ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ. МЕНЯЕВ М.Ф. ОРГАНИЗАЦИЯ ДАННЫХ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ В БИБЛИОТЕКЕ
Поиск инновационных форм развития, как отдельных организаций, так и всего общества связан с применением цифровых методов и технологий, обеспечивающих оперативное взаимодействие всех ресурсов, используя мотивированные интеллектуальные способности человека. Сегодня развитие технологий связано с применением интеллектуальных систем, которые способны дать обоснованные рекомендации по выбору необходимых инструментов, позволяющих определить и использовать инновационные пути развития.
Однако, необходимо сделать шаги в понимании того, как применить цифровые и сетевые методы и технологии для управления не только экономикой предприятия, но и культурной и социальной сферой читателей и персонала библиотек, обеспечивая поиск и реализацию инновационного пути развития как библиотеки, так и всего общества.
Особенность развития инновационных решений с использованием цифровых технологий определяет накопительный эффект их влияния на экономику и на социальную сторону жизни общества. Они все более способствовуют повышению эффективности как экономических процессов, так и преобразованиям в социальной сфере, в области культуры.
Процессы цифровизации направлены на удовлетворение индивидуальных информационных потребностей в обществе. От массового и серийного информационного источника цифровые ресурсы поддерживают переход к позаказному обеспечению необходимой информацией, позволяющей удовлетворить индивидуальные потребности каждого члена общества. Простейшим примером персонализации стали, смартфоны, которые при всей своей внешней схожести достаточно индивидуальны по своем содержанию, используя различные наборы приложений и настроек.
Цифровизация на предприятии изменила парадигму инновационного обеспечения информацией, это уже не только скорость обработки данных и новые формы организации инновационных продуктов, организации библиотечно-технологических процессов, финансового обеспечения, применения новых источников информации, но и формирование новой социальной среды, организация новых форм информационного и делового сотрудничества, личной жизни, активная поддержка реализуемых и формируемых новых источников мотивации [1].
Новые формы поддержки мотивации экономической и социальной деятельности в обществе, направлены на отслеживание, оперативное реагирование и инвестирование в современные тренды в производстве, социальной и культурной сфере, реализованные на базе современных цифровых технологий. Таким образом, цифровая революция кардинально изменила роль цифровых технологий в библиотеке: из обслуживающего фактора поиска информации они стали стержнем познавательного процесса, стержнем цифрового уклада как библиотеки, так и всего общество. Более того, они активно изменили уклад жизни населения.
Цифровые технологии активно используют информационное пространство библиотеки, которое использует цифровые инструменты для формирования цифрового взаимодействие его участников. Это пространство содержит объективные цифровые данные о деятельности и интересах читателей и персонала, что обеспечивает оперативный мониторинг необходимых процессов и явлений, активно поддерживая инновации читателей в их производственной социальной и культурной жизни [1].
Процесс формирования цифровой экосистемы библиотеки, определяемый как цифровизация, активно влияет на рост новых направлений обслуживания читателей, генерирующих кардинально новые потребности, а соответственно и новые требования к мотивации персонала, к его компетенциям [2].
Цифровая библиотека предлагает новые методы взаимодействия между участниками цифрового информационного пространства, обеспечивая контроль делового и культурного процессов с учётом их потребностей, повышая значимость мотивированных условий организации библиотечной деятельности. Для этого она организует базы данных об информационных потребностях читателей, новых информационных технологиях и технических средствах и др., обработка которых с помощью интеллектуальных систем, позволяет сформировать рекомендации по развитию библиотечно-информационных процессов.
Сбор данных для управления потребностями читателей в цифровом пространстве библиотеки значительно отличается от организации информации для управления другими ресурсами. Это связано, прежде всего, с природой носителя ресурса. Его особенность определяет многомерность факторов, характеризующих его мотивацию, поведение, активность и эффективность в библиотечно-информационном процессе [3].
Инструменты управления мотивацией на базе интеллектуальных систем не только открывают новые возможности человека в различных сферах его жизни и деятельности, но и позволяют более активно мотивировать его усилия к раскрытию своих способностей и умений. Важным становится реализация возможности управления мотивацией, как читателя, так и работника библиотеки в различных направлениях, расширяя его профессиональные границы.
Управление персоналом библиотеки в условиях цифровизации направлено на реализацию функций планирования, администрирования и мотивирования ее работников, т.е. на эффективное объединение целей и ресурсов библиотеки с возможностями и ценностями трудового коллектива. Важное значение здесь имеет система мероприятий, направленных на повышение мотивации сотрудников библиотеки в успешной библиотечной, социальной и культурной деятельности.
Рисунок 1 Многофакторная модель потребностей персонала
Данные о потребностях читателя и библиотекаря, определяющих его мотивацию в окружающем мире можно представить в виде определенных наборов (факторов), которые всегда связаны с его потребностями. Величина этих наборов зависит от различных условий, определяющих деятельность человека. Элементы факторов могут содержать свои подгруппы (множества) потребностей. В качестве примера такой подгруппы на рисунке 1 возможное содержание потребности человека при реализации своего права на работу. Для каждого набора потребностей можно показать соответствующий объем данных, который можно хранить в цифровой системе и использовать для управления мотивацией персонал.
Таким образом, используя инструменты цифровой среды можно анализировать и управлять потребностями персонала, учитывая взаимодействие различных производственных, культурных, физиологических и социальных факторов, определяющих потребности каждого работника, формируя и поддерживая его мотивацию. Вариант такой модели в графической форме приведен на рисунке, содержание которой можно пояснить следующим образом.
Условно, множество факторов, влияющих на мотивацию (потребности, поведение) человека, можно разделить на три основные группы: группа F-факторы, определяющие основные процессы, поддерживающие жизненный уровень работника на достойном уровне, W-факторы, формирующие активную деятельность человека в производственной среде и S-факторы, реализующие стремление человека поддерживать хорошие отношения в коллективе, создавать семью, реализовать свои потребности в области искусства и т.п.
В качестве потребностей (факторов) F-группы выступают такие потребности человека, как потребности в еде и питье, нормальных условиях проживания, реализации системы медицинского обслуживания, систем социального и пенсионного обеспечения и др.
В качестве потребностей (факторов) W-группы используют такие стремления человека как получение образования, выбор и содержание работы, реализация своего достоинства, уровня знаний, возможность определения значимых целей и их достижения и др.
Факторы S-группы определяют потребности человека к организации семьи, повышению своих духовных и религиозных потребностей, формированию доверительных отношений в коллективе, занятию по интересам и д.
Взаимосвязь между факторами, отражающими потребности человека, показана виде двусторонних стрелок.
Взаимодействие различных факторов в процессе жизнедеятельности человека определяет его самоорганизация на основе компромиссов, которую можно формировать и которой можно управлять с помощью инструментов цифровой технологии. На модели система компромиссов отражена в виде состояния С. В процессе нахождения компромисса человеку подчас необходимо подчинить свои потребности (мотивацию) в зависимости от необходимости и значимости удовлетворения других потребностей, как самого индивидуума, так и социальной или производственной группы. Такой процесс характеризует ментальность как отдельного человека, так и всего персонала предприятия или социальной группы [1].
В цифровой технологии для управления мотивацией применяют специализированные инфосистемы «Управление персоналом», которые содержат инструменты для реализации многофакторной модели управления мотивацией персонала. Они используют цифровые данные, позволяющие контролировать, реализовать и управлять процессом реализации отдельных потребностей персонала.
Для решения этих задач используют экономические инструменты, которые образуют содержание инфосистемы "Управление персоналом" . Она содержит два активных модуля «Администрирование персонала» и "Планирование и развитие персонала".
Модуль «Администрирование персонала» содержит инструменты для выполнения операций по упорядочиванию информации о читателях, набору персонала (управление данными о клиентах), учёту рабочего времени (ввод и анализ данных о времени посещения библиотеки и др.
Данные для управления развитием персонала библиотеки позволяют осуществить функции по подбору и найму персонала, планированию карьеры, планированию преемственности, корпоративному обучению, управлению эффективностью, управления вознаграждениями.
Инструменты оперативного управления персоналом позволяют вести кадровый учёт, выполнять функции организационного менеджмента, управления рабочим временем, льготами, предоставляемыми работодателем, расчёта заработной платы и вести соответствующую отчётность. Подобные данные могут характеризовать и посетителе библиотеки.
Модуль «Планирование и развитие персонала» формирует данные для реализации стратегии подбора и расстановки персонала. Для этого в его среде моделируют внутреннюю структуру библиотеки, включая подразделения и связи между ними, ориентируясь на возможности и профессиональную подготовку персонала.
Процессы планирования затрат непосредственно связаны с прогнозированием затрат на персонал библиотеки. На их основе интеллектуальная система осуществляет постоянное сравнение плановых и фактических результатов. Прогнозирование затрат в этой области предполагает экстраполяцию данных о затратах по зарплате для отдельного сотрудника и организационной единицы, учёт будущих изменений, например, связанных с изменением тарифа.
Основные задачи, которые позволяет решить интеллектуальная система в этом направлении, состоят в следующем:
- - привлекать, удерживать и мотивировать лучший контингент, достигать реализацию инновационных целей библиотеки, декомпозируя их до уровня каждого читателя и сотрудника,
- - реализовать развитие и обучение кадрового потенциала в соответствии с целями библиотеки и её подразделений,
- - осуществлять стратегическое планирование организационных изменений,
- - формировать бюджеты, оптимизировать учётные функции в области управления персоналом и др.
Развитие цифровых интеллектуальных технологий, позволяет расширять цифровое пространство библиотеки, что становится базисом для раскрытия новых технологий библиотечно-информационного обслуживания читателей, организации труда персонала, все более активно мотивируя инновационную составляющую его труда, организацию социальной и культурной жизни населения.
Список источников
- 1. Меняев М. Ф. Цифровая экономика предприятия : учебник / М.Ф. Меняев – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 369 с.
- 2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. Режим доступа: sudact.ru.
- 3. Мотивация персонала в современной организации: Учебное пособие / Под общ. ред. С. Ю. Трапицына. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. – 240 с
Сведения об авторе
Меняев М.Ф. доктор педагогических наук, профессор, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Москва, Россия,
E-mail:
рецензент
Цветкова Валентина Алексеевна - доктор технических наук, зам.главного редактора журнала
11.02.2021, 841 просмотр.