СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ: ИЗУЧАЕМ, АНАЛИЗИРУЕМ, ПРОЕКТИРУЕМ. МУРАШКО О.Ю., ТУТАЕВА Г.Н. УПРАВЛЕНИЕ БИБЛИОТЕКОЙ В СОЦИАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ
Подтверждением развивающейся в научной сфере библиотековедения и профессиональной в сфере библиотечной практики рефлексии в определении дефиниции «управление» является использование в последнее время терминологического сочетания «социальное управление». Социальная модернизация всех сфер общества без исключения сегодня является детерминирующим фактором пересмотра некоторых аспектов менеджмента. Один из исследователей вопроса М.Э. Григорян отмечает тот факт, что «современные условия деятельности организаций диктуют принципиально новых основ управления» [2]. Социальное управление изучает многообразную деятельность процесса управления, прежде всего как систему, включающую элементы подбора, расстановки, формирования управленческих кадров, профессиональных взаимоотношений и взаимодействия, складывающиеся между организационными структурами. Исследования социального управления включают в свою предметную область изучение и формирование целей управления с точки зрения социально-экономических и социально-психологических критериев, их соответствия интересам и ожиданиям управляющих и управляемых структур, анализ и оценку социальных последствий принимаемых управленческих решений, определение эффективности управленческих действий.
В центре внимания управления социальными процессами - изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) для сохранения ее качественной специфики и целостности, обеспечения ее нормального функционирования, успешного движения к заданной цели, создания устойчивой положительной социальной репутации в обществе [3].
К ведущим социальным характеристикам библиотеки, как социальной системы (организации), можно отнести следующие: способность к самодетерминации и саморегуляции, открытость, информационность, эмерджентность, функциональность. Данные качества и являются теми базовыми свойствами, на которых строится социальное управление библиотекой в целом. Социальное управление представляет собой яркий пример социального взаимодействия между субъектами внутренней структуры библиотеки, в то же самое время уникальность библиотечного социального института выражается и в том, что социальное управление не замыкается на взаимоотношениях между членами коллектива организации, например, в системе вертикальной структуры «начальник-подчиненный» или горизонтальной «коллега-коллега», а затрагивает и «субъект-субъектные» взаимоотношения за пределами библиотеки, зачастую, формируя их, играя в них роль инициирующей стороны, то есть в какой-то мере, осуществляя социальное управление. Примером может служить развитие в практике библиотек различных моделей (например, авторских) такой социальной технологии как волонтерство, которое при соблюдении принципов добровольчества, тем не менее, нуждается в определенном управлении со стороны библиотечной организации [4].
В связи с вышеизложенным можно утверждать, что развитие управления библиотекой в социальном контексте неразрывно связано с развитием библиотечной политики. По мнению видного отечественного библиотековеда, исследующего аспекты библиотечной деятельности связанные с управлением, С.А. Басова, «библиотечная политика представляет собой весьма обширную совокупность явлений, которая пока что не в полной мере вошла в сферу активного изучения библиотечной науки» [1]. Рассматривая библиотечную политику в качестве многоуровневой системы, предложенную С.А. Басовым в статье «Категория «библиотечный социальный институт» в понятийном аппарате библиотековедения», на каждом из уровней управления, мы можем интерпретировать управление в социальном контексте следующим образом:
- ценностно-идеологический уровень управления не только формирует корпоративную культуру библиотеки, формирует образцы и архетипы поведения в библиотечной организации, гражданскую позицию библиотечного сообщества, но и их трансляцию во внешнюю среду посредством проведения библиотечных мероприятий различного содержательного уровня;
- нормативно-правовой уровень отображает правовую деятельность библиотеки не только в качестве объекта со стороны государственной правовой политики, но и самостоятельного создателя локальной нормативно-правовой базы, вносящей огромный вклад в управление социальными процессами;
- организационно-управленческий уровень, справедливо характеризуемый С.А. Басовым как особенности взаимодействия между библиотечным сообществом и государством [1], с точки зрения социального контекста управления может быть дополнен возможностью библиотеки создавать и развивать свою организационную культуру, структуру библиотеки, формировать систему взаимосвязей между отдельными подразделениями и сотрудниками как в пределах библиотечной организации, так и со всеми структурами, заинтересованными в социальном взаимодействии за пределами библиотечного сообщества.
Таким образом, библиотека при условии его полноценного развития как субъекта политики, разработчика своего организационного кредо может быть реализатором управления в социальном контексте, приобретающем расширенное толкование, отражающего процессы социальной модернизации в целом.
Список источников
- 1. Басов, С.А. Категория "библиотечный социальный институт" в понятийном аппарате библиотековедения / С. А. Басов // Библиотечный социальный институт: новые акценты и аспекты. – Москва : Пашков дом, 2013. - С. 31-58.
- 2. Григорян М.Э. Определение дефиниции «Социальное управление» и функции социального развития современной организации / М.Э. Григорян // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2012. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-definitsii-sotsialnoe-upravlenie-i-funktsii-sotsialnogo-razvitiya-sovremennoy-organizatsii-1 (дата обращения: 08.02.2020).
- 3. Линючева М.В. Имидж организации в контексте социального управления / М.В. Линючев // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2013. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-organizatsii-v-kontekste-sotsialnogo-upravleniya (дата обращения: 10.02.2020).
- 4. Общедоступные библиотеки: трансформация вместе с социумом: материалы ХІІ Всероссийской школы библиотечной инноватики / сост. Е.В. Бобрышова. – Белгород: БИЦ БГУНБ, 2014.–266 с.
Сведения об авторах
Мурашко Ольга Юрьевна, Белгородский государственный институт искусств и культуры, доцент кафедры издательского дела и библиотековедения, кандидат пед. наук, доцент
Тутаева Галина Николаевна, Белгородский государственный институт искусств и культуры, старший преподаватель кафедры издательского дела и библиотековедения
Рецензент
Клюев В.К., кандидат педагогических наук, профессор, зав.кафедрой управления информационно-библиотечной деятельности МГИК
19.12.2020, 797 просмотров.