СОБЫТИЯ, ПЕРСОНАЛИИ, РЕЦЕНЗИИ, ОБЗОРЫ. ЕВДОКИМОВА Л.В. ЧЕТЫРНАДЦАТЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ «ТЕАТРАЛЬНАЯ КНИГА МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ»
С 24 по 25 ноября 2020 года в режиме онлайн-конференции в Российской государственной библиотеке искусств состоялись Четырнадцатые Международные научные чтения «Театральная книга между прошлым и будущим». Темой чтений в этом году стала «Литература на театральной сцене». Конференция собрала известных российских и зарубежных искусствоведов, театроведов, филологов, историков и специалистов библиотек, музеев, архивов и научных институтов.
Программа выступлений на конференции была разнообразной, насыщенной и имела междисциплинарный характер. В связи с известными ограничениями, оргкомитет конференции вынужден был отклонить часть выступлений авторов, которые не смогли обеспечить технические условия для участия в онлайн формате. Недостаток традиционного живого общения компенсировался широкой географией участников, которые представляли семь стран: Турцию, Латвию, Эстонию, Молдову, Беларусь, Украину и несколько регионов России.
Конференцию традиционно открыла директор Российской государственной библиотеки искусств А.А. Колганова. Она отметила большой интерес к заявленной теме со стороны исследователей, что дало возможность организаторам отобрать наиболее интересные выступления, связанные с историей театра, театральными источниковедческими ресурсами, коллекциями, архивами, фондами библиотек и представила последний сборник Михоэлсовских чтений «Национальный театр в контексте многонациональной культуры», изданный в 2020 году. Ее доклад был посвящен теоретическим и проблемным аспектам библиографирования инсценировок.
Большая часть выступлений касалась сценической интерпретации произведений отечественной литературы, как классиков: А. Пушкина, Ф. Достоевского, А. Чехова, И. Тургенева, А. Островского, М. Булгакова, Шолом-Алейхема, А. Платонова, так и менее известных авторов Б. Шульца, О. Леонидова, Г. Оболдуева, Ф. Раскольникова-Ильина.
Инсценировкам по произведениям А.С. Пушкина были посвящены несколько выступлений. О.А. Шлесберг научный сотрудник Музея-квартиры Вс. Э. Мейерхольда говорила о режиссерских находках и трактовках образа Германа в спектакле «Пиковая дама» (1935). Историк литературы и литературный критик, старший научный сотрудник Украинского центра культурных исследований (Киев) И.С. Булкина представила историю оперы «Русалка»: от Генслера до Даргомышского и от Венской фабриции до феерии на Марсовом поле. Аспирант ГИТИСа К.В. Попова рассказала об особенностях «перевода» пушкинского «Евгения Онегина» на язык хореографии.
Об инсценировках произведений Ф. Достоевского на русской сцене в XIX–XX веках был доклад ведущего научного сотрудника Государственного института искусствознания М.Г. Светаевой. Продолжила тему Достоевского Р.И. Островская, познакомив с постановками «Идиота», начиная с первого представления 1899 года с М. Ермоловой в главной роли. Заведующая Проектной лабораторией по изучению творчества Юрия Любимова и режиссёрского театра XX-XXI вв. Факультета гуманитарных наук ГТУ ВШЭ Е.С. Абелюк в этом году рассказала о постановках Ю. Любимова по роману «Преступление и наказание» в России и за рубежом.
Наиболее значимым постановкам А. Чехова на турецкой сцене был посвящен доклад театроведа и преподавателя кафедры актерского мастерства Консерватории изящных искусств Университета изящных искусств им. Мимар Синана (Стамбул) Х.Э. Новрузовой, в котором автор сделала акцент на российских режиссерах К. Гинкасе, И. Райхельгаузе, Л. Хейфеце.
Ведущий исследователь Рижской высшей школы экономики, искусств и технологий (Латвия) Т.М. Бартеле познакомила с палитрой неоднозначных рецензий латвийской прессы после премьеры «Дворянского гнезда» И.С. Тургенева на сцене национального театра в тридцатые годы прошлого века.
Анализ сценических воплощений произведений М. Булгакова был представлен на конференции двумя исследователями. Ведущий научный сотрудник Сектора театра Отдела исполнительских искусств Государственного института искусствознания В.В. Гудкова рассматривала театральность М. А. Булгакова, был ли он «консерватором» или «авангардистом». Главный библиограф Отдела научной библиографии РГБИ М.В. Мишуровская говорила о трагическом мотиве «разрушения мира» в романе «Белая гвардия» и в пьесе «Дни Турбиных», который реализован в изображении хаоса революционных будней и, связанных с этим крушением норм человеческой жизни.
Богатый фактографический и визуальный материал был представлен в выступлениях о сценическом решении костюмов в постановке исторического эпоса татарского народа «Идегей» заведующей отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Р.Р. Султановой, о постановках на театральных сценах разных стран рассказов и романов Шолом-Алейхема доцента РГГУ Г.А. Элиасберг, об оригинальном художественном решении афиш в постановках «Слова о полку Игореве» Московского областного ТЮЗа (художник Л. Андреев) и Ивановского театра кукол (художник В. Кравцов) в 70-х годах хранителя музейных предметов ГЦТМ им. А.А. Бахрушина Е.Д. Токаревой.
Предметами исследования нескольких докладчиков стали уникальные источниковедческие и архивные документы из фондов библиотек и музеев. Главный библиограф Отдела хранения РГБИ А.И. Рейтблат представил исследование личного архива, хранящегося в фонде РГБИ, журналиста, драматурга, сценариста многих отечественных фильмов О.Л. Леонидова (Шиманского). Л.В. Митрошенкова, заведующая архивно-рукописным отделом ГЦТМ им. А.А. Бахрушина рассказала о литературном и социальном контексте пьес, опубликованных в журнале «Тысяча восемьсот двенадцатый год» за 1912 и 1914 гг. Редактор Центра «Интер-Класс» (Молдова-Россия) О.А. Тиховская (Кишинев) говорила о разысканиях в Национальном архиве Республики Карелия, РГАЛИ, ГАРХИ, Орловском литературном музее документов о судьбе театрального деятеля Георгия Оболдуева и истории его пьесы, комедии «Царица Неверя», написанной в 1948 году по заказу Центрального детского театра к 150 летнему юбилею А. Пушкина. Доцент школы-студии МХАТ, театровед П.А. Руднев представил исследование незаконченного сочинения А. Солженицына 2005 года, в котором писатель анализирует и переосмысливает творчество А. Островского.
Сообщение Т.К. Шор (Тарту) стало результатом ее научных поисков в Национальном архиве Эстонии о судьбе советского военного и государственного деятеля, дипломата, литератора Федора Раскольникова-Ильина и истории постановок его пьесы «Робеспьер».
Выступление Директора Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей РФ Л.Ю. Сидоренко свидетельствовало о найденных в архиве библиотеки неизвестных материалах по истории студенческого театра-клуба при МГУ, собранных мхатовским актером К.М. Бабаниным, долгое время руководившим самодеятельным коллективом. О трагическом опыте А. Платонова, который неожиданно получил предложение от Центрального детского театра написать пьесу для детей, опираясь на уникальные документы из фонда своей библиотеки представила главный библиограф ЦНБ СТД РФ Л.В. Дворянкина.
В записи было заслушано выступление специалиста из Гомельской областной научной библиотеки О.В. Ананьева, в котором он рассказал об особенностях сценического воплощения в театрах книги коллективного труда библиотекарей Гомеля - книги о Великой Отечественной войне «Живая память моей семьи», где актерами были сами авторы.
Всего на конференции прозвучало 28 докладов. Ознакомится с полными версиями выступлений всех участников Четырнадцатых Международных научных чтений «Театральная книга между прошлым и будущим» по теме «Литература на театральной сцене» можно на YouTube канале РГБИ https://www.youtube.com/watch?v=uWH9gtIu7v0 и https://www.youtube.com/watch?v=tGHJJdoxoo8 . По материалам выступлений в 2021 году РГБИ будет подготовлен и издан научный сборник.
Сведения об авторе
Евдокимова Лариса Владимировна - заведующий отделом научной информации, Российская государственная библиотека искусств
oni@liart.ru
Рецензент
Динер Е.В., член редакционного совета журнала, доктор педагогических наук, профессор
19.12.2020, 850 просмотров.