БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАДРЫ: ПОДГОТОВКА, УПРАВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ. ТУРАНИНА Н.А., КАПУСТИНА Т.А. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ПРИМЕРЕ БИБЛИОТЕК БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Одним из решающих факторов устойчивого развития библиотек является кадровый потенциал и профессионализм библиотечных специалистов. Преобладание библиотекарей, имеющих профессиональное образование, свидетельствует о высоком интеллектуальном потенциале, позволяющем библиотекам сохранять высокий уровень библиотечно-информационного обслуживания населения. Требования гибко адаптироваться к изменяющейся ситуации внешней среды, эффективно решать поставленные задачи, творчески мыслить и самостоятельно приобретать необходимые знания - на сегодняшний день стали актуальными и среди библиотечных кадров. Решению этих задач способствует переподготовка кадров и систематическое повышение квалификации. 

Изучение научного и практического опыта в сфере повышения квалификации и переподготовки библиотечных специалистов становится предметом деятельности А.Я.Водолазской, Е.В.Тихоновой, А.С.Чачко. В конце XX века отечественными библиотековедами Н.И.Гендиной, Л.В.Грековой [1], С.А.Езовой, А.И.Каптеревым, И.С.Пилко понятие «повышение квалификации» не только было трансформировано в понятие «дополнительное профессиональное библиотечное образование», но и оформлено в самостоятельную подсистему непрерывного библиотечного образования. Под руководством группы ученых-библиотековедов Ю.А.Гриханова, А.И.Каптерева, Т.Я.Кузнецовой [3], Э.Р.Сукиасяна [4] на территории Российской Федерации была разработана Концепция дополнительного профессионального образования, которой была определена основная цель дополнительного профессионального библиотечного образования - создание многоуровневой системы переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров, способной привести совокупные профессиональные знания, умения и навыки библиотечных специалистов в соответствие с поступательной модернизацией библиотечного дела.  

С каждым годом в систему дополнительного профессионального библиотечного образования эффективно внедряется широкий спектр форм, технологий и методов обучения, например, творческие лаборатории, тренинги, практикумы, деловые игры, проблемные площадки, стратегические сессии. 

Рассмотрим систему дополнительного профессионального библиотечного образования Белгородской области как одну из инновационных и эффективных систем обучения кадров. В Белгородской области подготовку библиотечных специалистов осуществляет Белгородский государственный институт искусств и культуры, где в настоящее время обучается более 60 сотрудников муниципальных библиотек Белгородской области, в том числе 46 человек - на бакалавриате, 16 - в магистратуре. Кроме этого, в аспирантуре БГИИК обучаются по одному сотруднику библиотечных учреждений Белгородского района и Старооскольского городского округа.  

С целью профессионального развития белгородских библиотекарей в течение года проводятся курсы повышения квалификации, организуемые Белгородской государственной универсальной научной библиотекой и Региональным центром дополнительного профессионального образования БГИИК. Программы курсов, преимущественно, разрабатываются сотрудниками методической службы Белгородской государственной универсальной научной библиотеки, а занятия в рамках курсов проводятся как преподавателями БГИИК, так и специалистами государственных библиотек региона. Необходимо отметить, что 51 сотрудник муниципальных библиотек, не имеющий профильного образования, прошел профессиональную переподготовку по программе «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности» (2018/2019 учебный год) [5]. 

В течение 2019 года на базе Белгородской государственной универсальной научной библиотеки для специалистов муниципальных библиотек были проведены: творческая лаборатория «Присвоение имени как концепт развития общедоступной библиотеки»; проблемные диалоговые площадки «Общедоступная библиотека как центр культурно-просветительского развития территории», «Факторы успеха современной общедоступной библиотеки». Диалоговая площадка «От теории к практике: основные формы и актуальные методы в работе современной библиотеки» состоялась в рамках Форума молодых библиотекарей России для молодых специалистов библиотек со стажем работы до 5 лет.  

Недостаточное финансирование программ повышения квалификации приводит к внедрению обучающих занятий с использованием онлайн-технологий (скайп-встреч, вебинаров). В 2019 году для руководителей и специалистов централизованных библиотечных систем Белгородской области были организованы 5 онлайн-практикумов «Актуальные вопросы организации библиотечной работы и статистической отчетности» [5]. 

С 2014 года в регионе действует Белгородская коллегия библиотечного сотрудничества и развития – орган межведомственного взаимодействия библиотекарей различных систем и ведомств. Результатом деятельности Коллегии стал спецвыпуск журнала «Школьная библиотека: сегодня и завтра», посвященный межведомственному взаимодействию библиотек Белгородчины. Кроме того, у библиотекарей школ, средних специальных и высших учебных заведений Белгородской области появилась возможность участия в образовательных программах Регионального центра дополнительного профессионального образования (БГИИК) с получением удостоверения государственного образца [2]. 

Систематизированный и поэтапный подход к оказанию качественной методической поддержки и проведению эффективных мероприятий по повышению квалификации библиотекарей отражается в реализации программ непрерывного образования на муниципальном уровне. В 13 централизованных библиотечных системах действуют программы совершенствования и развития профессионального образования и подготовки специалистов. 

В МБУК «ЦБС Красногвардейского района» программа повышения квалификации профессионального мастерства состоит из 4 уровней обучения: «Адаптационный», «Начальная профессиональная подготовка» (Школа начинающего библиотекаря), «Обучение руководителей» (Школа руководителя), «Профессиональное развитие специалистов» (Школа библиотечного мастерства, Школа творческой инициативы). 

В МКУК «Старооскольская ЦБС» успешно реализуется программа повышения квалификации библиотечного персонала «Грани мастерства» с  2-х уровневой системой повышения квалификации: I уровень - «Начинающий библиотекарь», II уровень  - «Библиотекарь - практик». В рамках программы, специалистами отдела методического обеспечения был инициирован и успешно реализован проект по бережливому управлению «Оптимизация процесса текущего контроля деятельности библиотек-филиалов администрацией библиотечной системы» [2]. 

В процессе изучения особенностей переподготовки и повышения квалификации библиотекарей Белгородской области установлено, что формы обучения в рамках  системы повышения квалификации, реализуемой Белгородской государственной универсальной научной библиотекой совместно с Региональным центром дополнительного профессионального образования способствуют эффективному росту профессионального уровня и приобретению инновационного опыта. Действующая на протяжении многих лет система непрерывного образования служит основой того, что сотрудники библиотек региона получают возможность повышения квалификации не менее 1 раза в 5 лет, как и предусмотрено «Модельным стандартом деятельности общедоступной библиотеки», а по актуальным направлениям библиотечной деятельности – еще чаще. Недостаточное финансирование приводит к более активному использованию онлайн-технологий при организации мероприятий системы повышения квалификации (скайп-встречи, вебинары).  

 

Список источников: 

  1. Грекова Л. В. Концептуальная модель компетентностно-ориентированной системы дополнительного профессионального библиотечного образования : монография / Л В. Грекова. – Белгород, 2011. – 217 с. 
  1. Капустина Т. А. Роль Белгородской Коллегии библиотечного сотрудничества и развития в совершенствовании кадрового потенциала вузовских библиотек Белгородской области  / Т. А. Капустина ; Н. А. Туранина // Донецкие чтения 2019 : образование, наука, инновации, культура и вызовы современности : материалы IV Международной научной конференции (Донецк, 31 октября 2019 г.).  Т. 6. Ч. 2.  Педагогические науки  /  Министерство образования  и науки Донецкой Народной Республики ; Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет» ; Фонд «Русский мир» ; под общ. ред. проф. С. В. Беспаловой. – Донецк, 2019. – С. 255-257.  
  1. Кузнецова Т. Я. Профессиональное развитие библиотечных кадров как объект государственной политики / Т Я. Кузнецова // Науч. и техн. б-ки. - 2006. - № 2. - С. 14-23. 
  1. Сукиасян Э. Р. В каком библиотечном образовании нуждается Россия - «с отрывом или без отрыва от производства» / Э. Р. Сукиасян // Науч. и техн. б-ки. - 2010. - № 9. - С. 67-72. 
  1. Туранина  Н. А. Роль методических служб в повышении квалификации и переподготовке библиотечных кадров  / Н. А. Туранина, Т. А. Капустина // Пятнадцатые Денисьевские чтения :  материалы международной научно-практической конференции по библиотековедению, библиографоведению, книговедению и проблемам библиотечно-информационной деятельности, г. Орел, 18-19 декабря 2018 г. / Управление культуры и архивного дела Орловской обл.  ;  Орловская областная научная универсальная публичная библиотека имени И. А. Бунина ; Орловский государственный институт культуры ; [редактор-составитель Н. З. Шатохина]. – Орел, 2019. 

  

Сведения об авторах

Туранина Неонила Альфредовна, Белгородский государственный институт искусств и культуры, заведующий кафедрой библиотечно-информационной деятельности, доктор филологических наук, профессор. 

Капустина Т.А., аспирант кафедры библиотечно-информационной деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный институт искусств и культуры»; директор муниципального казенного учреждения культуры «Старооскольская Централизованная библиотечная система»

Рецензент

Клюев Владимир Константинович -  кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечных наук МГИК

 

К оглавлению выпуска

Библиотечное образование, конференции

31.10.2020, 821 просмотр.