ИСТОРИЯ: ВРЕМЯ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ. ПАВЛИЧЕНКО И.А. ОБСЛУЖИВАНИЕ КНИГОЙ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В МАССОВЫХ БИБЛИОТЕКАХ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА

  Государственные массовые библиотеки довоенного Ленинграда обладали хорошо скомплектованными фондами, в которых была представлена литература по всем отраслям знаний.

 В годы Великой Отечественной войны, особенно в период блокады Ленинграда, большое значение приобретала литература по естествознанию. Население города нуждалось в книгах и брошюрах, раскрывающих вопросы, имевшие отношение к различным отраслям естественных наук ,в частности к наукам сельско-хозяйственного цикла (растениеводство и др.)

 Но поскольку Ленинград был промышленным городом, то приобретению сельско-хозяйственной литературы до войны уделялось меньшее внимание. Однако во многих массовых библиотеках объема книг по данной отрасли было вполне достаточно для удовлетворения потребностей населения. В случае отсутствия нужной книги, библиотекари обращались в Ленинградскую центральную библиотеку (сегодня Центральная городская публичная библиотека им. В.В. Маяковского), сотрудники которой оперативно отвечали на все поступающие запросы.

 В трагическую зиму 1941-1942 г. ленинградцы были обессилены голодом, алиментарной дистрофией и цингой. Стремясь помочь горожанам, библиотеки приобретали брошюры, выпущенные Лениздатом и Медицинско-санитарным отделом Краснознаменного Балтийского флота, посвященные дикорастущим растениям. В них описывались характеристики растений, их вред и польза, давались советы по употреблению их в пищу, в частности, рассказывалось о том, как из них можно приготовить чай или кофе.

 Ботанический институт им. В.Л. Комарова также издал несколько брошюр, которые должны были помочь ленинградцам преодолеть цингу. Ученые института дали рекомендации о том, как обеспечить себя витамином С в зимнее время, акцент был сделан на содержании витамина С в хвое и листьях деревьев и кустарников.

 В марте 1942 г. было принято решение Ленгорисполкома о развитии индивидуального огородничества. Были определены пустыри, дворовые, школьные участки, сады, пригодные для овощеводства. Музей социалистического земледелия был обязан проводить агрономические консультации в различных пунктах города и организовать пятидневные семинары по агротехнике. Трест земельного строительства начал продажу семян населению Ленинграда для комнатного овощеводства (4, с.103). К весне 1942 г. было организовано 633 подсобных хозяйства и 1468 объединений индивидуального огородничества (2, с.146).

 В связи с развитием индивидуального и коллективного огородничества интерес к сельско-хозяйственной литературе резко возрос. Она была нужна всем жителям города, но люди, родившиеся в Ленинграде и прожившие здесь всю свою жизнь, не имели необходимых навыков посадки, уборки и хранения урожая.

 Государственные массовые библиотеки как наиболее приближенные к самым широким слоям населения города-фронта включились в работу по оказанию помощи горожанам.

 «Петербург-Петроград-Ленинград всегда был одним из крупнейших книжных центров страны. Здесь были сосредоточены крупные издательства, книжные магазины, богатейшие всемирно известные книгохранилища. Книга на всех этапах истории города была зеркалом его жизни, являясь орудием знания, просвещения и политической борьбы» (3, c.6).

  Особая роль отводится Лениздату, который на протяжении всех дней Великой Отечественной войны оперативно откликался на текущую повестку.

  Библиотекари начали приобретать брошюры Лениздата, тематически связанные с огородничеством. В 1942 г.- 1943 г. Лениздат выпустил большое количество брошюр по организации индивидуального и коллективного огородничества. Преимущественно они были небольшого объема, но содержали важную для ленинградцев информацию о выращивании семян овощных культур, о применении местных удобрений при посадке урожая, о борьбе с вредителями овощных культур, о разведении, уборке и хранении картофеля, белокочанной капусты, лука, моркови, свеклы, брюквы, ранней зелени (салат, укроп, петрушка, шпинат), об их заготовке в домашних условиях.

 Основными группами читателей были рабочие и служащие заводов, фабрик, артелей и других учреждений, домохозяйки, бойцы отрядов МПВО, инвалиды Отечественной войны, демобилизованные из рядов РККА, педагоги и учащиеся средних школ, ремесленных училищ и др.

  Инвалиды Отечественной войны обслуживались в приоритетном порядке, библиотекари ходили к ним на дом и доставляли вновь приобретенные брошюры, устраивали читки. Многие из них после перенесенных ранений не могли вернуться к своей прошлой профессии, они стремились найти подходящую для себя специальность и с благодарностью встречали библиотекарей, которые расширяли их представление о том, чем они могут заняться в условиях мирной жизни. Демобилизованные из рядов РККА также обслуживались в высшей степени оперативно.

 Большой спрос на сельско-хозяйственную литературу был со стороны раненых и выздоравливающих бойцов и офицеров, находящимся на лечении госпиталях, расположенных на территории Ленинграда. Многие защитники города-фронта были из сельской местности, после войны планировали вернуться к сельско- хозяйственному труду. Они запрашивали литературу по огородничеству, а также от них поступали и более широкие запросы на книги по растениеводству, животноводству, лесоводству и др.

 Выздоравливающие, родившиеся и работавшие до войны в других городах страны, закончившие естественные факультеты вузов, мечтали о возвращении к мирной профессии и нуждались в книгах по физике, географии, астрономии, геологии и др.

 Педагоги и учащиеся ремесленных училищ, расконсервированных средних школ и интернатов интересовались научно-популярной литературой, раскрывающей вопросы естествознания. У данной группы читателей особенно востребованы были книги таких авторов, как К.А. Тимирязев, Я.Перельман и др.

 Обслуживание книгой проводилось в форматах массовой, групповой и индивидуальной работы.

 Библиотекари отбирали из фонда документы и организовывали книжные и книжно-иллюстративные выставки, составляли списки рекомендательной литературы и знакомили с ними читателей. Библиографические картотеки размещали при входе в помещение библиотеки или на абонементе.

 Известный библиотековед, профессор Московского государственного института культуры К.И.Абрамов, в трудах которого представлена полная история развития библиотечного дела в нашей стране, отмечал роль газет в обслуживании читателей в годы Великой Отечественной войны. Ученый подчеркивал, что «широко использовался газетный материал, оборудовались щиты для газетных вырезок, листовок и плакатов. Газетные вырезки собирались в тематические папки, альбомы, пользовавшиеся большим спросом у читателей. Газетный материал стал основным пособием для проведения лекций и бесед с читателями» (1, с. 87). Читателями активно востребовались созданные библиотекарями папки со статьями из газеты «Ленинградская правда», в которых освещались вопросы, касающиеся организации огородничества, а также альбомы с газетными и журнальными публикациями по естествознанию, в том числе вышедшие в довоенные годы.

  В ряде массовых библиотек Ленинграда директора приглашали для чтения лекций по огородничеству специалистов из Ботанического сада, которые в доступной форме объясняли населению, как вырастить в садах и парках города овощи и зелень. В ряде районных библиотек сотрудники агрономического бюро проводили для читателей лекции по агротехнике и знакомили с передовым опытом индивидуальных огородников из разных районов города.

 Библиотеки стремились охватить как можно большее количество населения. Они размещали объявления о новых поступлениях книг, брошюр и о планируемых лекциях в домохозяйствах, на заводах, фабриках, артелях, в школах, детских домах, больницах.

 В связи со значимостью этой работы в библиотеках выделялся сотрудник, который посещал заводы и фабрики, информировал о теме лекций, выступал в цехах, снабжал рабочих и служащих списком рекомендательной литературы.

 Сотрудники районных библиотек получали консультации и тематические плакаты и в городском методическом бюро при Ленинградской центральной библиотеке.

 Таким образом, в годы Великой Отечественной войны в Ленинграде читателями была востребована не только общественно-политическая, военно-оборонная, техническая и художественная литература, но также книги, имеющие отношение к различным областям естествознания.

Список источников

  1. 1. Абрамов К.И. История библиотечного дела в России: уч. метод пособие для студентов, преподавателей и библиотекарей–практиков. Часть 2.- Москва: Издательство Либерея, 2001.- С.87.

2. Колосова С.Г. Книги непобежденного Ленинграда. Каталог книг, изданных в Ленинграде в годы Великой Отечественной войны. Том второй. 1943 г. /Сост. А. Ф. Векслер. Санкт-Петербург: Ассоциация историков блокады и битвы за Ленинград в годы второй мировой войны, 1999.- С.146.

3. Книги непобежденного Ленинграда. Каталог книг, изданных в Ленинграде в годы Великой Отечественной войны. Том первый.1941-1942./ Сост. А. Ф. Векслер. Санкт-Петербург: Ассоциация историков блокады и битвы за Ленинград в годы второй мировой войны, 1999.- С.6.

4. Стенограммы заседаний исполкома Ленинградского городского Совета: записи обсуждений, замечаний к проектам, решения, ноябрь-декабрь 1944 г.: сб.документов. Санкт-Петербург: Архивный комитет Санкт-Петербурга, Центральный государственный архив Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский институт истории Российской академии наук, 2017.- С.103.

 Сведения об авторе

Павличенко Ирина Андреевна, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», аспирант кафедры библиотековедения и теории чтения, заведующая Центральной библиотекой СПБ ГБУК МЦБС им. М.Ю. Лермонтова (г. Санкт-Петербург), e-mail: .

К оглавлению выпуска

история библиотечного образования, история библиотечного дела, история книги

26.06.2020, 889 просмотров.