БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАДРЫ: ПОДГОТОВКА, УПРАВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ. ФОМЕНКО И.Г., МУРАШКО О.Ю. СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ КАК КАТАЛИЗАТОР РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА БИБЛИОТЕКИ

 Понятие модернизации библиотек в современном обществе является широким и многогранным. Его нельзя рассматривать только лишь в качестве улучшения материально-технической базы. Настоящим двигателем социальной модернизации библиотек в обществе является изменение их функциональных ролей, так как именно общество является преимущественным «заказчиком» модернизации. Общество в первую очередь определяет назначение библиотечно-информационного учреждения, и вследствие этого, определяет назначение библиотеки по большому счету, и  следовательно, задаёт набор функций для тех или иных действий. Развитие цифровых технологий в этом случает также учитывается.

 Современное общество не может опираться на кадровый потенциал организаций, характерный для индустриального общества ХХ века, а требует развития новых способностей и качеств личности, то есть требований к кадровому потенциалу личности. Так, Э.А. Лутохина выделяет в качестве основного компонента модернизационного потенциала компетентность личности, в состав которого включает: компетенции; операционно-навыковые способности и умения; ценностно-мотивационную обеспеченность [4].

 Данное умозаключение актуально для модернизации библиотек, так как основная задача модернизации муниципальных (общедоступных) библиотек может быть определена как приведение их в соответствие с новыми общественными требованиями социума, связанными с ценностно- ориентированными установками на комфортную, демократичную среду получения широкого сортимента библиотечно-информационных продуктов и услуг  со стороны пользователей библиотеки, заказ государственных структур на тактическое наполнение библиотеками стратегии социального развития государства и, наконец, взаимное влияние профессионального библиотечного сообщества, которое создавая альтернативную среду библиотечного обслуживания, тем самым способствует процессам модернизации. Все три уровня требований, в частности, вызывают к жизни  многообразие современных моделей библиотек .

  В статье Н.И. Гендиной  и Л.Н. Рябцевой анализируются следующие модели библиотек: библиотека в качестве феномена культуры, модель библиотеки, являющейся средоточием социально и культурно значимой информации, модель библиотеки в качестве фундамента развития науки и новых идей, и в качестве последней предложенной модель выступает модель библиотеки ка  как стабилизирующего социального фактора [1].

 Модернизация функций общедоступной библиотеки закономерно приводит к изменению профессиональных обязанностей и, соответственно, компетенций сотрудников библиотек, призванных в настоящее время выполнять гораздо более широкие профессиональные задачи, чем их коллеги даже в сравнительно недавний период 90-х-2000-х гг.

  Для обеспечения модернизационного процесса в библиотеке должны работать специалисты с высокой мотивацией к своей деятельности, обладающие высоким багажом знаний не только в области библиотечно-информационной деятельности, но и в ряде других областей теоретических и практических знаний и умений.  Библиотека в современном обществе выступает одним из направлений трансформации социальных институтов, поэтому специфика библиотечной профессии должна побуждать их постоянно заботиться о регулярном обновлении своих профессиональных компетенций.

 Профессор МГИК Н.В. Лопатина в своей статье рассматривает особенности современной библиотечной профессии в перечне специальностей и направлений подготовки Минобрнауки России от 2013 года. Согласно данной статьи, в исследовании сущности библиотечной профессии выделяют индуктивный и дедуктивный подходы. Индуктивный подход интерпретирует профессию библиотекаря через задачи, компетенции, различные частные случаи. Однако данный подход реализуется в основном только в частных случаях, а не в их общей совокупности. И, кроме того, в рамках данного подхода не дается анализ уникальности библиотечной профессии, ее индивидуальности. Автор доказывает, что в «Перечне специальностей и направлений подготовки высшего профессионального образования» дается именно индуктивный подход, который относит библиотекарей в целом к специалистам сферы культуры и искусства, что не всегда может точно отразить содержание данной профессии, так как библиотеки сегодня не только входят в ведомство Министерства культуры, но и в ряд других министерств и ведомств, и  в своей деятельности вносят вклад в те сферы, в которых работают. Поэтому очень важен другой подход к сущности библиотечной профессии, дедуктивный, от общего к частному, который строится на выделении критериев устойчивости библиотечной профессии вне зависимости от ее функционирования, целей и задач [3].

  Изменение функций муниципальной библиотеки приводит к изменению профессиональных обязанностей и компетенций сотрудников библиотеки. В вышеназванном документе выделены три группы обязанностей, которым должны соответствовать сотрудники библиотеки. Первая группа обязанностей, связанная с активизацией, организацией и модерированием интеллектуального взаимодействия внутри сообщества, направлена на максимальную связь с общественностью в рамках обслуживаемой территории, и организацию мероприятий по результатам мониторинга интересов общества. Вторая группа обязанностей, включающая предоставление пространства, связана не только с трансформаций внутреннего пространства библиотеки в соответствии с проводимыми мероприятиями, но и предоставление доступа к сетевыми информационным ресурсам и проведение разнообразных мероприятий. Согласно третьей группе обязанностей о создании, формировании и реализации просветительских и обучающих программ, муниципальная библиотека становится образовательным центром по широкому тематическому спектру, а также практике самообучения и обучения пользователей.

 В связи с трансформацией муниципальной библиотеке в ее структуре возможно появление организаторов и модераторов массовых мероприятий, тренеров-преподавателей, консультантов, аналитиков, маркетологов и т.п. [2]

 Исходя из анализа современной ситуации можно сделать следующий вывод: все направления модернизации библиотек на сегодняшний день пока связаны с в той или иной мере с процессами информатизации библиотек и внедрением в практику ее работы информационно-коммуникационных технологий.

Список источников

  1. 1. Гендина Н.И. Библиотеки в эпоху социокультурных трансформаций: современные вызовы и основания доказательного библиотековедения / Н.И. Гендина, Л.Н. Рябцева // Библиотековедение. - 2018. - Т.67, №1. - С.7-15.
  2. 2. Концепция модернизации муниципальных библиотек Российской Федерации на основе модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. - https://rulaws.ru/acts/Kontseptsiya-modernizatsii-munitsipalnyh-bibliotek-Rossiyskoy-Federatsii-na-osnove-modelnogo-standarta-d/ (дата обращения: 01.02.2020)
  3. 3. Лопатина Н.В. Библиотечный специалист в профессиональной структуре / Н.В. Лопатина // Вестник МГУКИ. – 2014. - №1 (57). – С.160-167.
  4. 4. Лутохина Э.А. Модернизационный потенциал персонала: современная модель и задачи ее формирования / Э.А. Лутохина // Проблемы современной экономики. – 2013. - №3 (47). - С.41-43.

 

Сведения об авторах

Фоменко Ирина Григорьевна, Белгородский государственный институт искусств и культуры, преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности,

E-mail:

Мурашко Ольга Юрьевна,  кандидат педагогических наук, доцент. БГИИК, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности,

E-mail:

К оглавлению выпуска

библиотековедение

26.06.2020, 1072 просмотра.