БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАУКИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ. РЕЗОНОВА В.М. БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ В ПРОЦЕССЕ ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИИ
Библиотековедение прошло путь более длинный, чем столетие – от технико-организационной дисциплины до современной гуманитарной науки. Глубокие социальные преобразования последнего десятилетия требуют уточнения его задач в условиях изменения содержания и форм деятельности современной библиотеки.
Прежде всего, на библиотеку повлияли изменения экономических основ ее функционирования. Произошло также уточнение элементов структуры библиотечной системы. Перемены коснулись институциональных аспектов (библиотеки как общественного института) и идейного многообразия общественных взглядов (библиотеки как форум идей); активного возрождения национальной культуры, духовности, просвещения, образования, в развитии которых роль библиотеки несомненна.
Многофункциональность библиотеки предполагает многоаспектность библиотековедения, что затрудняет определение количества наук и дисциплин, с которыми оно взаимодействует.
Аспект деятельности библиотеки, предусматривающий оценку содержания информации, ее понимание, организацию циркуляции в обществе, связывает библиотековедение с науками, родственными информатике.
Разделы библиотековедения, изучающие систему «читатель – библиотекарь», тяготеют к таким видам психологии, как: социальная, когнитивная, психология труда.
Все больший вес в библиотековедении приобретает сотрудничество с культурологией, ее прикладными разработками. Отмечено, что развитие библиотековедения помогает гармонизации культурологического и информационного подходов.
Возникает необходимость определения как тесно связана деятельность современной библиотеки с теорией социальных перемен?
По мнению исследователя А.С. Чачко существует два подхода к данной проблеме [1, с. 39].
Во-первых, библиотека является одной из базовых (исходных) структур каждого социума. Изменения в нем отражаются на библиотеке непосредственно.
Во-вторых, согласно принципу рефлексии, знания, которые циркулируют в обществе, имеют прямые практические последствия. Раздумья о социальных переменах («образ мышления») имеют принципиальное значение для формирования нашего «образа действий» и для соответствующих решений.
Таким образом, взгляды, концепции изменений, которые мы воспринимаем и осознаем, ощущаем их близость, а иногда даже считаем своими, становятся руководством к переменам. Чем масштабнее и глубже распространяются такие знания, тем больше единомышленников воспринимают их и тем надежнее становится перспектива социальных перемен.
Для библиотековедения XXI века полезным может быть взгляд на перемены в библиотеке через призму теории модернизации, ее критики, а также модификаций (неомодернизации, неоконвергенции). Рассмотрению подлежат концепции соотношения культуры и цивилизации.
Системный анализ феномена «социальной ментальности» в сознании библиотекаря и читателя как субъектов взаимодействия в интерактивном поиске информации и ее источников.
Обращаясь непосредственно к практике социальных перемен, влияющих на библиотеку, можно заметить, что, если они имеют частичный, ограниченный характер, то целостность системы сохраняется независимо от постепенных изменений. Преобразования внутри системы являются ее адаптивной модификацией.
К ним в библиотеке можно отнести: расширение спектра информационных услуг для новых групп пользователей, основанных на компьютерных технологиях и предусматривающих анализ текстов (маркетинговый анализ, переводы, дайджесты, фактографические досье на базе Интернета) - все, что необходимо для органов управления, бизнесменов, части специалистов.
Когда изменения охватывают большую часть компонентов библиотеки или все основные ее элементы, мы относимся к ней как к качественно новой системе, отличающейся от предыдущей. Такие изменения происходят по типу трансформации, которая как процесс означает постепенность фрагментарных, частичных изменений, не влияющих до определенного момента на идентичность целостной системы.
Одним из наиболее влиятельных факторов качественного видоизменения библиотеки является информатизация, особенно в форме виртуализации.
Преобразования происходят здесь в двухуровневой системе обслуживания. Не обращаясь к мощным системам, пользователь получает из компьютера и сведения о необходимом документе, и его электронную публикацию.
Теория социальных перемен (структурных преобразований) помогает объяснить, как изменения на макросистемном уровне влияют на мотивы и выборы каждого из нас и как эти выборы, в свою очередь, влияют на микропроцессы. Библиотека в эпоху информационного общества претерпевает кардинальные изменения в различных аспектах своей деятельности. Это следствие меняющихся требований пользователей к библиотеке, как информационному центру. Основным требованием к информации является скорость ее получение, зачастую пренебрегая качеством содержания документа. Тем самым, оперативность библиотечно-информационного обслуживания и предоставления библиотечно-информационных услуг – требует инновационного подхода и внедрения в данные процессы современных средств коммуникации.
Таким образом, возникает возможность прогнозировать результат положительных процессов трансформации и отличать их от других форм системных преобразований, таящих определенные угрозы полноценному функционированию библиотеки.
В наши дни библиотека использует преимущества современного этапа информатизации. Социальная сфера продолжает ускоренно преобразовываться: она модернизируется, модифицируется, реорганизуется, реформируется, трансформируется.
Однако очень важно, чтобы при этом не была утрачена общепрофессиональная база библиотечного образования и особенно – профессионального воспитания, связывающая общим предназначением всех групп специалистов.
Серьезного подхода требует реорганизация библиотечных фондов с учетом возможностей сопряжения и взаимодействия их с электронными информационными и образовательными системами.
Чем важнее становятся эти задачи, тем заметнее и глубже влияет на технологию и качество работы библиотеки информатизация, особенно на этапе широкого использования персональных компьютеров и электронных сетей.
Смысл и содержание преобразований библиотеки в условиях демократизации и информатизации общества основаны на том, что совместно с такими социальными институтами как семья, школа, она остаётся устойчивым центром, где сконцентрирована социальная память общества, и её деятельность направлена на передачу молодому поколению социально-культурных знаний, способствующих включению каждого человека в беспрерывный культурно-цивилизационный процесс.
В наше время наблюдается активный процесс трансформации библиотеки в современные инфоцентры с развитой «информационной архитектурой», моделирующих свою многоплановую деятельность в разных форматах.
С этой целью в библиотековедческом анализе специалистами предложены такие базовые понятия, как «изменяющаяся библиотека» или «библиотека переходного периода», которые сконструированы на основе теории социальных перемен.
Контент-анализ теоретических работ по библиотековедению содействовал реконструкции употребления понятия «трансформация», его контекстов, а также степени научного осмысления, начиная от уместности применения.
Понятие «трансформация», принадлежащее изначально социологии социальных изменений, одним из первых в библиотечном деле освоил А.И. Каптерев [2, с. 145]. Автор рассмотрел библиотеку как сложную систему, трансформация функций и структур которой, с его точки зрения, определяется:
- самостоятельных субъектов культурной и информационной политики;
- сменой коммуникативных структур сетевыми;
- процессами трансформации передачи информации.
А.И. Каптерев считал, что трансформация не может быть целенаправленной и системной, пока не определены права собственности на производство, переработку и предоставление информационных продуктов и услуг.
Во второй половине 90-х годов XX в. к изучению библиотеки как социального института переходного периода обращаются и социологи.
Начиная с 1994 года проблема трансформации исследуется во многих аспектах, в том числе с точки зрения изменения будущего библиотеки в связи с новыми профессиональными ориентирами и технологическими предложениями. Особое внимание уделяется общетеоретическому вопросу о библиотеке в процессе трансформации как новому объекту библиотековедения.
Сегодня необходимость изучения динамичной, изменяющейся библиотеки не нуждается в дополнительных доказательствах. Употребление понятия «трансформация» становится даже своеобразной модой.
Ее разработка, как показал опыт, создает теоретическое основание для более глубокого понимания современных тенденций и будущего библиотеки. Речь не только о содержании понятия «трансформация», но и о грамотном обозначении границ между базовыми ценностями и пределами использования продуктивных технологических возможностей современной информационно-компьютерной революции; а также о различных формах социальных изменений: адаптации, модификации, модернизации, конвергенции, реорганизации, реформировании.
Развитие историко-библиотековедческих и теоретико-библиотековедческих знаний позволяет точнее ориентироваться в реальных процессах, в частности, тех, которые могут угрожать библиотеке переходного периода, ее полноценному функционированию.
Опыт показал, что трансформация не является для библиотеки опасной, пока она происходит постепенно и под контролем. Это позволяет сосуществовать, взаимодействовать разным структурам и функциям как предыдущего, так и нового времени.
Анализ проблем трансформации библиотеки в современном информационном обществе происходит относительно учета:
- ее места в системе общественных институтов, то есть на институциональном уровне;
- предназначения библиотеки как форума идей, обеспечения доступности, разнообразия содержания и форм информации, то есть на аксиологическом уровне;
- миссии библиотеки в развитии культуры и образования, то есть рассмотрения ее не только как учреждения, но и как фундамента культурного и образовательного развития общества, то есть на цивилизованном уровне.
Главное трансформирующая библиотека должна учитывать принцип дифференцированного подхода к читательскому контингенту на переходном этапе её преобразований, в том числе путем создания специальных условий для всех, кто не утратил стремления к культуре, образованию, а в особенности - для тех, кто должен активно приобщаться к ним – для детей и молодежи.
Библиотека с ее спасительной устойчивостью, когда она дополнена и соответствующей личностью библиотекаря, является одной из современных ценностей, оплотом культуры. В этом, по сути, состоят и ее феномен, и ее миссия.
Список источников
- 1. Чачко А.С. Развивающаяся библиотека в информационном обществе: науч.- метод. пособие. – М.: Либерея, 2004. – 88 с.
- 2. КаптеревА.И. Виртуальный мир российского библиотекаря: опыт конкретно-социологического исследования профессионального сознания библиотечных специалистов. – М.: Профиздат, 2001. – 256 с.
Сведения об авторе
Резонова Венера Михайловна, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», доцент, кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии и библиотечно-информационных ресурсов.
E-mail:
Рецензент
Дрешер Юлия Николаевна - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры библиотечно-информационных наук, эксперт научного отдела Московского государственного института культуры, заместитель главного редактора журнала "Культура: теория и практика"
31.10.2020, 797 просмотров.