СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ: ИЗУЧАЕМ, АНАЛИЗИРУЕМ, ПРОЕКТИРУЕМ. МИХАЛЬЧУК Н.Е. КРАУДСОРСИНГ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ БИБЛИОТЕК

 В современном обществе, где развивается рыночная экономика, усиливается конкуренция для повышения эффективности все больше организаций применяют нестандартные, малораспространенные методы, в том числе и бизнес-модели. Таким методом можно считать краудсорсинг.

 Краудсорсинг – сравнительно молодой термин, происходит от англ. crowd – «толпа» и sourcing – «использование ресурсов» [5]. Можно дать следующее универсальное определение краудсорсинга – объединение и привлечение широкого круга лиц на добровольных началах для решения конкретной задачи или проблемы с применением информационных технологий.

 Первым крупным исследователем краудсординга стал Дж. Хау, который рассмотрел основные примеры организаций, использующих краудсорсинг в своей деятельности и раскрыл в своей книге базовые принципы работы краудсорсинга. Хау выделяет следующие сферы использования краудсорсинга: при создании результатов творческого труда; при использовании групповых интеллектуальных способностей общества; в целях фильтрации данных и для агрегирования финансовых ресурсов социума [6].

 На данный момент краудсорсинг можно подразделить на 2 категории:

  1. 1. Сфера использования (бизнес, решение вопросов социального плана, политические исследования);
  2. 2. Специфика решаемых задач (генерация контента, сбор информации, проведение опросов, поиск специалистов).

 Для библиотек представляет интерес социальный или общественный краудсорсинг – это решение любого спектра задач, связанных с общественной деятельностью, взаимоотношениями между людьми, благотворительностью.

 Преимуществами краудсорсинга является максимальный охват аудитории, вовлечение пользователей, разнообразие предложенных вариантов, четко обозначенные сроки, экономия финансовых ресурсов. Также неоспоримым фактом является то, что часто инновации берут начало именно в краудсорсинге.

 Одним из первых примеров краудсорсинга принято считать составление Оксфордского Английского Словаря. Издание словаря обратилось к общественности с просьбой прислать варианты терминов с их потенциальными вариантами использования. В результате за период в 70 лет было получено более 6 млн. писем [5]. Самый известный проект краудсорсинга – Википедия, авторами которой являются пользователи интернета. Пользователями и редакторами статей в Википедии может быть любой человек.

 Библиотеки зарубежных стран активно используют краудсорсинг в своей деятельности. Так, библиотека Швейцарской высшей технической школы привлекла общественность для идентификации и опознания огромной коллекции фотографий и картин [8].

 Подобный проект ««Liljenquist Family Collection of Civil War Photographs»» организован Библиотекой Конгресса в Вашингтоне и объединяет 56 учреждений по всему миру. В этом проекте в свободном доступе выставлена огромная коллекция фотографий, историю которых пытаются воссоздать общими усилиями [9].

 Еще один масштабный международный проект – «Европеана 1914-1918». Проект по оцифровке и публикации первичных и вторичных исторических источников о Первой мировой войне. Особенность проекта заключается в том, что здесь представлено множество редких материалов, раньше находившихся лишь в семейных архивах, представителей общественности приглашали приносить вещи или документы для оцифровки и для записи информации или историй, связанных с ними. Координатором проекта является Европеана – европейская цифровая библиотека [4].

 Британской библиотекой реализованы 102 краудсординговых проекта, волонтерами стали более 2 тыс. человек. На данный момент Британская библиотека реализует 2 проекта – перевод каталога с печатными карточками в онлайновую базу данных с возможностью поиска и перевод театральных афиш в электронный формат [7].

 Самый масштабный проект краудсорсинга в России – проект «Война и мир. Читаем роман». В течение 4 дней (8,9,10,11 декабря 2015 года) велась прямая трансляция чтения романа Льва Толстого от первой до последней страницы. Принять участие в чтении мог любой желающий, поступило более 6 тысяч заявок, всего в чтениях приняли участие около 1500 человек.

 К забавным примерам краудсорсинга можно отнести создание книги Э. Успенского «Красная рука, черная простыня, зелёные пальцы», написанную по материалам множества «детских страшилок», присланных известному писателю по обычной почте со всех концов бывшего СССР [1].

 К проектам краудсорсинга в библиотечной отрасли можно отнести создание системы корпоративной каталогизации ЛИБНЕТ – библиографическая база данных, создаваемая Центром ЛИБНЕТ в процессе корпоративной каталогизации, с участием национальных, центральных региональных, отраслевых, вузовских и муниципальных библиотек при научно-методическом руководстве национальных библиотек России - Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки и Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина. База предоставляется в открытом доступе для навигации к онлайн сервисам библиотек, справочно-библиографического обслуживания и межбиблиотечного абонемента.

 В октябре 2015 года в Москве проходил краудсорсинг-проект «Моя библиотека». Краудсорсинг-проект «Моя библиотека» проводился на специальной интернет-площадке Правительства Москвы и был посвящен вопросам улучшения работы 441 общедоступной библиотеки, которые находятся в ведении Департамента культуры города Москвы. Целью проекта стала совместная разработка с жителями города идеи по улучшению городских библиотек и формированию новых трендов их развития. Всего выделено 290 уникальных идей, по итогам их обработки авторитетной экспертной комиссией определено 79 инициатив, которые были одобрены. В ходе проекта участники предлагали идеи по следующим направлениям:

  • - комфортность пребывания;
  • - уровень сервиса;
  • - дополнительные услуги;
  • - дополнительные активности;
  • - клиентоориентированность библиотек [2].

 

 В Белгородской области Белгородской государственной универсальной научной библиотекой инициирован проект «Фотоистория Белгородчины: Великая Отечественная война». По ее итогам будет создан областной электронный альбом памяти. Жители региона предоставляют из семейного архива фотографии военных лет для создания единой электронной базы.

 Краудсорсинг как один из видов социального проектирования библиотек обладает большим потенциалом. Чем больше развиты информационные технологии, тем значительнее расширяются использование его возможностей. Возможные варианты применения краудсорсинга в библиотеках:

  • - исправление ошибок в печатных и рукописных документах;
  • - обработка цифровых изображений и видеофайлов;
  • - исправление ошибок в текстах, каталогах, на web-страницах библиотек;
  • - коллективный перевод текстов;
  • - коллективный поиск информации;
  • - создание электронных книг, презентаций, буктрейлеров;
  • - коллективное творчество над слоганами, логотипами, рекламными макетами, роликами, баннерами;
  • - распространение рекламы библиотеки;
  • - привлечение волонтеров к организации мероприятий – акций, перформансов, флешмобов и т.д. [3].

 

 На современном этапе краудсорсинг развивается и как особенность социального проектирования, и как способ решения поставленных задач. Краудсорсинг библиотек – инновационное направление деятельности, которое требует изучения методов и технологий. Для использования методов краудсорсинга в библиотеке необходимо не только развитие информационных технологий, но и активизация действий в работе с общественностью и волонтерами.

 Список источников

  1. 1. Егерев С. В. Краудсорсинг в науке / С. В. Егерев, С. А. Захарова // Наука. Инновации. Образование / Российский научно-исследовательский ин-т экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП). — Языки славянской культуры, 2013. — № 14. — С. 178.
  2. 2. Итоги краудсорсинг-проекта «Моя библиотека» представлены на заседании президиума Правительства Москвы [Электронный ресурс] // Российская Библиотечная Ассоциация: сайт. - Режим доступа: URL: http: // www.rba.ru/content/news/vid_news_str.php?id=5129 (дата обращения: 14.02.2020).
  3. 3. Марьина Е. Возможности и перспективы библиотечного краудсорсинга / Е. Марьина // Современная библиотека. – 2014. - №3. - С. 30-35.
  4. 4. Онлайн-коллекция «Европеана 1914-1918» [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека: сайт. – Режим доступа: URL: https://www.rsl.ru/ru/events/afisha/vistavki/europeana19141918(дата обращения: 13.02.2020).
  5. 5. Подольская Е.В. Краудсорсинг: виды, особенности, недостатки / Е.В. Подольская // Новые технологии - нефтегазовому региону : материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - 2015. - С. 42-45.
  6. 6. Хау Дж. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса / Дж. Хау. - М.: Альпина Паблишер, 2012. – 288с.
  7. 7. Crowdsourcing projects from the British Library [Электронный ресурс] // LIBCROWDS: сайт. - Режим доступа: URL: https://www.libcrowds.com (дата обращения: 13.02.2020).
  8. 8. Crowdsourcing: So hilft das Publikum der ETH-Bibliothek [Электронный ресурс] // Soundcloud.com : сайт. – Режим доступа: URL: https: // soundcloud.com/digitalbrainstorming/crowdsourcing-so-hilft-das-publikum-der-eth-bibliothek (дата обращения: 13.02.2020).
  9. 9. Herbold A. Mitmachen kann jeder: Wie Bibliotheken das Web 2.0 nutzen [Электронный ресурс] / A. Herbold // Der Tagesspiegel. – Режим доступа: URL: https://www.tagesspiegel.de/kultur/crowdsourcing-je-komplexer-und-intimer-die-erinnerungen-sind-desto-schwerer-ist-es-gespraechspartner-zu-finden/6013376-2.html (дата обращения: 13.02.2020).

 

Сведения об авторе

Михальчук Н.Е., Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система города Белгорода» библиотека-филиал №19, заведующий, Белгородский государственный институт искусств и культуры, аспирант направления 45.06.01 «Языкознание и литературоведение» профиль «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Рецензент

Дрешер Ю.Н., заместитель главного редактора журнала, доктор педагогических наук, профессор

К оглавлению выпуска

конференции, библиотековедение

19.12.2020, 133 просмотра.