ИСТОРИЯ: ВРЕМЯ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ. СТРЕЛЬНИКОВА Н.В. ЭЛЕКТРОННЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ РЕСУРС КАК СПОСОБ ПРОДВИЖЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТА «ДЕТИ В ЭВАКУАЦИИ. КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 1941-1945»)

  Современные социально-экономические условия в известной степени усилили процессы глобализации и регионализации, что в свою очередь определило значительную востребованность краеведения в развитии субъектов страны. Значимым становится опыт регионов, их экономическое, социальное, историческое и культурное развитие. В результате, особое внимание уделяется проблеме разностороннего информационного и библиотечно-библиографического обеспечения пользователей в регионах.

 Одним из важнейших направлений информационной деятельности общедоступных (публичных) библиотек является краеведческая работа.

 Усложнившаяся проблема развития информационной составляющей библиотечного краеведения ведет свое начало с 90-х годов XX века, когда стали активно внедряться современные информационно-коммуникативные технологии, направленные на создание и функционирование информационных краеведческих ресурсов в электронной среде.

 Сегодня библиографические ресурсы краеведческого сегмента переживают период подъема, что выражается в обилии их форм, видов и средств. В большинстве регионов они полностью обеспечивают реализацию информационных потребностей по изучению и развитию отдельных регионов Российской Федерации.

 Краеведение всегда было приоритетным направлением деятельности Кировской областной научной библиотеки им. А. И. Герцена. Сегодня Библиотека является не только крупнейшим фондодержателем уникальной коллекции краеведческих документов «Память Вятки», включающей в себя издания, вышедшие на территории Вятской губернии – Кировской области в 1838-2020 гг. – книги, газеты, журналы, географические карты, открытки и электронные документы (более 100 тыс. экз.), – но и учреждением, которое создает на этой базе новые информационные ресурсы.

 Современные условия развития библиотеки диктуют введение в работу  новых форм библиотечной, и в частности, библиографической деятельности. Среди них особый интерес представляют интерактивные методы. Они основаны на общении, сопровождающемся обязательной обратной связью, при этом, сохраняя конечную цель и основное содержание работы библиотеки, видоизменяют процесс коммуникации с транслирующего на диалоговый, то есть направлены на взаимопонимание и взаимодействие. Такие формы работы все чаще погружены в электронную общедоступную среду.

 Внедрение электронных технологий в процессы библиографической деятельности оказывает существенное влияние на состав, технологию формирования и качество краеведческих библиографических ресурсов. Этот процесс характерен для большинства библиотек страны. Кировская областная научная библиотека осуществляет Интернет-проекты краеведческой направленности, тема и содержание которых определяются их актуальностью.

 Уже много лет существует общественный запрос на систематизацию информации по теме эвакуации детей в Кировскую область в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., так как на сегодняшний день нет ни одного издания или Интернет-ресурса, которые аккумулировали бы в себе основную справочную информацию по этой актуальной тематике.

 В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Кировская область стала одним из крупнейших центров эвакуации детей из прифронтовых регионов страны. Уже за июль-август 1941 г. только из Ленинграда и Ленинградской области в Кировскую было эвакуировано 20405 детей, а на 29 июля 1942 г. это число возросло до26287 [1]. Помимо этого, дети прибывали в регион из Новгородской, Курской, Московской областей, других регионов РСФСР и республик Советского Союза. В Кирове и области в годы войны размещалось около 30 тыс. эвакуированных детей и около 250 детских учреждений. Точные же масштабы детской эвакуации в Кировскую область до сих пор неизвестны.

 Для восполнения существующего информационного пробела было решено на базе библиотеки им. А. И. Герцена создать Интернет-ресурс – интерактивную карту Кировской области, которая будет доступна пользователям Интернета в любой точке России и мира, и разместить на ней информацию об эвакуированных детских учреждениях по каждому району. Данный проект носит название «Детство в эвакуации. Кировская область 1941-1945 гг.». В конечном счете, данный Интернет-ресурс должен являться одним из важнейших элементов обеспечения и совершенствования всеобщего доступа к информации, неотъемлемого элемента человеческого бытия в эпоху информационного общества.

 Решение о реализации данного проекта было обусловлено современными условиями быстро меняющегося мира, где события сегодняшнего дня вытесняют из сознания человека и общества воспоминания о минувшем, что создает почву для многочисленных политических спекуляций, сознательно искажающих прошлое. Поэтому сейчас, как никогда прежде, возрастает роль исторической памяти для сохранения и поддержания нормальной, продуктивной как духовно-нравственной, так и социальной жизни людей.

 Память важна для идентификации личностной принадлежности, для воспитания чувства гордости за подвиги и достижения предшествующих поколений; память лежит в основе желания продолжить дело своих предков.

 На проблему исторической памяти неоднократно обращал внимание Д. С. Лихачев. Всю историю культуры он рассматривал как историю развития, углубления и совершенствования человеческой памяти, подчеркивая ее величайшее нравственное значение – «преодоление времени, преодоление смерти» [2, с. 51].

 Эта же проблема нашла отражение в послании Федеральному собранию Президента В. В. Путина: «Наша память – не только дань уважения историческому прошлому, она служит нашему будущему, она закрепляет наше единство», – сказал он [3]. В этом контексте интернет-проект «Детство в эвакуации. Кировская область 1941-1945 гг.» обладает высокой социальной значимостью как для региона, так и для российского общества в целом.

 Целью данного проекта является введение в научный оборот нового краеведческого материала и доступность его не только для ученых, но и для общественности. Кроме того собранный и систематизированный материал по данной проблеме даст возможность педагогам использовать его в патриотическом воспитании, формируя в сознании подрастающего поколения правильные и объективные представления о минувшей войне, о ее последствиях для нашей страны и народа.

 Для достижения цели Интернет-проекта были поставлены следующие задачи:

– актуализировать сохранение памяти, передачу ее последующим поколениям;

– организовать информационный поток документов по заявленной теме;

– обеспечить доступ всех реальных и потенциальных пользователей к контенту ресурса;

– реализовать интерактивность ресурса для его последующего наполнения и развития;

– стимулировать научную, поисковую и образовательную деятельность краеведов и жителей области;

– обеспечить продвижение проекта в социальной среде;

– гарантировать сохранность документов.

 Сотрудниками отдела краеведческой литературы Кировской областной научной библиотеки им.А.И.Герцена были проанализированы запросы пользователей, которые выявили интерес не только к непосредственным участникам боевых действий, но и к тем, кто находился в тылу, к детям войны.

  С целью реализации задачи, связанной с организацией информационного потока документов по теме проекта, была спланирована социально-образовательная акция «Запиши воспоминания детей войны», которая проводилась совместно с образовательными организациями Кировской области. В результате была создана региональная информационная база данных – мемуаров и документов, связанных с нахождением детей в эвакуации. Эти документы послужили отправной точкой организации исследовательской деятельности для детей, молодежи, представителей науки, краеведческого сообщества.

  В акции приняли участие представители разных социальных и возрастных групп: учащиеся, педагоги, ветераны. Конкурс предполагал индивидуальную и коллективную совместную деятельность. Разнообразны были и формы предоставления материала: текстовый вариант (записи от руки), электронный, видеоматериалы, оцифрованные фотографии и документы. Хронологический охват представленных документов отразил период 1941-1949 гг. Всего было создано 115 текстов-записей воспоминаний о жизни детей в военные и первые послевоенные годы.

 Наиболее активное участие в акции приняли студенты юридического и экономического факультетов Вятского государственного университета, работники психолого-педагогического отдела библиотеки для детей и юношества им. Альберта Лиханова, музея средней школы п. Маромица Опаринского района Кировской области.

 Развитию интерактивных форм информационно-просветительских Интернет-проектов библиотеки способствует ее техническое оснащение, которое расширяет возможности библиотек в удовлетворении запросов потребителей информации в Интернет-среде.

  Соответственно, на первом этапе проекта было приобретено программное оснащение, обеспечивающее возможность реализации такого проекта. В этом большая заслуга депутата Государственной Думы РФ Р.А.Азимова. Данный программный продукт позволит в ближайшем будущем разместить интерактивную карту области на сайте библиотеки, где каждый пользователь будет иметь возможность узнать необходимую ему информацию по детским домам, организованным в Кировской области для эвакуированных детей. 

  Немаловажной задачей стал вопрос о систематизации материала. Основной целью было включение в разделы интерактивной карты максимального количества материалов об исследуемом объекте.

 В результате созданный и используемый план систематизации позволяет включать дополнительную, вновь поступающую информацию в разных формах.

  Все материалы группируются в разделы:

– краткая историческая справка по административному району;

– информация по количеству эвакуированных в район детей и детских учреждений, их названия, период функционирования и дальнейшая судьба;

– списки воспитанников и педагогов (при наличии);

– воспоминания об эвакуации (при наличии);

– фотографии (при наличии).

  Следующий этап связан с пополнением контента интерактивной карты.

  Первые итоги проделанной работы библиотека намерена презентовать к празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войны. Сначала это произойдет в Кировской областной научной библиотеке им.А.И. Герцена, затем – во всех районных библиотеках, участвовавших в сборе и систематизации необходимой информации.

 Основным преимуществом проекта является интерактивность. Его создатели рассчитывают на дальнейшее пополнение и расширение размещаемых на платформе материалов как об истории Кировской области в военные годы, так и о жизни детей войны других регионов в это тяжёлое время. Поэтому интерактивность позволяет сделать проект не только информационным, но и поисковым, имеющим общероссийское и даже общемировое значение. Большой охват заинтересованной аудитории даёт возможность продвигать краеведческую деятельность библиотеки в социальном пространстве, а также сохранять историю края при участии максимального количества заинтересованных людей.

 На сегодняшний день в создании проекта участвуют исследователи, краеведы, сотрудники районных библиотек-партнеров, особое внимание уделено семейным архивам.

 Создатели проекта надеются, что тема эвакуации детей в Кировскую область является актуальной и с точки зрения дальнейшего изучения локальной истории, а также патриотического воспитания молодежи, поскольку местное население оказывало прибывшим в районы детям посильную помощь в размещении, одежде, питании и других бытовых вопросах. Анализ жизни эвакуированных в Кировскую область детей военного и послевоенного времени на основе большого количества архивных материалов, новых возможностей визуальной антропологии, а также воспоминаний очевидцев тех событий позволяет получить новые знания о жизни людей во время тяжелых испытаний.Исходя из этого, проект будет востребован образовательными учреждениями и краеведами тех районов, откуда в годы войны были эвакуированные дети.

   Реализуемый Кировской областной научной библиотекой им. А. И. Герцена интернет-проект «Детство в эвакуации. Кировская область 1941-1945 гг.» позволит изнутри увидеть определенную историческую реальность, поможет живущим ныне детям войны в поисках тех, кто был рядом в этот тяжелый для них период жизни. Практика работы архивов, музеев и библиотек Кировской области свидетельствует о том, что эти поиски продолжаются до сих пор.

  Результатом реализации просветительского интерактивного интернет-проекта станет создание бесплатной и широкодоступной базы исторических данных, которая может быть использована в учебной, научно-исследовательской и поисковой деятельности.

  В заключение необходимо отметить, что развитие краеведческой деятельности общедоступных (публичных) библиотек в направлении создания интерактивных долгосрочных Интернет-проектов является приоритетным и во многом определяет место библиотеки в социальном пространстве региона.

 

Cписок источников

  1. 1. ЦГАКО ФР-2342 Оп.2. Д 38 Л. 29.
  2. 2. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. Письмо сороковое «О памяти». – Москва : Детская литература, 1985. – 207 с.
  3. 3. Путин В.В. Послание Федеральному собранию 15.01.2020. – Текст : электронный // Администрация Президента России : официальный сайт. – 2017. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/62582 (дата обращения: 15.02.2020).

 

Сведения об авторе

 Стрельникова Наталья Владимировна, директор Кировской областной научной библиотеки имени А.И.Герцена.

E-mail:

К оглавлению выпуска

проекты, история книги

04.06.2020, 1187 просмотров.