ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КУЛЬТУРЕ И ОБРАЗОВАНИИ. ЕЗОВА С.А. О НЕТИКЕТЕ, ЦИФРОВОМ ЭТИКЕТЕ И НОВОЙ ЭТИКЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
В последние годы в подготовке библиотечных кадров уделяется серьезное внимание этической составляющей. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» в качестве категории общепрофессиональных компетенций, которыми должны овладеть все выпускники, включена «Профессиональная этика».
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования – магистратура по направлению подготовки 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность» включена общепрофессиональная дисциплина «Профессиональная этика», в структуре которой выделена компетенция: ОПК-3 «Готов руководить коллективом в сфере профессиональной и педагогической деятельности на основе норм социальной и этической ответственности».
Профессиональная этика является регулятором профессионального общения, главные составляющие которого – профессиональные отношения и профессиональное поведение. Регулятором отношений служат кодексы этики, а регулятором поведения – правила поведения, т.е. различные виды этикета [1, с. 18-50].
Сетевой этикет (нетикет) возник в середине 80-ых годов прошлого века. В книгу Вирджинии Ши Netiquette, вышедшей в 1994 г. были включены первые 10 правил поведения в сети. Этикет классический и нетикет имеют общую смысловую общность, а также различия, касающиеся терминологии и содержания правил поведения [2].
Новый Web 3.0 породил принципиально иной уровень коммуникативных характеристик глобальной сети, появление цифрового этикета «как нормативно-этического регулятора коммуникативного взаимодействия развивающегося в условиях новой информационной реальности» [3, с. 208].
Цифровой этикет с точки зрения Р.И. Маминой охватывает три направления: 1) непосредственное общение в сети (электронная почта, мессенджеры и др.); 2) практики взаимодействия пользователей с гаджетами; 3) самопрезентация в сети, ее разновидности (видеосвязь, интернет-конференции, персональная и корпоративная самопрезентация) [3, с. 208].
Автор акцентирует внимание на негативных аспектах проявления цифрового этикета. Как явление «фаббинг» (phone - телефон, snabbing - относиться с пренебрежением к другому) появился в 2007 году, а рождение термина относят к 2021 году. «Фаббинг» означает зависимость человека от гаджетов, она может проявляться в пренебрежительном отношении к другому человеку, его игнорированию в пользу выбора разговора не с ним, а по гаджету (долгого, громкого, неприятного для окружения).
Р.И. Мамина считает, что этикетной тематикой должны заниматься как в сфере гуманитарных наук, так и в области информационно-компьютерных технологий.
В последние годы в обществе актуализируется и тема новой этики.
«Новая этика» – концепция, изложенная Эрихом Нойманном в книге «Глубинная психология и новая этика» (1949 г.), в которой он обнажает слабость существующей системы этических ценностей. Суть концепции заключается в отказе от деления окружающего мира на «хорошее и плохое» [4].
В Новой этике выделяют три главных составляющих, первая касается разнообразия в обществе (толерантность к возрасту, полу, вероисповеданию); вторая затрагивает отношения между людьми, в частности, новое восприятие агрессии, давления во взаимоотношениях в процессе взаимодействия; третья составляющая имеет отношение к удаленной работе с новыми ИКТ, т.е. речь идет о цифровом этикете [6].
В соцсетях создаются группы, например, в Контакте образовалась группа «Новая этика».
Сотрудникам музеев и библиотек было предложено в ноябре 2020 года на Красноярской ярмарке книжной культуры (Фонд Михаила Прохорова) обсудить вопросы, касающиеся того, как современные социальные проблемы влияют на формирование новых этических норм в современных учреждениях культуры – музеях и библиотеках, каким образом она (новая этика) отражается на их повседневной деятельности, а возможно, что ее влияние пока малозначимо.
В Интернете можно познакомиться с уроками обучения студентов сетевому этикету, с набором правил поведения в сети, с проектом Этического кодекса сети Интернет Е. Ядрышникова, с различными рекомендациями по использованию сетевого этикета, с детализацией правил цифрового этикета.
Переход на масштабное онлайн-обучение обострило ситуацию взаимодействия людей в сети, проблему овладения ими правилами поведения в сети, т.е. нетикетом, цифровым этикетом. Отдельные вузы начинают разрабатывать правила поведения студентов в процессе дистанционного обучения.
Далее кратко раскрою фрагменты опыта обучения студентов на кафедре библиотечно-информационные ресурсы ВСГИК [7, с. 311-319] правилам поведения в сети.
В учебной дисциплине «Этика библиотечного общения» (бакалавриат) читается лекция «Деловой этикет» и проводится деловая игра «Деловой этикет в библиотеке», в процессе изучения различных видов этикета акцент делается и на сетевой этикет (нетикет), цифровой этикет, их роль в межличностной коммуникации, в профессиональных коммуникациях: сущностные характеристики, кодексы нетикета, пути овладения нетикетом и другие вопросы. В процессе деловой игры организовано обучение студентов некоторым правилам поведения в социальной сети, в частности, в электронной почте, Контакте и т.д. Ведущие деловой игры учитывают те ошибки, которые допускают студенты во взаимодействии в сети (по результатам исследования, в рамках ВКР на тему «Студент и нетикет»).
В исследовании студентки А.В. Мурдоновой отношений обучаемых в ряде вузов Бурятии к нетикету было выявлено, что большинство из них не знает о существовании этикетных форм общения в сети. С виртуальным хамством сталкивались около 60% опрошенных. Предвидя такие результаты опроса, после его проведения, А.В. Мурдонова выступала в группах с мини-лекцией о правилах поведения в сети, знакомила слушателей с проектом кодекса Ядрышникова.
Онлайн-обучение студентов – это лучший способ представить объективную картину владения ими нетикетом, которая убеждает в актуальности и значимости данной проблемы.
Магистранты знакомятся с нетикетом, с цифровым этикетом на первом курсе, изучая учебную дисциплину «Деловой этикет». В процессе педагогической практики они проводят мастер-классы по Деловому этикету для разных читательских аудиторий в детско-юношеской, вузовской, школьной и других библиотеках, а также для будущих библиотекарей-бакалавров.
Сошлюсь на два примера, приведенные магистранткой О.В. Эрдыниевой в отчете о педагогической практике, они подтверждают, что знание библиотекарями правил поведения в цифровом пространстве оптимизируют их профессиональную деятельность.
«В нашей библиотеке (филиал №13 ЦГБ им. И. К. Калашникова) два администратора-модератора, которые следят не только за информационным наполнением групп в социальных сетях, но и работают с активными участниками. Очень неприятно, когда под новостью о работе библиотеки пишут негативные комментарии. У нас это было всего один раз, когда дочь бывшей сотрудницы-пенсионера решила за нее заступиться. И писала комментарии, не касающиеся затронутой темы, а о том, что мы не уважаем сотрудников, что желаем им всего плохого и пр. В этом случае, наш модератор, во-первых, вывел общение на личный аккаунт дочери сотрудницы, т.е. написал ей лично и она отвечала уже не в группе, а в персональном сообщении. Во-вторых, грамотно ей объяснил, что реновация библиотеки уже была в процессе и ее переоформление в молодежную библиотеку потребовало ротации кадров, что ее матери было предложено другое место работы, от которого она отказалась. В итоге конфликт был исчерпан. Администраторы-модераторы всегда отслеживают комментарии. В основном, именно от этикета администраторов-модераторов зависит общее настроение группы в социальных сетях».
Второй пример. «Очень часто незнакомые люди – пользователи задают свои вопросы о графике работы, о наличии конкретных книг или о времени организации мероприятия в неурочное время. Это происходит ближе к ночи или в ваш выходной день, или когда вы на больничном. Не надо на это остро реагировать. Я, либо, пересылаю сообщение тому сотруднику, у кого продолжается рабочий день, либо, дожидаюсь утра, и без лишних эмоций даю полную информацию по интересующему вопросу».
Подобные примеры могут послужить основой для создания кейсов по профессиональной этике, в частности, нетикету, цифровому этикету. Обучение студентов в цифровом формате обязывает педагогов высшей школы самим проявлять высокий уровень компетенции общения в сети, служить примером для подражания в использовании со студентами электронной почты, соцсетей, мессенджеров и т.д.
Список источников
- 1. Езова С.А. Слагаемые библиотечной этики / С.А. Езова // Библиосфера. 2010. № 2. С. 48-50.
- 2. Лукинова О.В. Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете / О.В. Лукинова – «Эксмо». 2020. 210 с.
- 3. Мамина Р.И. Этикет и его измерения в информационном обществе / Р.И. Мамина // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. Вып. 2. 2018. С. 204-216.
- 4. Новая этика – Википедия [Электронный ресурс]. URL:https://w.ru.wikipedia.org> (дата обращения 3.01.2021).
- 5. Новая этика – технология тотальной невротизации людей [Электронный ресурс]. URL:https:vz.ru>Мнения>2020/7/151049945html (дата обращения 25.12.2020).
- 6. Новая этика в компаниях, или как не потерять миллион [Электронный ресурс]. URL:https:forbes.ru>forbeslife/409915-novaja-etika...in-kak (дата обращения 17.01.2021).
- 7. Езова С.А. Кучмурукова Е.А. Этико-коммуникативная компетенция студентов: пути формирования и развития // Библиотековедение. 2019. Т. 68. № 3. С. 311-319.
Сведения об авторе
Езова Светлана Андреевна - кандидат педагогических наук, профессор Восточно-Сибирского государственного института культуры
Рецензент
Дрешер Юлия Николаевна - доктор педагогических наук, зам.главного редактора журнала
информационная компетенция, конференции, мероприятия, информационная культура, магистратура, библиотековедение
11.02.2021, 1492 просмотра.