СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ: ИЗУЧАЕМ, АНАЛИЗИРУЕМ, ПРОЕКТИРУЕМ. КУЧМУРУКОВА Е.А., КРУТСКИХ Л.Ю. ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО МУНИЦИПАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ (НА МАТЕРИАЛЕ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ СРЕТЕНСКОГО РАЙОНА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ)

  Активное внедрение информационных технологий вносит изменения во все стороны жизни человека. Не остаются в стороне и библиотеки, которые в стремлении привлечь новых пользователей, используют разнообразные формы работы с ними. Особое внимание при этом уделяется использованию разнообразных виртуальных коммуникаций. Создание веб-сайтов, блогов, страниц или групп в социальных сетях, участие в разнообразных форумах дает возможность выйти на новый уровень обслуживания. Обобщение накопленного опыта в этом направлении, проведение исследований среди населения позволяет библиотекам стать активными участниками виртуального пространства и трансформировать свою деятельностью.

  Анализ виртуального пространства российских библиотек позволил определить, что наиболее часто в него включаются: официальные веб-сайты, блоги, форумы, страницы или группы в социальных сетях. При этом каждая из его составляющих имеет свои достоинства и недостатки.

 Наиболее содержательным источником информации являются веб-сайты библиотек, которые позволяют решать различные задачи, включая поисковые, культурно-просветительские, рекламные и другие. Именно здесь пользователь имеет возможность получить сведения об основных направлениях деятельности библиотеки. Однако, современная молодежь, составляющая значительный процент посетителей сайтов, не желает ограничиваться только просмотром новостной ленты. Ей необходимо общение, которое сайт не может предоставить в полном объеме. Многие порталы предлагают вариант асинхронного общения в режиме «Вопрос-ответ», что также не соответствует запросам пользователей.

  Страницы или группы библиотек в социальных сетях являются наиболее активными в плане организации виртуального общения и быстроты информирования. Они позволяют не только наполнять новостную ленту, но и вести беседы, проводить он-лайн опросы и дискуссии по различным темам, размещать фотографии. Здесь можно найти официальную информацию о библиотеке, анонсы предстоящих мероприятий, конкурсов и акций. В наполнении контента страниц и групп имеют возможность принять участие сами пользователи, что делает данный ресурс более мобильным.       Создание в социальных сетях виртуального представительства осуществляется на бесплатной основе, что для библиотек является важным преимуществом. Социальные сети «Facebook», «Инстаграм», «ВКонтакте» и «Одноклассники» чаще всего выбираются библиотеками в качестве средства информирования пользователей о своей работе.  

  Большую свободу для общения и обсуждения различных вопросов предоставляет библиотечный блог. Возможность оперативного размещения информации в виде заметок привлекает к нему внимание множества участников. Эту задачу успешно решают и микроблоги. Используя их, можно вести новостную ленту, публиковать анонсы предстоящих мероприятий, знакомить с новыми поступлениями, осуществлять консультации пользователей по различным вопросам, делиться ссылками на интернет-ресурсы и организовывать эффективное общение.

  Важную роль в создании виртуального пространства играют муниципальные библиотеки, которые являются частью городской социокультурной среды и предоставляют всем слоям населения свободный доступ к информации, организуя интеллектуальный досуг горожан. Следуя этому правилу, осуществляют свою деятельность библиотеки Забайкальского края.

  Проанализируем виртуальное пространство МУК «Межпоселенческая центральная библиотека Сретенского района». На данный момент оно включает официальный сайт библиотеки и страницу в социальной сети «Одноклассники».

  Сайт библиотеки МУК МЦБ Сретенского района (http://mcb-sretensk.chita.muzkult.ru/) был создан в 2014 году. В 2018 году по техническим причинам был осуществлен его перевод на единую информационную систему «МУЗЫКА и КУЛЬТУРА». Первоначально на сайте размещалась информация о проведенных мероприятиях и изданной печатной продукции, методические рекомендации для библиотекарей сельских поселений. Специально для пользователей был предназначен раздел «Вопрос-ответ», в котором можно было задавать интересующие вопросы, оставлять пожелания и предложения по организации работы библиотеки и сайта. На сегодняшний день количество разделов значительно увеличилось до 17.

  На главной странице сайта размещено основное меню, контактная информация и новостная лента. Основное меню содержит разделы, ориентированные как на пользователей, так и на сотрудников библиотеки. При этом большая часть из них адресована второй группе. Разделы «О библиотеке», «Структура», «Муниципальные библиотеки Сретенского района» содержат подробную информацию об истории, современном состоянии и основных направлениях работы библиотеки. Разделы «Доска почета» и «Достижения» знакомят с выдающимися сотрудниками библиотек района и результатами профессиональных конкурсов. Информация служебного характера, включая Устав организации, Положения, планы и отчеты, размещена в разделах «Документы» и «Услуги». Среди пользователей библиотеки пользуются популярностью разделы: «Клубные формирования», «Конкурсы», «Выставки», «Новости» и «Галерея». Особо хочется отметить «Методическую копилку», где размещены тематические подборки литературы, обзоры серий книг и сценарии мероприятий, проведенных в районе.

  Организация виртуального общения с пользователями и гостями сайта осуществляется посредствам формы обратной связи, где, указав свой e-mail, имя, текст сообщения можно обратиться к сотрудникам библиотеки с интересующими вопросами. Поскольку данный вид общения является асинхронным, то администрация сайта дважды в день проверяет сообщения от пользователей и отвечают на них. Однако, мало кого из посетителей сайта устраивает это, и они отдают предпочтение не официальному сайту, а странице в социальных сетях.

  В 2016 году МУК МЦБ Сретенского района приступила к созданию страницы в социальной сети, выбор которой был определен с учетом мнения населения района. Проведенный опрос среди жителей по выявлению комфортной в использовании социальной среды, позволил определить социальную сеть «Одноклассники», в качестве наиболее предпочтительной. Созданная страница быстро набрала популярность среди пользователей. В первый год работы на нее подписались 238 пользователей, включая жителей города и района и представителей других библиотек. Это позволило происходить обмен опытом работы с коллегами из разных районов и городов.

  Страница используется для отражения работы библиотеки, публикации статей сотрудников и фотографий по итогам наиболее значимых мероприятий, размещения объявлений, ведения диалогов с пользователями, в рамках которых организуются консультации, выполнение виртуальных справок, оповещение о новых поступлениях в фонд библиотеки. Посредствам социальной сети пользователи имеют возможность продлить книги и получить дополнительные услуги.

  Ежедневно страницу просматривают от 5 до 18 человек, которые обращаются к библиотекарям с различными запросам, с просьбой о продления взятых во временное пользование документов, составлении библиографических списков литературы, уточнении места и времени мероприятий. От 2 до 7 пользователей получают информацию в течение часа. В «Одноклассниках» размещены фотографии проведенных мероприятий, которые привлекают внимание дополнительных пользователей. Таким образом, пространство библиотеки становится более интерактивным и открытым.

  Учитывая то, что библиотека уже около 5 лет представлена в виртуальном пространстве, в 2019 года с целью изучения его востребованности было проведено исследование «Виртуальные коммуникации в работе современной библиотеки». В ходе анкетирования, в котором приняли участие жители Сретенского района Забайкальского края, предстояло выявить наиболее популярные формы виртуального общения пользователей, определить цель обращения к веб-сайтам и страницам в социальных сетях и удовлетворенность качеством размещенных на них информации.

  Анкета содержала 34 вопроса, на которые были получены ответы от 100 респондентов. Среди опрошенных 74,5% составляли женщины, 25,5% – мужчины в возрасте от 14 до 64 лет. Из них среднее специальное образование имеют 39% опрошенных, высшее – 32 %, среднее – 29%.

  Для начала предстояло определить, какой источник информации является основным для большинства респондентов. Анализ ответов показал, что 55% опрошенных в качестве такового видят интернет, 36% обращаются за информацией в библиотеку, 7% предпочитают получать нужные сведения от друзей, 2% подбирают необходимую информацию в книжных магазинах.

 Для 40% пользователей интернет является справочной системой, 21% используют его как главный новостной источник, 22% определяют его как основное средство развлечения, заработка или общения, 17% воспринимают его как огромную библиотеку.  

 Главной целью посещения сайтов для 69% опрошенных является поиск информации, 20% используют их для общения с друзьями, 11% просматривают новости. При этом 21% респондентов предпочитает проводить время в социальных сетях, 16% – на развлекательных или новостных сайтах, 47% посещают оба вида ресурсов.

 Несмотря на то, что 83% опрошенных предпочитают реальное общение, многие из них видят достоинства и в его виртуальном аналоге. Так 50% говорят о неограниченном круге общения, 35% считают, что оно является новой формой современного общения, 15% виртуальное общение привлекает своей анонимностью и экономией времени на встречи.

 Основными каналами виртуального общения для 43% опрошенных являются мессенджеры, 38% отдают предпочтение социальным сетям, 17% – блогам и чатам, 2% – официальным сайта организаций. При этом в качестве самых популярных социальных сетей были названы «Одноклассники» – 63%, «ВКонтакте» – 28%, Facebook – 7% и Instagram – 2%.

 Основным достоинством социальных сетей для 49% респондентов является возможность развлечься, 33% используют их для общения с друзьями, 11% просматривают новостную ленту, 7% обсуждают новости на официальных страницах организации.

 В ходе опроса было выявлено, что 53% пользователей не входят ни в одну библиотечную группу в социальных сетях, 47% подписаны хотя бы на одну группу или страницу. При этом 58% опрошенных в друзьях имеют страницу «Библиовестник» (МУК МЦБ Сретенского района), 32% не видят в этом смыла.

На вопрос «Общаетесь ли Вы с сотрудниками библиотеки в социальных сетях?» 73% опрощенных ответили положительно. Наиболее типичными темами для общения являются: резервирование литературы (74%), подготовка библиографических списков литературы (17%), анонсы предстоящих мероприятий (5%).

  Помимо социальных сетей, 85% респондентов пользуются сайтом Межпоселенческой центральной библиотеки Сретенского района, 3% просматривают на нем только новостную ленту, 12% не используют его. Среди наиболее популярных у пользователей разделов были названы: новости – 48%, конкурсы – 45%, деятельность библиотеки – 5%, услуги – 2%.

  38% считают, что библиотека эффективно информирует жителей города о своих интернет-ресурсах, 9% отметили, что им недостаточно сведений о них, а 53% затруднились ответить на вопрос.

  Виртуальную справочную службу «Спроси библиографа» используют 67% респондентов, однако у 20% она не востребована, а 13% не знают о ее существовании. Большей популярностью пользуется услуга «Онлайн консультант», к которой обращались 77% опрошенных.

 Анализ полученных ответов позволил сделать вывод о том, что веб-сайт Межпоселенческой центральной библиотеки Сретенского района и страница в социальной сети «Одноклассники» пользуется определенным спросом у жителей города. Однако не все респонденты полно осведомлены об имеющихся виртуальных ресурсах и сервисах. Кроме того, использование библиотекой только этих форм при формировании своего виртуального пространства недостаточно для привлечения новых пользователей.

  Учитывая это, библиотеке необходимо зарегистрироваться на востребованных у жителей района платформах и создать группы в мессенджерах. Требуется более содержательно наполнить сайт библиотеки, разместить на нем собственные электронные ресурсы, включая электронный каталог, организовать удаленное обслуживание пользователей в режиме on-line, проводить их консультирование по вопросам поиска информации и навигации в сети Интернет. Систематический мониторинг востребованности официального сайта библиотеки, страницы в социальных сетях и размещенных на них ресурсов позволит определить векторы дальнейшего развития. Особое внимание необходимо уделить обучению сотрудников библиотек работе с удаленными пользователей.

  Некоторые изменения, произошедшие в работе Межпоселенческой центральной библиотеки Сретенского района, заметны уже сегодня. Активная реклама имеющихся интернет-ресурсов способствовала росту числа пользователей, в том числе студентов. Проводится работа по определению наиболее популярных у жителей города и района социальных сетей и мессенджеров, пересматривается контент официального сайта библиотеки. Это дает возможность библиотеке наметить пути дальнейшего развития своего виртуального пространства и планомерно подойти к его наполнению.

Сведения об авторах

 Кучмурукова Екатерина Александровна, ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры», декан гуманитарно-информационного факультета, кандидат исторических наук, доцент

  

 Крутских Любовь Юрьевна, Муниципальное учреждение культуры «Межпоселенческая центральная библиотека Сретенского района» Забайкальского края, библиотекарь-программист

 

 

К оглавлению выпуска

муниципальные библиотеки, Год литературы

26.06.2020, 645 просмотров.