ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ. МИРОНОВА Л.О., ТАРАНЕНКО Л.Г. КРАЕВЕДЧЕСКИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРОДУКТЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК КАК ФОРМА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНА
Одним из актуальных и значимых для библиотечно-информационной деятельности в условиях сохранения культурного наследия территории является федеральный проект «Цифровые технологии» Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В перечне сквозных цифровых технологий имеются большие данные, искусственный интеллект, технологии виртуальной и дополненной реальностей и другие. В этих условиях, исследователи И.С. Пилко, Е.В. Роот справедливо отмечают, что виртуализация социокультурного пространства, обусловленная глобальной информатизацией и медиатизацией всех его сегментов, становится предметом междисциплинарных исследований, научного интереса современных философов, социологов, культурологов, психологов. Эта тема волнует представителей «частных» наук культуроведческого и искусствоведческого циклов: библиотековедов, музееведов, исследователей в области музыкального, изобразительного, экранных искусств, дизайна, архитектуры и др. [1].
Что же касается библиотек? Одними из первых к активному освоению виртуального пространства культуры приступили библиотеки. Библиотечный социальный институт «по определению» ориентирован на выполнение в обществе информационной, коммуникативной, культурно-просветительской функций. В новой информационно-технологической ситуации их невозможно эффективно реализовывать в ограниченном пространстве библиотеки, которое является одновременно и материальной средой, и ресурсной базой, и организационным условием удовлетворения многообразных запросов пользователей [1]. Информатизация позволила представить библиотечную среду в виртуальном пространстве, которое включает в себя веб-сайт организации, электронный каталог, ресурсы и другие [2], а также создаваемые библиотеками краеведческие мультимедийные продукты.
Именно на локальном пространстве краеведческая составляющая в разной мере пронизывает все отрасли знания. Поэтому неотъемлемой частью каждой библиотеки является не только создание и использование краеведческих продуктов, но и популяризация их через различные формы обслуживания, одними из которых являются традиционные выставки и викторины. С.В. Савкина в своих научных публикациях отмечает, что «одной из особенностей современного пользователя является предпочтение виртуального общения реальному, растет популярность удаленного обслуживания» [4]. В этом помогают такие мультимедийные продукты как виртуальные выставки и викторины. В исследовании сконцентрировано внимание на последних.
Виртуальные викторины проанализированы по следующим параметрам: структура викторины, представление результатов викторины, наличие цитат, иллюстраций, анимации, видеофрагментов, аудиофрагментов, навигации, гипертекста, а также присутствие теоретических сведений. В январе 2020 года был проведен анализ 55 сайтов центральных библиотек РФ в соответствии с методикой, предложенной в работе С.В. Савкиной [5]. На сайтах библиотек выявлено 70 викторин.
Установлено, что абсолютное большинство викторин имеют иллюстрации, можно узнать результаты викторины, присутствует навигация. В ряде проанализированных викторин отсутствует анимация, аудио- и видеофрагменты, гипертекстовые ссылки, а также их структура. Благодаря проведенному исследованию были выявлены достоинства и недостатки викторин. К достоинствам викторин, предложенным на сайтах, следует отнести наличие:
- краткой справки по теме, которая преимущественно представлена к каждому вопросу;
- пояснительной информации при правильности или неправильности ответов с указанием ссылок на конкретные издания в электронном каталоге библиотеки;
- цитат великого ученого или писателя;
- навигации и др.
Среди недостатков следует выделить:
- пресыщение викторины вопросами;
- отсутствие гиперссылок, уточняющих то или иное понятие и др.
Выявленные викторины предлагают разнообразную проблематику: например, в Липецкой областной универсальной научной библиотеке темы природы «Открой для себя Липецкий край «Зеленый океан природы»; истории России «Что я знаю о Сталинградской битве?». Во Владимирской областной научной библиотеке, викторины посвящены писателям «Жизнь как факел» к 115-летию со дня рождения Н.А. Островского» и др. Часто библиотеки создают краеведческие мультимедийные продукты посвященные, темам, объявленными государственными в России. В 2019 г. в соответствии с указом президента от 28.04.2018 г. № 181 «О проведении в Российской Федерации Года театра» созданы такие викторины как «Театр, театр, как много в этом звуке» (Липецкая областная универсальная научная библиотека), «Путешествие в театральный мир города Владимира» (Владимирская областная научная библиотека) и др.
Наиболее оригинальным продуктом является мультимедийная интерактивная викторина – игра, в которой участники отвечают на вопросы и выполняют задания, объединенные общей темой, а также все это сопровождается элементами обучения (теорией) [4]. Полученные данные позволили приступить к разработке собственного мультимедийного продукта. Остановимся подробнее на опыте создания мультимедийной викторины отделом библиотечного краеведения Кемеровской областной научной библиотеки им. В.Д. Федорова. Главным персонажем викторины является Федор Краеведов, от лица которого ведется аккаунт в социальной сети вконтакте (https://vk.com/fedorkraevedov), а также создан ролик с его участием «Книжные миниатюры Сектора книжных коллекций».
Для викторины была разработана структура, состоящая из следующих блоков: получение знаний и самопроверка знаний. Были определены следующие разделы блока получение знаний: история; природа; техника и сельское хозяйство; культура и искусство; религия.
В следующем блоке для тех, кто хочет сразу проверить свои знания, предлагается пройти тест. Он сопровождается различными видами информации (статичного текста, графики, анимации, видео и звука). К примеру, это могут быть фотографии выдающихся деятелей, достопримечательности области, исторические фотографии города и др. (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Фрагмент мультимедийной викторины
В качестве источников подбора теоретического и иллюстративного материала викторины выступают авторитетные работы по истории Кузбасса, например, это работы Н. П. Шуранова «История Кузбасса», учебные пособия Л. И. Соловьева «Беседы по краеведению» и «География Кемеровской области. Природа» и др.
Благодаря такой интерактивной форме происходит обратная связь с пользователем и увеличение у него интереса к изучению истории Кузбасса. В мультимедийной викторине «Край родной – Кузбасс» Федор Краеведов помогает с изучением истории региона, знакомит с ресурсами библиотеки такими как:
- Знаменательные даты Кемеровской области: http://www.kemrsl.ru/dates.
- Памятники Кузбасса: http://suse.kemrsl.ru/ .
- Выдающиеся деятели культуры Кемеровской области: http://www.kemrsl.ru/cultural/.
- Особо охраняемые природные территории Кузбасса: http://www.kemrsl.ru/catalog/4889.html и другие.
Таким образом, благодаря виртуальному пространству у библиотек появилась возможность работать с удаленными пользователями и предоставлять им краеведческую информацию через мультимедийные продукты. Однако существенной проблемой в настоящее время являются вопросы эффективности такого рода продуктов. Необходимо проводить статистику обращений к викторинам, опрос удаленных пользователей. Это позволит определить дальнейшие пути продвижения краеведческого контента в частности и более активного включения библиотек в виртуальное пространство в целом.
Список источников
- 1. Пилко, И. С. Виртуальное пространство библиотеки в эпоху Web 2. 0 [Текст] / И. С. Пилко, Е. В. Роот // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – № 33–2. – С. 77–84.
- 2. Библиотека в двух измерениях: среда материальная и виртуальная [Электронный ресурс] // ЛаЛаЛань : проект ЭБС Лань. – Электрон. дан. – Режим доступа : https://lala.lanbook.com/biblioteka-v-dvuh-izmereniyah. – Загл. с экрана.
- 3. Буданцева, Н. В. Актуальность создания электронных краеведческих ресурсов библиотек [Текст] / Н. В. Буданцева // Молодой ученый. – 2009. – № 7. – С. 281–283.
- 4. Савкина, С. В. Мультимедийные викторины как информационный продукт библиотеки [Текст] / С. В. Савкина // Труды ГПНТБ СО РАН. – 2017. – № 12–1. – С. 443–453.
- 5. Савкина, С. В. Показатели качества мультимедийных интерактивных викторин [Текст] / С. В. Савкина // Труды ГПНТБ СО РАН. – 2018. – №13–2. – С. 200–209.
Сведения об авторах
Миронова Лариса Олеговна, Кемеровская областная научная библиотека им. В.Д. Фёдорова, ведущий библиограф отдела библиотечного краеведения, магистрант Кемеровского государственного института культуры, .
Тараненко Любовь Геннадиевна, Кемеровский государственный институт культуры, заведующий кафедрой технологии документальных коммуникаций, доктор педагогических наук, доцент, .
26.06.2020, 1377 просмотров.