БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАУКИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ. СТОЛЯРОВ Ю.Н. МЕДИАЛОГИЯ И ДОКУМЕНТОЛОГИЯ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ

 Отдельные книговеды, с одной стороны, подвергающие беспощадному остракизму документологию как всеобщую теорию документа (Эльяшевич, например, безапелляционно заявляет об ошибочности документологического подхода к книговедению [1. C. 73]), но, с другой стороны, понимающие ограниченность, если не тупиковость, существующих методологических подходов к книговедению, наконец-то нашли выход из положения. Им стала медиалогия, она «…позволяет наконец приступить к изложению позитивной программы развития теоретиче­ского раздела науки о книге и нашего видения перспектив её “жизни после смерти”» [1. C. 73].

 Спасительная медиалогия определяется как… Впрочем, единого понимания её ещё не выработано. Придётся поэтому самим разбираться в её сущности с самого начала.

Что такое медиа?

  Медиалогия в общем смысле понимается как наука о медиа. Англицизм «медиа» этимологически восходит к латыни, где означает середину, посредника, среду обитания [2. C. 279]. Но медиалогия осмыслила медиа прежде всего как средства (средство?), хотя для этого слова латынь использует слово «instrumentum» – в значениях «средство, документ, свидетельство, а также инструмент, орудие, снаряд» [2. С. 241]. Понимание медиа как документа полностью вписывает учение о медиа в учение о документе. Почему не наоборот? Потому что, во-первых, документология как наука зародилась раньше медиалогии. Во-вторых, потому, что теоретические представления о документе в документологии гораздо более обоснованы, обширны и стройны.

  Но медиалогам оказалось мало понимать медиа только как средство. Они расширили значение слова «медиа». Теперь оно «не может сводиться к простому «посредничеству». Перед нами транслирующий канал, построенный на идеологических, эмоциональных и даже подсознательных ожиданиях аудитории. …Чтобы избежать недоразумений, уточним, что медиа — это не просто средство для передачи информации, это целая среда и даже среды, в которых производятся, эстетизируются и транслируются культурные коды» [3. С. 13-14]. Итак, к одному значению добавляются ещё два: медиа – это канал(ы) и медиа – это «целая среда и даже среды». Придётся разбираться и в этих понятиях.

  Действительно, понятие «медиа», к сожалению, не успев появиться, стало полисемичным, хотя полисемия науке, как известно, противопоказана. Под средством понимают, с одной стороны, содержимое, помещённое в некоторую ёмкость. Таково, например, средство для мытья окон. С другой стороны, средством в ряде случаев называют и саму эту ёмкость безотносительно к её содержимому. Например, если ёмкость имеет колёса, вёсла или крылья, она именуется транспортным средством. Но, с третьей стороны, под средством иногда понимают и способ перемещения чего-либо: воздушное, акустическое, электромагнитное средство сообщения. Есть и четвёртая сторона, при которой средством считается вытянутое, искусственно ограниченное пространство, предназначенное для организации связи, передачи или перемещения чего-либо. Более коротко такое пространство именуют каналом – от латинского «canalis» – труба, жёлоб. Канал – самостоятельное понятие, его нельзя отождествлять ни с тем, что по нему плывёт, ни с тем, кто находится в плывущем объекте. К тому же канал может быть и сухим (ср.: современный Северо-Крымский канал). Хотя перечисленные предметы как понятия совершенно автономны, на практике они нередко сосуществуют в различных сочетаниях. Лодка под парусами – средство (передвижения), канал – узконаправленная акватория (тоже средство), по которой это средство движется. А в нём содержатся пассажиры, они тоже в одном из смыслов – средство. Названные разнокачественные средства – лодка, канал, вода, лодочник – находятся ещё в одной среде – воздушной.

Термин «медиа» в значении «документ»

  Заметим, что изучаться всё перечисленное может как в совокупности, так и по отдельности, так ив любом сочетании. И чтобы не «смешались в кучу кони, люди», в каждом случае надо чётко определять предмет изучения. Как только медиалог затевает разговор о средствах фиксирования информации, так он сразу попадает в объятия документологии, в которой термин «медиа» существует только в одном значении – как документ. В международном стандарте ISO 5127 «Информация и документация» под термином «3.2.1.25 medium» подразумевает «носитель» и определяется однозначно – как «физическое вещество или материал (бумага, плёнка, магнитная лента, оптический диск и т. д.), который несёт или передаёт информацию. Для примера носителей названы глиняная табличка, папирус, пергамент и другие [4. Р. 66].

  Помимо материального носителя документ имеет и другие составляющие, главной из которых является семантивная, и каждая из них, в отличие от медиаведения, имеет собственное однозначное наименование. Когда книговед с бесспорным авторитетом Е.Л. Немировский определяет книгу как как один из важнейших видов документа [5. С. 493], он поступает в соответствии с правилами дефинирования: указывает на родовой по отношению к книге объект. Соответственно и документология по отношению к книговедению тоже выступает в качестве порождающего эту дисциплину понятия. Так что ответ нигилистам на вопрос о соотношении книговедения и документологии находим в трудах как документологов, так и классиков книговедения.

  Давая определение понятия «книга», Е.Л. Немировскому следовало указать на свойственные ей видовые ограничения, как это выполнено, например, в ГОСТ Р 7.0.60-2020 Издания. Основные виды. Термины и определения, где «издание» определено как «документ, предназначенный для распространения содержащейся в нём информации», с тремя видовыми ограничениями [6]. Немировский же, продолжая свою дефиницию, определяет книгу как «наиболее удобное средство передачи во времени и пространстве информации в знаковой форме». Здесь требуется пояснение: в каком же именно из многих смыслов употреблено слово «средство». Без пояснения дефиниция становится сомнительной и, как минимум, малоинформативной.

Что такое медиалогия

  Если бы медиалогия ограничилась рассмотрением конгломерата понятий, эксплуатирующих слово «медиа», было бы ещё полбеды. Но под медиа понимают не только рассмотренные средства и не только средства массовой коммуникации [7], «но и такие парадоксальные вещи, как электрический свет, устная речь, письмо, дороги, числа, одежда, жилище, город, деньги, часы, печать, комикс, книга, реклама, колесо, транспортные средства (велосипед, автомобиль, самолёт), автоматическое оборудование, фотография, игры, пресса, телеграф, пишущая машинка, телефон, фонограф, кино, радио, телевидение, оружие и многое другое» [2. С. 12]. Из-за этого понятие «медиа» а с ним и понятие медиалогии становятся настолько бесформенными, что удовольствие разбираться с ними далее предоставляем медиалогам.

  Способна ли метафора быть теорией­ науки о книге?

   Вслед за М. Маклюеном Н.Б. Кириллова называет медиа метафорой [2. С. 12] и, таким образом, уводит медиалогию за грань научной дисциплины. Тем не менее отдельные книговеды новой генерации восторженно принимают этот расплывчатый, как признают сами медиалоги, набор общих постулатов за истину в последней инстанции. Так, Д.А. Эльяшевич полагает, что медиалогический подход «…позволяет наконец приступить к изложению позитивной программы развития теоретиче­ского раздела науки о книге и нашего видения перспектив её “жизни после смерти”» [1. C. 73], усматривает перспектив­ность и полифоничность медиалогической трак­товки книговедения. Медиалогический подход к изучению книги и книжного дела, как он полагает, «позволит снять многие проблемы и превратить книговед­ческое знание в более или менее стройную непро­тиворечивую систему» [1. C. 77]. Эльяшевича охотно поддерживают И. В. Лизунова и С. В. Павленко [8]. Первая из авторов заведует лабораторией книговедения ГПНТБ СО РАН, вторая исполнительный директор Центра по работе с пожилыми людьми Новосибирска.

Выводы

  Таким образом, у Документологии и Медиалогии есть область совпадения, относящаяся к документу как средству записи информации. В понятиях медиалогии это медиа-носители – но обычно только как средства распространения рекламы. Документологии же известны более широкие точные понятия медиадокумента и даже мультимедиадокумента, а в библиотеках среди различных подфондов бытуют медиатеки. Упоминаемый выше международный стандарт по информации и документации оперирует термином «медиаданные».

  В переживаемый момент медиалогия, к сожалению, мало чем обогащает документологию, а сама интереса к документологии не проявляет. В результате в том, что касается сущности, признаков, свойств и функций документа, она пока что приходит к тривиальным и фрагментарным с точки зрения документологии выводам. Для начинающей науки это естественно. Её представители это отчётливо осознают: «Несмотря на мно­гочисленные медиаисследования, открытие цен­тров, департаментов и факультетов по изучению медиа и коммуникаций в престижных универ­ситетах, говорить о создании единой теоретиче­ской базы науки о медиа пока ещё не приходится» [8. С. 14]. Важно лишь, чтобы она стремилась к сотрудничеству с документологией, а не к её игнорированию и тем более отвержению.

  Документологам изучение медиалогических публикаций позволяет сверить свои положения и выводы с положениями сопредельной дисциплины, лучше увидеть свои пробелы и погрешности, точнее определить перспективы развития всеобщей теории документа. Например, понимание того факта, что документ выполняет сущностную информативную функцию (т. е. он создаётся ради того, чтобы служить источником информации, зафиксированной в/на носителе), даёт основание рассматривать его в русле социальной информатики. Что происходит с документом после его создания, – производно от изначальной целевой функции. Одна из важнейших последующих функций документа – коммуникативная, она требует глубокого исследования документа как средства коммуникации. В этом отношении документология снова сближается с медиалогией. Но полагать, будто документология полностью входит в коммуникативистику, – пусть даже ноокоммуникативистику, – или, согласно новейшим представлениям, в медиалогию, – на том основании, что документ выполняет коммуникативную функцию, – это значит уводить документологию с верного курса. Аналогично: документ выполняет важнейшую функцию сохранения записанной информации, но это не означает, что документология – составная часть архивоведения или музееведения.

  Чем документоведение, в свою очередь, в состоянии обогатить медиалогию, – решать её представителям. Со стороны документологии первый шаг навстречу медиалогии сделан. Будем надеяться на взаимность.

 Список источников

  1. 1. Эльяшевич Д. А. Книговедение: жизнь после смерти // Книга и книжное дело в XIX-XXIвеке : материалы междунар. науч. конф. «ХХ Смирдинские чтения» 26-27 апреля 2018 г., Санкт-Петербург. – Тр. / Санкт-Петерб. гос. ин-т культуры. – Санкт-Петербург, 2018. – С. 55-81.
  2. 2. Новый латинско-русский и русско-латинский словарь. – Москва : ООО «Дом Славянской книги», 2013. – 927 с.
  3. 3. Кириллова Н.Б. Медиалогия. – Москва : Академический проект, 2015. – 424 с. (Концепции).
  4. 4. International Standard ISO 5127 Information and docu Foundation and vocabulary Information et documentation. Fondations et vocabulaire. – Second edition. – 2017-05. – 364 р.
  5. 5. Немировский Е.Л. Книга//Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. – Москва : Пашков дом, 2007. – С. 493-495.
  6. 6. ГОСТ Р0.60-2020 Издания. Основные виды. Термины и определения // URL: http://docs.cntd.ru/document/1200175699.
  7. 7. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека.– 4-е изд. – Москва : Кучково поле, 2014. – 462, [2] с.
  8. 8. Лизунова И. В., Павленко С. В. Трансформация книги в условиях медийных революций // Библиосфера. – – № 1. – С. 12–23. DOI: 10.20913/1815-3186-2020-1-12-23.

Сведения об авторе

Столяров Юрий Николаевич, главный научный сотрудник Российской государственной библиотеки; ФГБУН «Научный и издательский центр “Наука”» РАН; Государственная публичная научно-техническая библиотека России; доктор педагогических наук профессор

Рецензент

Динер Елена Васильевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры, член редколлегии

К оглавлению выпуска

11.02.2021, 939 просмотров.