БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАДРЫ: ПОДГОТОВКА, УПРАВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ. СУШКОВА Ю.Н. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ АСПЕКТОВ БИБЛИОТЕЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БИБЛИОТЕЧНОГО СПЕЦИАЛИСТА

В настоящее время актуализируется высокопрофессиональная социокультурная работа с населением, в частности в библиотечной деятельности. Библиотекарь должен обладать профессиональными и личностными характеристиками, которые свойственны каждому образованному человеку. Одно из важнейших мест в профессиональной культуре занимает культура общения, именно она является основой в таких профессиях как, журналист, ведущий радио, библиотекарь, преподаватель и других. Человек проходит через процесс социализации, профессиональной адаптации и целенаправленного обучения, в ходе чего вырабатывается культура общения. При этом она на протяжении всей человеческой жизни развивается с помощью саморазвития, профессиональной деятельности, дополнительного обучения и повышения квалификации. Таким образом, на культуру общения влияют внешние факторы жизни человека, в том числе в продолжении его профессионального развития.

В современных условиях особенно актуальной становится адекватная, конструктивная, высокопрофессиональная социокультурная работа с населением, в частности в сфере информационно-библиотечной деятельности. В связи с этим необходимо рассмотреть поведение библиотечного специалиста в пространстве библиотечной организации, так как сегодня среда библиотеки разделана на  две ветви – традиционную и технологическую. Библиотечное поведение в традиционной среде, заключается в том, что уклад деятельности работников не меняется в течение многих лет, не используются новые формы вербального и невербального общения, но необходимо отметить, что это вовсе не значит, что сегодня такое поведение не востребовано, так как технологическая среда образовалось именно от традиционной. По мнению И.Р. Тихонова, технологические достижения оказывают непосредственное влияние на специфику библиотечной деятельности, которая сегодня видоизменилась. В настоящее время новые явления (технологические) сопутствуют понятию информационное поведение, под которым принято понимать совокупность норм, действий, для взаимодействия между библиотекарь-библиотекарь, библиотекарь-пользователь, а также необходимость создания образа действия, для получения, переработки и освоения имеющейся информации в библиотечном пространстве [1].

Профессор Н.А. Туранина выделяет коммуникативно-речевые аспекты, которые  важны для профессионального общения - приоритетные и факультативные. Пристальное внимание автора направлено на исследование основных компонентов профессиональной культуры библиотечного специалиста:

- высокий уровень компетентности;

- умение творчески, креативно мыслить;

-склонность к научному поиску, исследовательской работе, высокому уровню мобильности;

- готовность к межкультурной коммуникации; быстрая адаптация к новым условиям труда (в том числе в техническом плане);

- способность ориентироваться в программных продуктах, компьютерных технологиях, новинках научно-технического прогресса и другие [3].

Данные компоненты оказывают непосредственное влияние на приоритетные и факультативные аспекты коммуникативно-речевой  культуры, все они одинаково важны для профессионального общения. Для соблюдения этических норм, следовать нормативным языковым требованиям в библиотечной организации необходимо, так как сегодня социальная роль библиотекаря играет огромную  и важную роль в развитии современного общества.

Программа элективного курса «Коммуникативно-речевая культура – шаг к профессионализму» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» включает четыре основных раздела:

1) Первый раздел – знакомство с основными понятиями курса: речь, коммуникация, коммуникативно-речевая культура, нормы современного русского литературного языка, коммуникативные качества речи и др.

2) Во втором разделе происходит знакомство студентов с основами «академической» речи, ее специфическими особенностями и характеристиками, изучение наиболее значимых учебно-речевых жанров для работы в библиотеке.

3) Третий раздел элективного курса – изучение речевого этикета, знакомство с основными формулами речевого поведения, которые чаще всего используются в профессиональной деятельности библиотечного специалиста.

4) Четвертый раздел посвящен технике речи будущих библиотечных специалистов и работе по формированию профессиональных качеств голоса.

Работа по программе элективного курса предусматривает выполнение комплексных практических и тестовых заданий, тренингов по отработке норм современного русского литературного языка и коммуникативного взаимодействия будущих специалистов библиотечно-информационной сферы.

Диалог – это неотъемлемая часть в работе с человеком. Этот процесс хорошо освещен в специальной литературе, статьях. При этом при подготовке библиотечных кадров ему уделяется минимальное внимание. В трудах С.А. Езовой, М.Я. Дворкиной, В.И. Терешина, Н.А. Туранина, Э.Л. Шапиро рассмотрены отдельные положения о диалоге.  В настоящее время с преобразованиями в обучении, возрастает роль диалогового обучения. Обучение диалогу студентов библиотечной специальности решает такие задачи, как развитие профессиональных возможностей и формирование личности специалиста.

Туранина Н.А отмечает: «В библиотечно-информационной сфере присутствуют три ступени общения: между библиотекарями, между библиотекарем и читателем (пользователем), между самими читателями. В любом трудовом коллективе,  в том числе и библиотечном, большое влияние на производительность труда оказывает психологический микроклимат коллектива, который в свою очередь зависит от системы отношений в обществе, а также от характера официальных связей между членами коллектива» [2, С. 22]

В рамках элективного курса проводится 3 комплекса практических работ.

Первый цикл, как правило, посвящается изучению соответствия  «речь – человек». На занятии выдаются комплекты фотографий и статьи из журналов, на которых запечатлены различные моменты общения отдельных людей. Задание заключается в том,  что обучающийся должен дать полную и четкую характеристику эмоциональному состоянию личности, изображенного на фотографии, но главная цель – определить стиль общения и возможности диалогового контакта с ним.

Визуальное восприятие собеседника является началом диалога. Верная оценка психологического состояния человека и понимание – это залог успешного построения диалога [1]. При этом обязательно нужно правильно прогнозировать речевое поведение личности. Таким образом, именно выработка навыков оценки индивида по каким-либо её внешним проявлениям является важнейшим условием правильного построение диалога. В этом заключается основная задача первого занятия.

Второй цикл курса следует по схеме перехода к самому диалогу. «Формирование умений управления контактом» - это тема этого блока занятий. Проведение занятий предполагает моделирование определенных условий и ситуаций, в которых библиотечный специалист может оказаться в процессе своей деятельности. Практическая работа заключается в том, что каждый студент готовится и представляет аудитории небольшие речевые этюды по установлению диалогового контакта в условиях заданной ситуации. Задание выполняется по определенной структуре речевой ситуационной модели, которая состоит из двух блоков. В них входят следующие процессы:

- первый блок – функциональный: описание ситуации, в которой происходит установление контакта; распределение ролей действующих лиц (например, библиотекарь – читатель); определение системы отношений (например, вспыльчивый, дружелюбен);

- второй блок – личностный: определение профессионального статуса участников; характеристика их интеллектуальных навыков и эмоциональных предрасположенностей; характеристика уровня владения вербальными средствами общения.

Выполняя задания, участники выбирают конкретную ситуацию, определяют её действующих лиц, составляют их личностные характеристики. После этого, они готовят диалог, который должен соответствовать системе отношений и социально-психологическому статусу участников диалога. Например, можно смоделировать ситуацию, которая включает в себя личную встречу или телефонный разговор библиотекаря и читателя, который потерял книгу. После выполнения первого блока задания, студенты составляют характеристику участников и, опираясь на неё, готовят и проводят диалог. Группа экспертов определяют соответствие диалога с характеристикой каждого участника.

Третий цикл курса формирует правильную интонацию выразительной речи. Предыдущие практические занятия, как правило, осуществляются на основе субъективного опыта студента, что не всегда даёт положительный результат. Поэтому важно, что студенты библиотечной специальности умели использовать логическую паузу, логическое ударение, убедительность произношения и выразительность речи.

Для усовершенствования всех вышеперечисленных элементов общения используются метод работы со скороговорками. Сжатое, но труднопроизносимое сочетание слов позволяет совершенствовать речевые и неречевые средства диалога и психологическую установку на монотонность и невыразительность речи.

Заключительное занятие курса направлено на работу аналитического плана. Студенты изучают конфликтную ситуацию общения и формируют рекомендацию по её устранению с помощью полученных знаний. Таким образом, у студента формируется навык ориентирования в сложных ситуациях. Данная работа также позволяет накопить опыт преодоления конфликта на основе анализа стиля речевого поведения в конкретной ситуации общения.

Результатами занятий элективным курсом «Коммуникативно-речевая культура – шаг к профессионализму» должны стать:

– формирование образовательной, профессиональной и языковой компетенции;

– воспитание вкуса к русскому слову и его образным возможностям;

– освоение речевых норм поведения.

Представленный элективный курс помогает студенту сформировать навыки речевой культуры её коммуникативные нормы, привести знания и умения студентов, полученные в вузе в соответствии с требованиями к специалисту библиотечно-информационной сферы.

 

Список источников

  1. 1. Тихонова, И.Р. О структуре информационного поведения библиотечного работника / И.Р. Тихонова. – Текст : непосредственный // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2014 . – №4(2) . – С. 88-90
  2. 2. Туранина, Н.А. Вербальное общение в библиотечно-информационной сфере: особенности и подготовка кадров / Н.А. Туранина, Т.А. Капустина. – Текст : непосредственный //Среднее профессиональное образование. – 2014 . – №8 . – С. 22–23.
  3. 3. Туранина, Н.А. Вербальный имидж библиотечного специалиста: современные технологии его формирования в вузе / Н.А. Туранина, Е.А. Шушкова. – Текст : непосредственный // Образование и общество. – 2014 . – №4(87) . – С. 53-55.

 

Сведения об авторе

Сушкова Юлия Николаевна, Белгородский государственный институт искусств и культуры, преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности

Рецензент

Клюев В.К., кандидат педагогических наук, профессор, зав.кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью МГИК

К оглавлению выпуска

информационная культура, информационная среда, Библиотечное образование

19.12.2020, 779 просмотров.