.

Формирование русского традиционного костюма относится к XII - XIII векам. В этот период интенсивно складывался русский этнос. Одним из элементов  процесса формирования нации была одежда древних русов - славянского населения Восточной Европы, общего предка русских, украинцев и белорусов. Русский костюм заметно отличался от костюма других народов, удачно соответствовал образу жизни народа-земледельца. Вплоть до начала XVIII века национальный костюм носили цари и бояре, купцы, ремесленники, крестьяне. Посредством традиционного костюма передавался дух, традиции предшествующих поколений.

Рис.1 И.Я. Билибин. Русский народный костюм в иллюстрации к народной сказке «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что». 1919 год

Всё изменилось с Реформы, произведённой императором Петром I в политической, экономической и социальной сферах. Реформа принесла в Россию и новый костюм европейского образца. Европейская одежда сначала была привилегией царя и его окружения, а затем распространилась на дворян, богатых купцов, столичных чиновников. К началу XIX века она стала основной одеждой горожан всех сословий. В исконно национальной одежде стали ходить лишь крестьяне. Они и сохранили традиции костюма для других поколений русских людей. Именно поэтому русский народный костюм дошёл до нашего времени как костюм в первую очередь крестьянский. Начало направления поиска описаний, связанных с костюмами славян, положил М.В. Ломоносов. Он брал за основу взаимосвязь человека и природы. Народная одежда имела обереговое и эстетическая значение, при этом оставаясь вещью, созданной с чисто практическими целями, - для защиты от зноя и холода, дождя и ветра.

Пётр I великая, мощная и неоднозначная личность в нашей истории, он запретил ношение национального костюма всем сословиям, кроме крестьянского. При нём же в XVIII веке в делопроизводственный обиход было введено понятие  «документ».

Статус документа - это правомочность рассмотрения данного объекта как документа. Понятие документ относительное, условное и конвенциональное (конвенциональность - соглашение). На это понятие накладывается только одно ограничение: он должен давать возможность извлекать из него нужную информацию. Статусом документа может обладать любой объект материальной действительности, который обладает такой способностью. И, наконец, в соответствии с трактовкой Ю.Н. Столярова, документ - это профильный для данного семантического (понятийного) процесса квант информации, способной быть извлечённой из данного объекта.

Ещё одно определение документа звучит так: Документ - это остановленное время. Правомерно ли так сказать о костюме? Думаю, что – да. Рассматривая костюмы определённой эпохи, мы можем иметь представление о традициях этого времени. Для кого же костюм может являться документом, в полном понимании этого слова? Это, конечно, музеи этнографические, декоративно-прикладного творчества, краеведения и так далее. Костюм-это документ, материализованная информация, профильная и значимая для музея.

Рассуждаем далее. Является ли костюм полноценным документом? Статус полноценного документа может иметь любой документ, имеющий достаточный набор признаков, позволяющих ему быть элементом данной семантической (понятийной) системы.  Костюм - это полноценный документ для музея,  так как он полностью отвечает этим требованиям, также костюм является самодостаточным документом.

Номинативная составляющая документа

Номина́ция – по латыни nominatio, означает наименование. Костюм буквально - это повседневная, привычная одежда. Происходит это слово от французского costume, далее из итальянского costume, далее из латинского consuetudo - привычка, от consuescere - привыкать. Название костюм информирует нас о своей главной функции (одежда для повседневного ношения), что относит нас к материальной составляющей документа. По наименованию документа мы можем судить о других его составляющих.

Генерарная составляющая документа

Термин Генерарная составляющая (лат. generare - порождать, создавать, производить) появился недавно [5]. Следуя ему, мы должны определить происхождение документа. Документ может быть произведён человеком, машиной или ещё кем-то или чем-то. Если документ произведён человеком, он относится к разряду хомодокументов (лат. homo – человек), а если документ произведён машиной, то его можно отнести к разряду технодокументов.

Национальный костюм - произведение человеческих рук и фантазии. Он изготавливался человеком и для человека. Он был обусловлен в основном окружающей природой и хозяйственными формами быта. Качество материала свидетельствовало о предназначении костюма - для праздников, будней или работы.

Издревле на Руси в крестьянских хозяйствах изготавливались льняные, конопляные, бумажные, шерстяные ткани различного качества. Долгими осенними и зимними вечерами крестьянки при лучине чесали, дергали, сучили, наматывали пряжу. Об этом сложено немало пословиц: «Соха кормит, а веретено одевает», «Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом», «Не ленись прясть, хорошо оденешься». Изо льна производился грубый и тонкий, суровый и отбелённый холст. Только что изготовленное льняное полотно имело серебристо-серый цвет, и потому весной его отбеливали с помощью золы и снега, затем летом многократно мочили в реке и сушили на солнце, расстелив на траве. Многоцветье тканей достигалось с помощью различных натуральных красителей: отваров и настоев коры, корней, листьев, цветов и плодов растений, насекомых и даже речного ила. Известно, что для получения красной краски использовали как насекомых,  так и травы, а именно: зверобой, корни морены. Для жёлтой и охристой, использовали конский щавель, лепестки подсолнуха, шелуху лука. В зелёный цвет красили отваром из листьев березы и травы. В фиолетовый - отваром из высушенных и измельчённых ягод ежевики. Бордовый цвет получали из листьев дикой яблони пополам с коноплей. Для прочности окраски пряжу обычно протравливали квасцами. Окрашенные ткани назывались крашениной.                   Ткачество, отбеливание и окраска тканей в домашнем хозяйстве были очень сложными и трудоёмкими процессами, ткани же фабричного производства были на первых порах для крестьян дорогими, поэтому при изготовлении одежды для экономного её расходования они чаще всего использовали прямой крой. При этом зачастую обходились даже без ножниц - ткань просто разрывали руками.

Интересный рассказ о том, как нужно кроить и при этом сохранять обрезки ткани, находим в одном из известнейших древнерусских памятников средневекового быта - «Домострое». «А рубашки нарядные мужские и женские, и штаны - всё то самой кроить или велеть при себе кроить, а все остатки и обрезки, камчатые и тафтяные, дорогие и дешёвые, золотное и шёлковое, белое и крашеное, пух, оторочки и спорки, и новое, и ветхое, - всё это было бы прибрано: мелкое - в мешочки, а остатки скручены и связаны, а всё по размеру разобрано и припрятано. И как потребуется сшить из старого что-нибудь, или нового не хватило - так всё это и есть в запасе, и на рынке того не ищешь: дал Бог, у доброго разума, у заботливой хозяйки всё в доме нашлось». («Домострой». Глава 34. О мастерицах, хороших женах, о запасливости и о том, что кроить, как сохранять остатки и обрезки).

Итак, костюм - это хомодокумент, он создан непосредственно руками человека.

Перцептивная составляющая документа.

Перце́пция – лат. perceptio - восприятие, чувственное познание предметов окружающего мира. Перцептивная составляющая – это характеристика документа с точки зрения орган восприятия информации. Как известно, у человека есть пять органов чувств: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Если мы говорим об одежде, о костюме, то он воспринимается органами зрения и поэтому его можно отнести к разряду окулодокументов.

Ткань, из которой сшит костюм, воспринимается и на ощупь, следовательно, его можно причислить к разряду тактильных документов.

Материальная составляющая

Рассмотрим национальный костюм с точки зрения материальной составляющей документа. Она характеризуется двумя важными элементами –материалом носителя и веществом записи информации. Также мы знаем, что документ - это остановленное время. Каким же образом можно его остановить? Очень просто: нам нужно записать важную  информацию, и поэтому мы нуждаемся в материальном носителе, на который эта информация будет нанесена. Также нам нужно вещество записи, – то, чем она будет сделана. Документом может быть всё что угодно, как договоримся, и записать тоже можно чем угодно. Рассмотрим в этом аспекте русский национальный женский костюм.

Шили его из различных тканей, в зависимости от состоятельности и потребностей. На материальную основу никаких ограничений не накладывается.   Делаем вывод - материальный носитель - ткань, Материал - прочное и долговечное изделие, он вполне соответствует нужным требованиям.  Записывать информацию можно нитками разных цветов и оттенков, а также окрасить ткань соответственно принятому колеру, использующемуся в декоре женского костюма той или иной области. Значит, в первом случае материалом записи являются нитки, а во втором краситель. Поскольку информацию на основу можно записывать любым веществом, то и краситель и нитки для этого вполне подходят.

На материальную основу и на вещество записи ограничения не накладываются, но они могут накладываться на связующие компоненты. Поэтому нам нужны: совместимость, прочность соединения и контрастность вещества записи. Костюм в целом отвечает этим требованиям. Он сшит из ткани и украшен вышивкой. Рассмотрим эту комбинацию. Нитки и ткань (основа и вещество записи) сходны между собой по составу, значит должны различаться по фактуре и цвету. При выполнении вышивки данное условие соблюдается, так как излюбленным цветом русских крестьянок был красный. Красный цвет у русских, как и у  других народов, считался распространенным средством против сглаза. 

Рис.2. На рис 2. видно, что материал основы контрастирует с веществом записи.

В данном случае инструмент записи это игла. Ею мастерица и наносила узоры на ткань. Способ документаризации – вышивка, ведь именно таким способом в этом случае фиксировался знак на материальном носителе.

Рассмотрим второй вариант, а именно окрашивание ткани. К очень древним способам получения узорной ткани, известным на Руси еще в XII в., относится набойка. В начале XIX в. не только в уездных городах, но и в некоторых сёлах открылись крашенинно-набоечные заведения, продукция которых пользовалась огромным спросом у деревенского населения. Наиболее архаичным способом набивания холста является печатание масляными красками. Узор наносился на ткань узорными деревянными досками - манерами и цветками, которые изготавливались из твёрдого дерева - ореха, берёзы, дуба. По углам они имели шпенёчки - указки, оставлявшие на холстине точки, что помогало мастеру правильно накладывать форму. Самыми старинными являются крупные доски, использовавшиеся для масляной набойки, с углублённым резным орнаментом без примеси металлических частей. Чтобы краска лучше пропитывала ткань, по манере при печатании рисунка били тяжёлым молотком. Этим и объясняется термин набойка.

 

Рис.3

 Узор на досках вырезали рельефно либо углублённо. В первом случае отпечатывался узор, во втором - поле. Это всего лишь один из способов окрашивания ткани. В этом случае материалом основы служит ткань, веществом записи - масляная краска, способом записи («Под способом документаризации понимается действие или система действий, которые применяются при исполнении какой-либо работы. В данном случае имеется в виду - фиксирование знака на материальном носителе. Фиксирование есть процесс превращения незримой мысли в знак, то есть материальный объект, оснащение носителя знаками есть его превращение в документ» [6]) является окрашивание, инструментом записи – узорная деревянная доска.

Документ может иметь любую конструктивную форму. Костюм - это одежда. Она имеет сложную конструктивную форму и состоит из множества деталей.

Таким образом, женский народный национальный костюм как документ удовлетворяет условиям, которые предъявляет материальная составляющая документа, Он имеет сложную форму, будучи плоским в изготовлении и хранении, но объёмным в использовании.

Сигнативная составляющая документа

Слово «сигнативный» происходит от латинского signum — знак. Но что же такое знак, с помощью которого мы можем превратить материальный объект в документ? Это очень важное понятие, так как информация не может передаваться непосредственно, а только посредством знака. Знак – это материальный предмет (явление, действие, событие), который выступает в процессе коммуникации как представитель другого предмета, свойства или отношения и используется для передачи и переработки информации [6]. В роли знака может выступить всё что угодно, и знак может означать всё что угодно.

С помощью вышивок, окраски и набивки женский народный костюм богато украшался различными знаками-изображениями. Ещё в XIX веке русский музыкальный и художественный критик В.В. Стасов писал: «Имеют ли какое-нибудь значение изображения наших вышивок? Не просто ли это продукт фантазии и произвольная игра в линии? Никогда. Орнаменты всех вообще новых народов идут из глубокой древности, а у народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая чёрточка тут имеет своё значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Ряды орнаментистики – это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также и для ума и чувства» [9]. Было бы интересно «прочитать» информацию, нанесённую на русский народный костюм, и узнать, что закодировано в его цветах, вышивках и крое.

Женский русский национальный костюм - это материализованная информация. По крою, по цвету, элементам костюма можно много сказать о его владелице. Этнографы XIX века отмечали, что место жительства крестьянки, приехавшей в город на ярмарку, определялось с первого же взгляда по её костюму: орнаменту рубахи, цвету и манере ношения понёвы, цвету пояса, способу завязывания обор лаптей и другим деталям одежды. Все эти варианты, как бы они ни отличались друг от друга, никогда не выходили за рамки основных комплексов русского национального костюма. Традиционный костюм, распространённый на огромной территории расселения русского народа, был достаточно разнообразен. Особенно это относилось к женскому костюму. Этнографы выделяют четыре комплекса женской одежды на территории России.

Рис.4 Костюм с понёвой

В Южнорусский понёвный комплекс входят богато вышитая рубаха, клетчатая понёва - набедренная одежда типа юбки, пояс, передник - запан, а также наплечная одежда типа укороченной рубахи - навершник, дополнения и украшения, кичкообразный головной убор - сорока.

В северорусский сарафанный комплекс входят рубаха, сарафан, пояс, душегрея, кокошник, украшения. В противоположность южно-великорусскому, северорусский комплекс относился к слою мещанско - торговой городской культуры. Комплекс с сарафаном бытовал не только на русском севере, но и в центре, в районах Поволжья, Урала, Сибири, а также в некоторых южных и западных губерниях России. Первые два комплекса были основными, бытовали они на большинстве территорий Европейской и Азиатской России.

Рис. 5. Костюм с сарафаном

Комплекс одежды с юбкой-андараком включал в себя рубаху с отложным воротником, шерстяную полосатую юбку, корсетку, широкий пояс, головной убор типа кокошника. Такой костюм носили женщины в сёлах так называемых однодворцев, то-есть потомков служилых людей, присланных в XVI—XVII веках для защиты южных границ Русского государства, которые располагались в Рязанской, Орловской, Курской, Тамбовской губерниях. Этот же тип костюма встречался в некоторых сёлах Смоленской губернии. Вероятно, он появился в Южной России в XVI—XVII веках и был принесён сюда из-за литовского рубежа, откуда вербовались служилые люди.

Рис. 6. Костюм с юбкой-андараком

Комплекс одежды с кубильком (кубельком) был характерен для одежды донских казачек и частично для казачек Северного Кавказа. Он представлял собой платье, сшитое в талию, надевавшееся поверх рубахи с широкими рукавами. Платье носили с длинными штанами и вязаным колпаком или шапкой. Такой костюм бытовал в XVII — первой половине XIX века. Считается, что он был заимствован казачками у народов Северного Кавказа в эпоху формирования донского казачества.

Рис.7. Костюм с кубельком

Одежда людей разных возрастов очень сильно различалась, и это было характерно для всей территории России. Чётко различалась одежда детей, взрослых, стариков, холостых парней и девушек, женатых и замужних, вдовых, солдаток, старых дев.

Детей до пяти — семи лет обычно одевали одинаково. Мальчики и девочки ходили в рубахах, сшитых из родительских обносков, или донашивали одежду старших братьев и сестёр. Рубаху дополнял пояс. Только в подростковом возрасте у ребёнка появлялась одежда, указывавшая на пол. У мальчиков рубаха дополнялась штанами. Девочки получали возможность носить дешёвые украшения: серьги, бусы, низанные из сухих ягод, косточек плодов, в ход пускались и разноцветные ленточки. В будни основной одеждой девочки-подростка была подпоясанная рубаха. В праздники же она дополнялась сарафаном или юбкой. Верхней одежды дети и подростки не имели — по мере необходимости надевали одежду взрослых.

Костюм девушек и парней брачного возраста был сложнее детского. Составляло его большое количество вещей, сшитых обязательно из новой, а для праздников — и дорогой фабричной ткани. Костюм девушек в губерниях, где был распространён комплекс одежды с сарафаном, состоял из рубахи, сарафана, душегреи, обычно кожаной обуви.  Девичий костюм от костюма женщин других возрастных групп отличался головным убором. Девушкам полагался головной убор, открывавший волосы сверху, что позволяло видеть спускавшуюся по спине косу. Девичьи волосы воспринимались крестьянами как символ красоты, невинности, брачных возможностей.

Костюм парней состоял из рубахи, подштанников, штанов, пояса, шапки, в некоторых районах жилета или пиджака. Парни и девушки всегда имели специально для них сшитую верхнюю одежду для зимы, весны и осени. Костюм не исчерпывается теми основными предметами, о которых шла речь выше, в него входило множество украшений. Девушки надевали серьги, бусы, ожерелья, цепочки, гайтаны, кольца, браслеты, зарукавья, различного рода наспинные украшения. Парни надевали цепочки, кулоны, кольца, шейные платки. Обилие украшений было характерной особенностью именно молодёжного костюма.

Костюм взрослых женатых мужчин и замужних женщин отличался от костюма парней и девушек. Женщины носили головные уборы, полностью закрывавшие волосы, которые были заплетены в две косы или завязаны узлом. Как уже отмечалось, одежда мужчин и женщин была меньше украшена, чем одежда холостой молодёжи. По мере взросления покрой одежды, материала, цвет, отдельные детали, насыщенность орнамента в одежде замужней женщины и женатого мужчины постоянно менялись.

Одежда стариков и старух по своему типу приближается к детской (половые различия в одежде стираются), она носится без всяких украшений и шьётся из материй белого или тёмного цвета. Старухи надевали поверх рубахи вместо сарафана или понёвы широкий балахон, нагрудник, передник с рукавами, которые были обычно перешиты из старых, ношеных вещей. Старики ходили в неподпоясанной рубахе, в одних подштанниках без штанов. Не полагалось старикам и праздничного костюма.

Вдовы, вдовцы, солдатки, как и старики, носили траурную белую и чёрную одежду без украшений. Старые девы не имели права на ношение одежды замужних женщин. Они плели косу как девушки, покрывали голову платком. Им запрещалось надевать кокошник, сороку, повойник, носить понёву. Ходить они могли лишь в белой рубахе, темном сарафане, нагруднике.

Праздничная одежда отличалась от повседневной и представляла собой полный набор предметов, которые были определены местной традицией. Повседневный же костюм отличался большей простотой. Он состоял только из самых необходимых предметов одежды. Так, если праздничный костюм молодой замужней женщины из Рязанской губернии включал в себя предметов двадцать, то будничный — только семь: рубаху, понёву, пояс, повойник с платком, онучи, лапти.

Костюм - это не только одежда, но и знак, характеризовавший своего владельца. Он давал представление о месте проживания, определял половую принадлежность, степень зажиточности, сословие, социально-бытовые функции (рабочие, будничные, праздничные, обрядовые, свадебные, погребальные, траурные, пожнивные), семейный статус, возраст и веру. Посредством знаков, нанесённых на одежду, давалось полное представление о её владельце, поэтому можно говорить о символьности национального женского костюма.

Разберём теперь понятие символ. В переводе с греческого – это знак, но «знак наивысшего достоинства, имеющий сакральное содержание, глубинные смыслы» [6]. У символьных знаков есть большое преимущество, они несут очень много информации, и при этом сами по размеру миниатюрны. Они могут восприниматься людьми, говорящими на разных языках, не требуют предварительных знаний.

В русском крестьянском костюме, как и в других произведениях традиционного декоративно-прикладного искусства, большое значение имеет добрая магия, направленная на получение благополучия. Магически-религиозное идейно-образное содержание и символика крестьянского костюма выражались в искусстве орнаментировки. Орнамент русского народного костюма (тканый или вышитый) мог быть растительным, зооморфным, орнитоморфным, антропоморфным (схожим с человеком) геометрическим. Считалось что орнамент в виде креста, круга, треугольника, ромба, квадрата – символизируют знаки солнца, жизни, земли, неба. Характерна для русского народного орнамента полиморфность, то есть сочетание в них антропоморфных, зооморфных и орнитоморфных черт, и чем дальше вглубь времён, тем ярче она проявляется.  Считалось, что орнамент наряду с красным цветом обладает охранительным и воздействием, потому и размещался он в тех местах, где заканчивалась одежда - по подолу, вороту, манжетам и на плечах. Обилие различных орнаментальных узоров одновременно в одном изделии усиливало его праздничность и нарядность. 

 

Рис.8-9

Огромное значение придавалось цвету, с его помощью выделялись главные части ансамбля. В традиционной русской одежде встречаются практически все основные цвета. И все они имеют своё значение, выступают как символы:

красный - плодородие, любовь, брак он связан с культом небесного огня и поэтому в одежде женщин репродуктивного возраста красного цвета много.

зелёный - растительный мир

чёрный - вечный покой, скромность и строгость

Особое значение придавалось белому цвету. Он считался сакральным, олицетворял чистоту, но мог быть символом потустороннего мира. Триада белое – красное - чёрное выступает как универсальный символ.

Каждый костюм имел не только конкретную форму, но и обладал скрытым смыслом. Многостороннюю и глубокую характеристику орнаментики русской народной одежды дал в своих работах академик Б. А. Рыбаков. Он, в частности, обратил внимание на то, что "одетая в свой традиционный костюм крестьянка из южновеликорусских земель представляла как бы модель вселенной: нижний, земной ярус одежды покрыт символами земли, семян и растительности, у верхнего края одежды мы видим птиц и олицетворение дождя, а на самом верху все это увенчано ясными и бесспорными символами неба: солнце, звезды, семь фигур, обозначающих созвездия, птицы, солнечные кони и т. д. Как видим, этнографический микрокосмос в какой-то мере отражает представление о мироздании" (www.slavynskaya-kultura.ru)

Сделаем вывод. Женский национальный костюм - это символьный документ. В целом костюм - это знак, он говорит, информирует нас о себе и своей владелице и поэтому, он относится к аутентивным документам. Владелица костюма жила, работала, ходила в гости и отмечала праздники. Одежда всегда сопровождала её, и поэтому делаем вывод, что костюм – это мобильный документ.

Синтактивная составляющая документа

Рассмотрим теперь женский национальный костюм с точки зрения синтактивной составляющей. Си́нтаксис - греческое слово, обозначает порядок, составление, координацию. Слово в буквальном переводе означает не только составление, но и упорядочивание, координирование, соединение слов в связный текст. Синтактивная составляющая имеет непосредственную связь с материальной и семантивной составляющими документа, так как они нуждаются в структурировании.

Принципы синтактивности таковы:

- целесообразность, то-есть расположение элементов и их выбор должны соответствовать цели его создания. Перенесём этот принцип на предмет нашего изучения. Все ли целесообразно в костюме? Все ли на своих местах? Ответ - да. Народный костюм представляет собой целостный художественный ансамбль, несущий определённое образное содержание, но в первую очередь это одежда практичная удобная и удовлетворяющая потребностям владельцев.

- рациональность, то есть замысел должен выполняться минимальными композиционными средствами. Здесь уместно сказать об эргономичности документа. Рационален ли костюм? Ответ - да.

- аттрактивность, то есть привлекательность в психологическом и эстетическо-художественном отношении. Красив ли, гармоничен ли народный костюм? Я бы сказала, что он прекрасен. Ответ - да.

Делаем вывод, что костюм соответствует принципам синтактивности.

Основная ценность документа - это его содержание, оно выражается посредством знаков. А множество упорядоченных знаков составляет текст. Что же мы можем сказать о костюме с этой точки зрения? Выше говорилось о том, что по цвету, крою, комплектации костюма можно было много узнать о владельце. Это ли не текст? Но я столкнулась ещё с одним подтверждением этой мысли.

Понятие «писать» в древности имело значение «украшать» и «изображать», а «строчить письмо» значило «вышивать строкой». Многие учёные: историки, этнографы – указывали на то, что русский геометрический орнамент – это текст. Определим это понятие. Само слово текст происходит от латинского textus – сплетение, структура, ткань, связь, связное изложение.  Текст - это последовательность предложений, слов (в семиотике - знаков), построенная согласно правилам данного языка, данной знаковой системы и образующая сообщение. Другими словами, текст - это связная и полная последовательность знаков. «В начале XIX в. создатели вышивок еще помнили смысловое значение украс, - пишет В. И. Чичеров, - жив был и обряд чтения узоров. Девушки собирались на него в своих лучших нарядах, парни выбирали в провожатые старых женщин, и те, показывая им вышитые девушками передники и подолы рубах, поясняли смысл узоров» (www.slavynskaya-kultura.ru)

Делаем вывод: национальный костюм удовлетворяет понятию документ с точки зрения синтактивной составляющей.

Семантивная составляющая документа

Информативную функцию документа представляет семантивная составляющая (с древнегреческого semanticos – обозначающий). Cемантивная составляющая документа – это центральное понятие во всём, что связано со словом «документ». Здесь пересекаются все составляющие документа. Семантивная составляющая представляет собой содержание документа. Информация как таковая нематериальна, она может быть зафиксирована знаками на материальном носителе, а знаком и материальным носителем может быть всё что угодно, по договорённости. Русский национальный женский костюм полностью отвечает всем требованиям, предъявляемым к характеристике документа. Он имеет материальную основу, на которую знаками нанесена информация. Таким образом, костюм получает возможность транслировать информацию вовне. Человек, который способен считать эту информацию, обрабатывает её, запоминает и упорядочивает, то есть он получает знания об объекте.

С этой точки зрения костюм может рассматриваться как аутентивный документ. В других случаях, – если костюм интересен не сам по себе, а нанесёнными на него знаками, подлежащими расшифровке, – он приобретает в глазах объекта статус неаутентивного документа.

При составлении и изучении текстов, каким и является костюм, нам важна смысловая интерпретация. «Рискну утверждать, что слово «смысл» - это более глубокое понимание слова «значение», внутреннее логическое содержание информации. Как и значение, смысл сообщению придаётся, выбирается из нескольких возможных значений слова или выражения, требует особых пояснений, уточнений» [6]. Что можно сказать о смысле, который заложен в такой объект как народный костюм, в вещь красивую, практичную, утилитарную, каким скрытым смыслом обладает костюм? На мой взгляд – это целостное этнокультурное выражение народной жизни. С документологической точи зрения он является носителем информации и тем удовлетворяет требованиям семантивной составляющей документа.

Темпоральная составляющая

Темпоральная составляющая документа (Tempus – в переводе с латинского «время») характеризует его с точки зрения времени, это и отличает документ от других объектов.  С хронологической точки зрения документ можно охарактеризовать как овеществлённое прошлое, живущее в настоящем и в будущем. Статус документа меняется в зависимости от законченности сообщения на материальном носителе. Если рассматривать национальный костюм с этой точки зрения, то можно сказать что он дискретный (конечный), то есть костюм несет в себе информацию, которая не пополняется, но это только в том случае если обладательница костюма сохраняет свой статус. Если статус меняется (например, женщина выходит замуж) то меняются предметы костюма, и  костюм как документ становится континуальным (пополняемым). Костюм – остановленное время и в том смысле, что его покрой и узоры статичны, передают сведения об эстетических представлениях, жизненном укладе, философии, своего времени.

Рассмотрев русский национальный костюм в аспекте документологии, мы переломили стереотипное представление о предметах и их сущности. В данном случае костюм предстал перед нами в оригинальном и совсем неожиданном виде. Мы поняли, что различные предметы быта, в том числе и костюм, могут выступать совсем в другом значении (не утилитарном), в зависимости от понятийной системы, в которой они рассматриваются. Разобрав составляющие, убедились в том, что русский национальный костюм совершенно правомерно называть документом. Поняли, что документ - это понятие очень условное и фактически каждый предмет, который будет соответствовать требованиям, удовлетворяющим понятию документ, может по праву им называться.

В настоящее время интерес к национальному костюму не угасает. Музеи в своих экспозициях с большим удовольствием выставляют красивейшие произведения декоративно-прикладного искусства. В Музее декоративно прикладного искусства подробнейшим образом представлены крестьянские костюмы разных областей России во всей своей красе и разнообразии. В Москве существует Музей русского костюма в Измайлово. Летом этого года в Москве проходила выставка в музее А. А. Бахрушина «Источник вдохновения. Театральный и народный костюм».

Костюм развивается. Русский народный стиль одежды не остался в прошлом. Модельеры внедряют яркие элементы, присущие этническому направлению, в современную одежду, создают на их основе свои новые яркие и модные коллекции. "Нужно признать, что очень люблю национальные костюмы, включая сюда и русские: они всегда прекрасны и... не выходят из моды" (Ив Сен-Лоран).

 

Список источников

  1. 1. Костюм в русской художественной культуре 18-первой половины 20 вв. Р.М. Кирсанова Опыт энциклопедии/ Под ред. Т.Г. Морозовой, В.Д. Синокова. – Москва: Российская энциклопедия, 1995-383с. : ил.

2. Швецова–Водка Г.Н.  Ю.Н. Столяров о документологии // Научные и технические библиотеки. - 2014. - №6. - С.66-80

3.Макагонов П.В. Русский традиционный орнамент как знаковая система: - Тверь: Твер.гос ун-т, 2014.-76с.

4.Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / Н. Соснина, И. Шангина. – Санкт-Петербург : Искусство, 2006. – 400 с.: ил.

5.Столяров Ю.Н. Генерарная составляющая документа, или «Неевклидова» документология / Київський національний університет культури і мистецтв Міністерства культури України ; Український науково-дослідний інститут архівної справи та документознавства спілка архівістів України ; Кафедра документознавства та інформаційно-аналітичної діяльності Київського національного університету культури і мистецтв // Термінологія документознавства та суміжних галузей знань : збірник наукових праць. ­­– Київ. – 2019. – Вип. 11. – С. 43–49.

6.Столяров Ю.Н. Документология: учебное пособие / Ю.Н. Столяров; Московский государственный университет культуры и искусств; Орловский государственный институт искусств и культуры.- Орёл: Горизонт, 2013.-370 с

7.Судьба Русов  (КОНТ) Платформа для социальной журналистики // www.cont.ws

  1. 8. Славянвская культура. – URL: www.slavynskaya-kultura.ru.

9.Стасов В.В. Русский народный орнамент. Вып. I. Шитьё, ткани, кружева. Санкт-Петербург : Издание общества поощрения художников, 1871. С. XVI.

 Сведения об авторе

 Дорофеева Наталия Евгеньевна - слушатель Высших библиотечных курсов Корпоративного университета "Ленинка"

К оглавлению выпуска

библиотеки музеи, символика

13.04.2020, 17378 просмотров.