НАУЧНЫЕ КОММУНИКАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУКИ. ИВАНОВСКИЙ А.А. О НЕКОТОРЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЯХ СИСТЕМЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В БИБЛИОТЕКЕ ПО ЕСТЕСТВЕННЫМ НАУКАМ РАН

 В Библиотеке по естественным наукам Российской академии наук (БЕН РАН) функционирует разработанная нами система избирательного распространения информации (ИРИ) [1]. В рамках этой системы наши читатели имеют возможность получать два вида обслуживания: оповещения о новых выпусках журналов и оповещения о новых статьях по тематическим запросам. Оба вида оповещений представляют собой рассылку на адреса электронной почты читателей файлов, содержащих библиографические описания статей, их аннотации, а также информацию о доступности полного текста, исходя из данных о подписке библиотеки.

 На настоящее время система ИРИ обслуживает около 200 индивидуальных и коллективных абонентов, которые заказали рассылку по более чем 500 названиям иностранных журналов, 60 названиям отечественных журналов и 90 тематическим запросам.

 В предыдущие году, в ходе разработки системы ИРИ, мы обсуждали на различных профессиональных площадках аналитические возможности, которые открывает перед нами статистика, накапливаемая системой ИРИ по мере её работы [2–6]. В настоящем докладе мы предлагаем обзор статистики по периодическим изданиям, заказанным абонентами в рамках первого из двух упомянутых выше сервисов.

 На более чем 500 названий иностранных научных журналов приходится более 1,3 тыс. запросов от абонентов. Аналогично картине полнотекстового спроса на иностранные журналы [7, 8], на 80 % названий приходится 1–2 заказа. Журналов, заказанных более чем 10 абонентами, всего пара десятков названий.

 Среди последних распределение издающих организаций вполне равномерно. Для всего же перечня иностранных журналов оказывается, что порядка 400 названий – это журналы, издаваемые 15 организациями, входящими в российскую систему национальной подписки. При этом почти 90 % из этого числа – журналы крупнейших мировых мультидисциплинарных издательств (в первую очередь, Elsevier, Wiley, Springer). С другой стороны, 20 % общего перечня журналов и общего пула заказов приходится на организации, издающие узкопрофильные журналы и в системе национальной подписки не участвующие.

 Отличие рынка отечественной научной периодики от иностранного (мирового) рынка мы бы, в контексте доклада, определили как отсутствие крупных игроков, аккумулирующих большое количество разнопрофильных изданий. Единственный такой участник рынка – это, пожалуй, Российская академия наук, выступающая учредителем (и, так или иначе, издателем) более сотни названий научных журналов самого разного профиля.

 В общем перечне отечественных журналов, заказанных абонентами система ИРИ, на журналы РАН приходится 60 % названий. Однако заказы на эти журналы составляют только 30 % от общего пула заказов абонентов. Примечательным здесь, на наш взгляд, является то, что другие 30 % заказов – это заказы на журналы открытого доступа (Open Access). Доля таких названий в общем перечне отечественных журналов в системе ИРИ составляет 16 %.

 Это позволяет сделать нам предположение, что качественные (интересные читателям) отечественные научные журналы в большей степени в своей издательской политике склонны к модели Open Access. В перечне востребованных нашими абонентами иностранных журналов доля названий, распространяемых на условиях открытого доступа, составляет около 5 %.

 

Список источников

  1. 1. Ивановский А.А., Ткачева Е.В. Технология современной системы избирательного распространения информации в Библиотеке по естественным наукам РАН // Библиотековедение. 2018. Т.67, № 5. С. 513–522. DOI: 10.25281/0869-608X-2018-67-5-513-522.
  2. 2. Ивановский А.А. Возможность использования базы данных оперативного сигнального информирования для оценки информационных потребностей пользователей научных библиотек // Румянцевские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции Российской государственной библиотеки (12–13 апреля). Ч. 1. М.: Пашков дом, 2016. С. 245–247.
  3. 3. Ивановский А.А. Первичные информационные потребности пользователей научной библиотеки по данным системы оперативного сигнального информирования // Культура: теория и практика (Электронный журнал). 2016. № 2(11). URL: http://theoryofculture.ru/issues/62/855/ (дата обращение 14.02.2020).
  4. 4. Ткачева Е.В., Ивановский А.А. Информационные потребности пользователей научной библиотеки по данным системы оперативного сигнального информирования // Информация и инновации. 2017. № C. 121–122.
  5. 5. Ивановский А.А. Читательский интерес к иностранным журналам по данным системы оперативного сигнального информирования // Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития: материалы IX Международного научного семинара (Москва, 24–25 октября 2018 г.). Ч. 1. Минск, Москва, 2018. С. 207–211.
  6. 6. Ивановский А.А. Соответствие рейтинга журналов по цитируемости их экспертной оценке // Наукометрия: методология, инструменты, практическое применение : Сборник научных статей. Минск: Беларуская навука, 2018. С. 192–197.
  7. 7. Ивановский А.А. Электронные полнотекстовые ресурсы БЕН РАН: статистика читательского спроса // Библиография. Научный журнал по библиографоведению, книговедению и библиотековедению. 2017. № 4(411). С. 55–60.
  8. 8. Ивановский А.А. Структура читательского спроса на журналы издательства Wiley // Берковские чтения. Книжная культура в контексте международных контактов, 2019. Материалы Международной научной конференции, Пинск, 29–30 мая 2019 г. Минск, Москва, 2019. C. 174–177.

 

Сведения об авторе

Ивановский Александр Александрович, Библиотека по естественным наукам Российской академии наук (БЕН РАН), старший научный сотрудник, кандидат биологических наук

E-mail: ival@benran.ru

К оглавлению выпуска

библиотековедение, конференции

26.06.2020, 898 просмотров.