БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАДРЫ: ПОДГОТОВКА, УПРАВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ. ЕЗОВА С.А. КОНТЕКСТЫ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В СВЕТЕ ПРОЕКТА ПРОФСТАНДАРТА «СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»)
Контекстный подход является методологическим в таких науках, как: лингвистика, логика, психология, педагогика, герменевтика, социальная антропология, история психологии. Более убедителен взгляд учёных, с нашей точки зрения на понимание контекста как системы условий(внутренних, внешних) жизни и деятельности личности. Он используется с целью изучения исторических, деятельностных, поведенческих и других явлений.
Изучая проблемы коммуникации, познакомилась с двумя заслуживающими внимания работами: бестселлером по психологии общения Р. и К. Вердерберов [1] и фундаментальным трудом по межличностной коммуникации, подготовленным коллективом авторов [3], в которых освещен один из подходов к изучению коммуникации – контекстный. В Википедии контекстом в широком значении понимается среда, в которой существует объект.
В книге Р. и К. Вердерберов дается следующее определение контекста – это «физическое, социальное, историческое, психологическое и культурное окружение, в котором происходит процесс коммуникации» [1, с. 16].
Опираясь на данную теорию, О.И. Матьяш трактует контекст как «то, что окружает и объединяет «текст», среда и условия, в которых происходит данное коммуникативное взаимодействие». Она характеризует выделяемые в прагматических целях три вида контекста: физический, психологический и социально-культурный.
Причем психологический контекст она трактует как «субъективно-психологические состояния и настроения партнеров, их личностный опыт, интересы, ценности и убеждения, характер отношений друг с другом [4, с. 35]. О.И. Матьяш увязывает два вида контекста: социальный и культурный, вкладывая в содержание социально-культурного контекста социально-культурные условия коммуникации, т.е. культурное пространство, систему отношений участников в процессе коммуникации, их демографические и социально-культурные характеристики и т.п. См. об этом в одной из моих публикаций [3].
О различных видах окружения человека в библиотеке, которое создают библиотекари и пользователи писала М.Я. Дворкина в ряде книг, сошлюсь на последний вариант уточненного ею понятия «библиотечно-информационная среда», приведенное в учебнике по общему библиотековедению. Это «создаваемое библиотечными работниками и пользователями ресурсное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое, эмоциональное окружение человека положительно или отрицательно влияющее на его деятельность в библиотеке и вне ее и являющееся компонентом информационно-культурной среды общества» [2].
Коммуникацию следует рассматривать как атрибут деятельности и как деятельность. Следовательно, идеи Р. и К. Вердерберов и О.И. Матьяш можно экстраполировать и на библиотечно-информационную деятельность, выделив ряд контекстов этой деятельности, сопроводив каждый контекст краткой характеристикой.
Виды контекстов:
- физический контекст – температурный режим, освещение, мебель, ее расположение, зонирование библиотеки и т.д.;
- безбарьерный контекст – обслуживание лиц с ОВЗ, инвалидов;
- возрастной контекст – создание зон обслуживания с учетом возрастных, психологических и других особенностей пользователей;
- исторический контекст – история функционирования и развития библиотечно-информационной деятельности;
- коммуникативный контекст – взаимодействие людей с целью удовлетворения их потребностей в решении проблем жизнедеятельности посредством библиотечных ресурсов;
- социальный контекст – социальные партнеры библиотеки, местное сообщество;
- досуговый контекст – мероприятия, организаторы, средства для проведения различных видов досуга: технического, интеллектуального, художественного и т.д.;
- психологический контекст – психологическая атмосфера в библиотеке, психологическая безопасность пользователей;
- этический контекст – владение сотрудниками нормативной базой профессиональной этики, этикой делового общения, способностью вести деловые переговоры и т.д.;
- культурный контекст – включает культуру организации, уровни культуры библиотечных специалистов: культуры общения, информационной, культуры чтения, корпоративной культуры и т.д.;
- информационный контекст – окружение электронно-информационными ресурсами (базы данных, сайты, электронная библиотека, электронное хранилище и др.).
Можно выделить и другие контексты библиотечно-информационной деятельности библиотекаря их знание и использование обогатит как теорию так и библиотечную практику.
В магистерском исследовании В. Бархутовой (ВСГИК), проведенном в 2017 году, было изучено отношение пользователей Центра чтения Республиканской юношеской библиотеки г. Улан-Удэ к контекстам коммуникации: физическому, психологическому, социальному, историческому. Изучение проходило в течение года среди постоянных пользователей. Остановлюсь на некоторых результатах. Более половины опрошенных считают библиотеку социальным лифтом, помогающим им в успешной социализации в обществе, библиотеки посещают с целями: удовлетворения потребности в чтении, в выполнении учебных заданий, участия в мероприятиях и т.д.
Результаты опроса подтвердили ряд гипотез об отношении к контекстам коммуникации в библиотеке. Некоторые претензии пользователей касались физического контекста: в библиотеке мало уделяется внимания организации частного пространства (для уединенных занятий), выделению значимых для пользователей зон, создание коворкинга, организация буккросинга, изменения расстановки фонда в некоторых отделах, регуляций температурного режима и т.д.
Психологический контекст библиотеки характеризует деловой настрой сотрудников библиотеки, спокойная психологическая атмосфера в отделах обслуживания, в целом дружелюбный, уважительный тип поведения библиотеки. У большинства пользователей после посещения библиотеки не портится настроение. В то же время отдельным библиотекарям они рекомендуют повысить культуру общения, концентрировать внимание на пользователе в процессе обслуживания, развить умение слушать и слышать другого и т.д. Пользователи, в основном девушки, считают, что введение бейджей и дресс-кода для сотрудников повысит их ответственность и в целом улучшит имидж.
Опрос библиотекарей выявил активное развитие в библиотеке социального контекста коммуникации. В публичной деятельности библиотеки задействованы различные социальные партнеры, что повышает эффективность проводимых мероприятий, качество сервисных услуг. Пользователи предложили создание при библиотеке ряда клубов, привлечения специалистов для чтения лекций в библиотеке, что расширит круг социальных партнеров. Развитию социального контекста коммуникации может способствовать оптимизация работы с сайтом библиотеки.
Самым проблематичным оказалось выяснение отношения пользователей к историческому контексту. Вопросы о том, что знают они об истории библиотеки, о деятеле, чье имя она носит, об известных библиотекарях – директорах библиотек и т.п. (Библиотека в 2018 г. отметила сорокалетие). Более просвещенными в вопросах оказались девушки, у 75 % юношей даже нет желания что либо узнать об исторических фактах, связанных с библиотекой.
Деятельность библиотеки по оптимизации исторического контекста повысит ее репутацию в молодежной аудитории города.
Таким образом, изучение контекстов коммуникации библиотеки - это возможность определить пути ее совершенствования в соответствии с отношениями к ней ее главного социального партнера – пользователя.
Контекстный подход может способствовать моделированию различных видов библиотечно-информационной деятельности в ракурсе того или иного контекста.
Далее, основываясь на структуре деятельности:
- цели деятельности;
- средства;
- мотивация;
- процесс;
- результат,
гипотетическим представим реализацию психологического контекста библиотечно-информационной деятельности общедоступной библиотеки.
Цели: создание психологически комфортной среды в библиотеке и др.
Средства: субъект-субъектные отношения в библиотеке, диалогический, нормативные типы поведения и др.
Мотивация: наличие у библиотекарей потребности, интереса к внедрению этого контекста в библиотеке и др.
Процесс: выстраивание типов отношений и поведения в соответствии с постулатами «Кодекса этики российского библиотекаря» (2011 г.) и др.
Результат: удовлетворенность пользователей комфортной средой и психологической атмосферой в библиотеке, рост посещаемости библиотеки и др.
На наш взгляд, углублению восприятия контекстов способствует их рассмотрение через структуру библиотечно-информационной деятельности.
Таким образом, контекстный подход позволяет расширить осознание многообразия окружения, в котором реализуется библиотечно-информационная деятельность специалиста.
Список источников
- 1. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения – Санкт-Петербург. Прайм-ЕВРО-ЗНАК. 2003. – 320 с.
- 2. Дворкина М.Я. Библиотечно-информационная деятельность: общая характеристика // Общее библиотековедение. Учебник для студентов, обучающихся по направлению 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» (квалификация «Бакалавр»). Москва, 2015. – с. 122.
- 3. Езова С.А. Коммуникация в библиотечном пространстве: сборник статей. – Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ФГБОУ ВО ВСГИК, 2018. - С. 4-7.
- 4. Межличностная коммуникация: теория и жизнь / О.И. Матьяш, В.М. Погольша, Н.В. Казаринова, С. Биби, Ж.Н. Зарицкая; под науч. ред. О.И. Матьяш. – Санкт-Петербург: Речь, 2011. – 560 с.
Сведения об авторе
Езова Светлана Андреевна - профессор кафедры библиотечно-информационных ресурсов Восточно-Сибирского государственного института культуры, кандидат педагогических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
svetlana.ezova@yandex.ru
мероприятия, информационная среда, библиотековедение
04.06.2020, 1123 просмотра.