СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ: ИЗУЧАЕМ, АНАЛИЗИРУЕМ, ПРОЕКТИРУЕМ. КОЛГАНОВА А.А. СЕКЦИЯ «ARTMEDIA-ПРАКТИКИ В БИБЛИОТЕКАХ» НА ОНЛАЙН-ФОРУМЕ «КНИЖНЫЙ МИР В НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

   Секция «Artmedia-практики  в библиотеках» онлайн-форуме        «Книжный мир в новой реальности» была посвящена интеграции  библиотек разного типа  и высших учебных заведений для стимулирования креативной активности в молодежной среде.

  Целью трех заседаний секции  было привлечь внимание к партнерским проектам библиотек, к оригинальным формам продвижения книги и чтения, к генерации  информационных ресурсов,  к  коллаборации  учреждений культуры разного типа как к новому  пространству для искусства. В условиях глобального дистанцированного доступа своих решений ждет и задача приближения искусства к разным общественным  стратам, и  возможности  креативного  влияния библиотек на жизнь местных сообществ.  Секция состояла из  трех заседаний. Две   встречи 27 мая 2020 года  решались в формате презентаций, подготовленных к профессиональному празднику  и представлявших результаты новых, нестандартных совместных  проектов, заседание 29 мая 2020 года было организовано как пост-сессия по проблеме  взаимодействия библиотек с творческой молодежью.

  Проект  «Виртуальный  музей читателя» был  презентован на первом заседании с целью привлечь профессиональную среду к  неиспользованному потенциалу библиотек. Он раскрывает  не имеющий аналогов  просветительский ресурс, созданный в Российской государственной библиотеке искусств и предлагаемый ею для  использования и пролонгации в других библиотеках.

 Экспозиции «Музея читателя РГБИ» знакомят с  Библиотекой  как с пространством создания отечественного искусства. Замысел  проекта  - показать библиотеку- мастерскую для деятелей культуры и искусства, а библиотечных специалистов  представить как кураторов и консультантов, ставших соавторами Художника  ( кем бы он ни был: драматургом или дизайнером, режиссером или  сценографом, иллюстратором или архитектором). Государственная театральная библиотека, в будущем – РГБИ , и была основана, чтобы стать  творческой  лабораторией для драматической школы при  Малом театре. И первая экспозиция «Малый театр и Библиотека» - демонстрировала  роль Библиотеки в создании лучших спектаклей Малого театра, вошедших в историю отечественного искусства.

 Стремясь расширить границы использования богатого материала и сохранить наработанные экспозиционные решения, РГБИ распространила  проект на новые задачи. Используя возможности современных информационных технологий, специалисты РГБИ создали «Виртуальная экспозиция Музея читателя». Организована удаленная  экскурсия и   доступ к материалам, представленным в Музее читателя РГБИ. В результате показано творчество как результат культуры чтения, демонстрируется богатство профессионального чтения и прививаются его навыки.

 Для Иркутской областной государственной универсальной научная библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского им. И.И. Молчанова-Сибирского была подготовлена специальная экспозиция, которая будет обогащена     местным материалом. Таким образом новая библиотека-участник интегрируется в проект, реализуя собственные  просветительские , эстетические и историко-культурные задачи. В первую очередь  свежий  вектор задан продвижению  чтения. Достоинства и сложности  развития Виртуального музея читателя демонстрировали автор идеи  и руководитель проекта, директор РГБИ А.А.Колганова и директор Иркутской областной государственной универсальной научная библиотеки Л.А.Сулейманова. Ознакомительную блиц-экскурсию провела для участников заседания заведующая отделом культурных программ РГБИ Е.Е. Шумянцева. Обсуждение   в ходе заседания продемонстрировало перспективу совместной деятельности: каждая из национальных и  региональных  библиотек имеет накопленный багаж фильмов и спектаклей, теле и  дизайн-проектов, которые были созданы при ее содействии.

 Замысел РГБИ и передаваемая методика  позволяет  сделать собственные он-лайн и оф-лайн экспозиции любой  библиотеке, что обогатит и просветительскую,  и культурную составляющую в ее работе. Круг использования  таких медиа-музеев  не ограничивается задачами  воссоздания библиотечной истории. Создаваемые таким  образом  видео-экспозиции позволяют  проводить экскурсии, организовать специальные уроки, заседания любительских клубов, заимствовать  материал для научных и популяризаторских работ, для теле и кино репортажей. Подобная практика  способствует активизации библиотек в рамках проектов «Творческие люди» в регионах.

 Второе заседание секции «Artmedia-практики» прошло  в формате  премьеры  - одновременно и книжной, и театральной. Был представлен итог проекта, поддержанного Министерством  культуры Российской Федерации, – результат сотрудничества  двух библиотек, Российской государственной библиотеки для слепых и Российской государственной библиотеки искусств. Участники знакомились с совершенно новой практикой  создания книг. По мнению одного из участников, «похоже, речь идет о принципиально новом формате, не похожем ни на что, ранее известное». Речь вели о многоформатном издании -   «Горе от ума» в Малом театре России.

знакомства наших читателей с искусством» - сказала на презентации директор Российской государственной библиотеки для слепых Елена Захарова. Позиция РГБИ была сформулирована так: «Мы являемся проводниками знаний об искусстве. И мы должны сделать так, чтобы искусство было доступно всем категориям пользователей». Цель этого оригинального  проекта – обеспечение доступности одного из лучших классических спектаклей для людей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для полноценного восприятия особенностей постановки и ее художественных достоинств, достижение эффекта понимания, происходящего на сцене. Выбор и  спектакля, и  театра мотивирован  стремлением составителей представить людям с ограниченными  возможностями  высшие образцы  российского классического театра.

 Данное двухтомное издание поистине  эксклюзивно: оно задумано так, чтобы  видео, аудио, текстовой материалы и рельефные иллюстрации дополняли друг друга. Первый том включает саму запись спектакля «Горе от ума» с тифлокомментариями и сопроводительной информацией на флеш-карте, а также статьи о Малом театре, истории написания, издания и постановки пьесы. Том снабжен рельефно-графическими иллюстрациями, дающими представление о здании театра, о декорациях и костюмах основных персонажей. Второй том представляет собой альбом «Словарь эпохи», в котором отражены объекты, характерные для первой половины XIX века и упоминаемые в пьесе; они выполнены в рельефной графике и имеют описание, что дает ключ незрячим людям к пониманию событий спектакля и особенностей соответствующего времени. 

  Тексты в альбомах напечатаны укрупненным и рельефно-точечным шрифтами. Тифлокомментарии к рельефным иллюстрациям разделены звуковыми сигналами. Издание содержит 28 рельефных иллюстраций, выполненных вручную. Каждый из томов упакован в отдельную красивую футляр и выглядит как подарочное издание. Двухтомник создан всего в шести экземплярах. По два из них останется в федеральных библиотеках, реализовавших проект, они будут доступны читателям обеих из них. Также по одному экземпляру будет подарено Министерству культуры и Малому театру.  

  Проект рассчитан на будущий охват других библиотек для лиц с ограничениями по здоровью, на расширение опыта подобных изданий. В ходе заседания  были высказаны пожелания о расширении круга спектаклей  и театров, в которые библиотекари  могут «сводить» инвалидов. Основной пафос встречи был направлен на  острую потребность в расширении  возможностей знакомства с культурными объектами  всех слоев общества.

 Завершающим событием для данной секции Форума стала организованная Российской  государственной библиотекой  искусств межрегиональная дискуссионная площадка «Студенческие проекты: креатив в библиотеке», в которой приняли участие специалисты библиотек и преподаватели творческих вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Иркутска, Новосибирска. Модератором дискуссионной площадки выступила  директор РГБИ. [1]

  К обсуждению организатор, РГБИ предлагала  проблему взаимодействия творческой молодежи, вузов и библиотек. Известно, что библиотеки, причем далеко не только вузовские активно участвуют в учебном процессе. Для художественных институтов  библиотека трактуется  как площадка проявления творческих амбиций и начинаний , как место предоставления ресурсов, оказания консультаций,  точка приложения сил - и как участник авторских проектов.

 Спикеры анализировали реализованные на базе библиотек студенческие проекты, творческие лаборатории и другие формы взаимодействия вузов и библиотек , студентов и библиотек. Упор был сделан на художественные проекты, креативная  составляющая которых  либо  создавалась в библиотеках, либо инициировалась  ими.

 В дискуссионной площадке приняли участие руководители и специалисты: Российской государственной библиотеки, Российской государственной библиотеки искусств, Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки, Иркутской областной государственной научной библиотеки  им. И.И. Молчанова-Сибирского, Новосибирской государственной областной научной библиотеки, Научной библиотеки Санкт-Петербургского государственного университета и Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева (г. Москва).

  Своим опытом сотрудничества с библиотеками поделились преподаватели: Российского института театрального искусства (ГИТИС), Института дизайна Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина, Московского государственного института культуры, Екатеринбургского государственного театрального института, Иркутского художественного колледжа им. И.Л. Копылова, Колледжа музыкально-театрального искусства им. Г.П. Вишневской (г. Москва).

Как методологически выверенный рецепт  восприняли участники выступление  профессора, заведующей кафедрой библиотечно-информационных наук МГИК Н.В.Лопатиной, которая предложила несколько концептов  для креативно-образовательной стратегии библиотек, и  методическое обеспечение, цифровое мастерство, открытое образование, цифровая архивация молодежных проектов, документирование творческого процесса  предлагались в первую очередь. Особенно продуктивно прозвучало сообщение М.Н.Абрамовой, директора «Центра поддержки молодежных творческих инициатив», пригласившей библиотеки с их проектным потенциалом к участию в региональных креативных программах и интеграции библиотек в эту систему.

  Генеральный директор Российской государственной библиотеки В.В.Дуда акцентировал внимание участников на том, что библиотеки нуждаются в ярких и нестандартных идеях. Примером для него стал фонд РГБ как бесценный  актив для креативной индустрии.

  С сообщениями о креативных выступили директор ИОГУНБ им. И.И. Молчанова-Сибирского Л.А.Сулейманова и  директор СПбГТБ А.Г.Гай. Оригинальные методики учебных занятий  со студентами были представлены спикерами из специальных библиотек: Е.Г.Хаплановой председателем Секции библиотек по искусству и музейных библиотек РБА, Е.Г.Федяхиной о проекте СПбГТБ  «А.П. Чехов глазами художников»; А.А. Жербиной, руководителем Студенческой филармонии  - об организации концертов на библиотечных площадках. Нестандартные решения организации творческих конкурсов для  студентов школ современного искусства предложила Орлова Александра Михайловна, специалист отдела культурных программ РГБИ. Яркие проекты сотрудничества  студентов с библиотечной средой  продемонстрировали ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского, Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева Новосибирская  государственная  областная научная  библиотека. в выступлениях характеризовали инновационные практики работы своих библиотек с молодежью и студентами.

  Иной аспект  заявленной проблематики затронула специалист РГБИ И.Б.Титунова, которая обобщила опыт школы-практикума информационной грамотности и информационного сопровождения занятий на договорной основе с вузами. Близка  по выводам  была Е.М. Полникова, главный  библиотекарь Научной библиотеки Санкт-Петербургского государственного университета , сконцентрировавшаяся на особенностях информационного обеспечении запросов студентов художественных специальностей.

 Преподаватели Иркутского художественного колледжа, Екатеринбургского государственного театрального института, ГИТИСа доказывали незаменимость библиотечных ресурсов и библиотечного пространства для продуктивного обучения и перехода к авторскому  творчеству молодых художников. 

 Неожиданные сведения почерпнуты  участниками  сессии из выступления  Л.П. Смирновой,  заведующей кафедрой «Дизайн костюма Института дизайна РГУ им. А.Н. Косыгина, о том, как вуз использует  целевые занятия в библиотеке для творческих заданий, имеющих даже  международный резонанс.

 В завершение был принят  ряд итоговых обобщений, которые секция считает  полезными для включения в «сборку смыслов» Форума.

  1. 1. Учебные библиотеки вузов и научные/ специальные библиотеки - партнеры (первые - обеспечивают образовательный процесс в учебном заведении, вторые помогают  реализовывать  и раскрывать творческий потенциал студентов).
  2. 2. Формирование концепции общественной стратегии библиотек как основы для создания потенциала творческого развития личности.

3. Партнерские проекты библиотек и учебных заведений имеют инвариантные векторы развития: от помощи в формировании информационной культуры студентов до совместной организации конкурсов,  научных конференций и фестивалей студенческого творчества.

4. В тренде развитие всех каналов коммуникации библиотек с вузами:  с библиотеками учебных заведений,  преподавателями, студентами.

  1. 5. Библиотеки принимают активное участие в формировании творческой среды региона на основе диалога с  представителями художественных профессий.
  2. 6. Деятельность библиотек должна быть направлена на создание креативной среды, что предполагает  информационную поддержку, возможность продвижения, комфортную среду для занятий в библиотеке.
  3. 7. Библиотеки создают  свои методы вовлечения молодежи в  партнерские проекты и моделируют формы творческой активности молодежи.
  4. 8. Сотворчество библиотекаря и студента является основой для дальнейшего профессионального роста будущего специалиста (за время учебы студент находит «свою» библиотеку, которая  будет сопровождать и помогать ему ).
  5. 9. Коммуницирование библиотеки и учебного заведения выражается в помощи в образовательном процессе и профессиональной-творческой  самоидентификации студента.
  6. 10. Библиотеки поддерживают творческую инициативу студентов и вузов.
  7. 11. «Высший пилотаж» в библиотечно-информационном сопровождении - целевые занятия в библиотеках  для студентов художественных вузов.
  8. 12. Важность юридических правоотношений по договорным и свободным формам работы с вузами.
  9. 13. Новый тренд для художественных вузов - дизайн-проекты по заданию библиотек.
  10. 14. Тактикой становится координация деятельности библиотек, накопление опыта и отбор лучших кейсов для ознакомления всех библиотек.

Список источников

1. Дискуссионная площадка «Студенческие проекты: креатив в библиотеке» 29 мая 2020 года, в режиме онлайн /Российская государственная библиотека искусств. Видеоресурс. URL: https://www.youtube.com/watch?v=19f91XMXjAw&feature=youtu.be. Дата обращения: 29 июня 2020 г.

Сведения об авторе

Колганова Ада Ароновна - директор Российской государственной библиотеки искусств, кандидат филологических наук, Заслуженный работник культуры Российской Федерации

К оглавлению выпуска

проекты

26.06.2020, 658 просмотров.