СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ: ИЗУЧАЕМ, АНАЛИЗИРУЕМ, ПРОЕКТИРУЕМ. МИКУЛЯНИЧ Г.В. БИБЛИКВЕСТЫ И БИБЛИОКВИЗЫ КАК МОТИВАТОРЫ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ (НА ПРИМЕРЕ БИБЛИОТЕКИ ПОСЕЛКА ГОРОДСКОГО ТИПА)
Актуальность. Вопрос о формировании читательского интереса в современное время стоит особенно остро. Актуальность обусловлена тем, что чтение играет важную роль в формировании личности и её нравственном воспитании, способствует развитию смыслового восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения ребенка. Читательский интерес является одним из факторов развития познавательной активности, а значит, имеет большое значение в формировании грамотного человека [1]. Необходимо осмыслить читательскую моду и чтение с позиции современных вызовов. Одним из таких глобальных вызовов ХХI века являются последствия пандемии.
В интернет-эпоху чтение литературы существенно трансформировалось. На смену традиционному чтению приходит чтение электронное. Так, в статье А.А. Федорова «Концепция литературного творчества Умберто Эко и воплощение модели писателя «Умберто Эко – М-автор» [2], отмечено, что сам Эко обосновал неизбежное завершение эпохи книжной культуры перед лицом компьютерной революции, так как компьютер имеет дело со знаками и образами, содержит доминирующий над текстом мультимедийный компонент. Исходя из понятий массового, искушенного и «образцового» читателя, обладающих определенными социальными, культурными и языковыми компетенциями, Эко, по мнению А.А. Федорова, признает важное место и значение литературы в духовной культуре информационно-компьютерной эпохи [2]. То есть, кризис чтения определен сменой культуры чтения, формата чтения. Однако литература останется, пусть и несколько трансформировавшись.
Проблемы чтения в нашей стране отразили в своих работах такие исследователи, как, В.Я. Аскарова, И.Г. Моргенштерн, Е.И. Целикова, Е.В. Петровская, Т.Ю. Меренкова и многие другие
Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и литературы РГГМУ. Е.И. Целикова в статье «Кризис чтения: в поисках выхода» сразу поднимает вопрос: «Существует ли альтернатива чтению»?, исходя из факта падения уровня чтения среди школьников РФ на 42 место в 2009 году [3].
И тут же приводится ряд причин этому явлению.
- 1. увеличивается временной разрыв между нашим временем и предшествующими культурными эпохами;
- 2. это приводит к увеличению объемов текстов;
- 3. все менее понятными современному школьнику становятся слова, знаки, символы прошедших эпох, а вместе с этим и произведения;
- 4. увеличивается область разъяснения и усвоения необходимых культурных кодов.
То есть, проблема в том, что в школе дети читают непонятные тексты, которые напрочь убивают в них желание читать вообще. Еще одной причиной названо телевидение, имеющее «комфортную атмосферу овладения культурой». Кажется, что единственный выход – насильственное переключение с экрана на книгу. Но автор предлагает создание профильной школы, где вопрос стратегии чтения должен решаться с позиций современной литературной теории и соответствующих указанной цели современных отечественных методических установок. Ведь, как утверждает Е.И. Целикова, «современная отечественная методика, опираясь на весь предшествующий опыт изучения литературы в школе, разработала систему диагностирования специфических литературных способностей: это поможет ученикам понять себя, свои возможности, определить приоритеты». А в обычной школе предпочтение следует отдать произведениям с неразветвленным сюжетом, проблематикой более близкой и интересной современному школьнику.
Как уверяет исследователь, такой подход сохранит «ядро» филологии - культуру прошлого, его язык и ценности, а также единственный полноценный способ понимания культуры – чтение.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы РГПУ им. А.И.Герцена Е.В. Петровская ставит вопрос несколько по-иному: кризис чтения или кризис качества чтения? [4] и исходит из подтвержденных статистикой выводов, что «новое поколение – это поколение «нечитающее». Как констатирует автор: «все мы чувствуем: что-то изменилось в характере чтения, в нашем общении с книгой», так как изменился темп жизни и характер восприятия информации. Кроме того, литература потеряла прежнюю «святость» — эпоха постмодернизма все подвергла иронии, превратила культуру в гигантских конгломерат цитат, которые «потеряли» автора и стали доступными для игры. Нынешние молодые родились и живут в иной языковой среде и объясняются на русско-английском сленге.
И далее поднимается проблема на основе мыслей К. Эко, изложенных выше: «Проблема не в том, что мало читают — читают много. Проблема, как: представляется, в качестве чтения — в том, ЧТО читают и КАК читают. Книга стала частью «потребления», человек, купивший книгу, считает, что за потраченные деньга она должна его развлечь, ему понравиться. Он не думает о том, что не только у него есть «горизонт ожидания» по отношению к книге, но и у книги (текста) есть «горизонт ожидания» по отношению к нему, читателю. В тексте заложен свой, специфический для каждого из них, «образцовый читатель», тот, которого требует данный текст, чтобы быть понятым» [4].
О.В. Лебедева рассматривает проблему феномена читательской моды, как зависимого от социально-экономических, культурных и политических условий развития общества и во многом определенного степенью развития информационных потребностей индивида и общества в целом». [5]. Читательская мода формирует информационную, библиотечную, издательскую, книготорговую политику в целом. Анализируя рейтинги продаж, автор делает вывод, что самые модные книги конца XX века в России – это книги любовного, детективного и мемуарного жанра, а не современная классика, как убеждала Е.В. Петровская.
Доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности Челябинской государственной академии культуры и искусств В. Я. Аскарова определяет читательскую моду как «динамичную стандартизованную форму поведения различных групп читателей, проявляющуюся в демонстративно избирательном отношении к произведениям печати в соответствии с культурными нормами референтных групп» [6]. Как она пишет, «энергичное освоение интернет-пространства расширило границы проявления феномена моды в сфере чтения», и утверждает, что «протекающие в читательской среде процессы взаимосвязаны с происходящими в сфере создания различных текстов по принципу сообщающихся сосудов: области создания и потребления книжножурнальной продукции взаимодействуют, почти зеркально отражая друг друга» [7].
ВЦИОМ опубликовал данные исследования про популярность чтения книг в России. Чтение книг практикует сегодня каждый второй россиянин (53%).
Это в целом больше, чем пять лет назад (45%), но несколько ниже прошлогоднего показателя (55%). Чаще всего читают книги женщины (59%), молодежь 18-24 лет (83%) и 25-34 лет (61%), а также респонденты с высшим образованием (68%) [8].
В среднем каждый из читающих прочел пять книг в течение трех последних месяцев. Больше всего книг прочитывают люди в возрасте старше 60 лет (в среднем семь книг за три месяца) и респонденты, которые практически не пользуются интернетом (девять книг соответственно) [8].
Анализ результатов отечественных исследований показывает, что читательская культура молодого поколения формируется сегодня скорее стихийно, ее состояние не соответствует требованиям современности, а управляющие воздействия, нацеленные на формирование культуры чтения школьников, не приводят к желаемым результатам: качество чтения учащихся снижается, интернет и компьютерные игры вытесняют книгу из их досуга [9].
Наряду с этим покупка книг среди россиян более распространена, чем их чтение.
88% когда-либо покупали книги, причем половина опрошенных (50%) сделали покупку не более года назад. Большинство имеющих опыт покупки смогли назвать точное количество приобретенных книг (66%). В среднем респонденты покупали по восемь книг, но чаще всего не более трех. 88% когда-либо покупали книги, причем половина опрошенных (50%) сделали покупку не более года назад. Большинство имеющих опыт покупки смогли назвать точное количество приобретенных книг (66%). В среднем респонденты покупали по восемь книг, но чаще всего не более трех. [8].
Продолжая свою мысль, далее отмечу, что в современной библиотеке радикально меняется и обслуживание. Задача библиотекаря была и есть - удовлетворение потребности в информации. Но, современный библиотекарь - должен уметь оценить психологию читателя, разобраться в его интересах, помочь в поиске информации, т.е. он должен быть чем-то вроде офис-менеджера, ориентированного на читателя, а не только на внутри библиотечные дела [10].
При этом, в соответствии с настоящей государственной политикой библиотеки являются важными гуманитарными учреждениями, «социальной функцией которых является активное участие в образовании и воспитании человека, его интеллектуальной и практической деятельности, развитии науки и искусства, их взаимообогащении, обеспечение прав личности на использование духовных ценностей, укрепление ее физического и духовного здоровья» [11].
В связи с эпидемиологической обстановкой, которая сложилась по всему миру библиотеки продолжили работу с книжным фондом, но с читателями работа перешла на дистанционный режим. Из соображений безопасности культурно-массовые мероприятия были отменены. Не только библиотеки были переведены на дистанционный режим работы. Нахождение в четырех стенах для многих, особенно общительных, пожилых, пользователей с ограниченными возможностями, стало настоящей мукой и тяжелым испытанием. И помощь библиотекарей, в поддержании коммуникаций, как и работников других сфер безусловно неоценима. В создавшихся условиях читатель хорошо понимает преимущества новых технологий и хотел бы получать информацию, не выходя из дома, сидя на работе (получать информацию о наличии книг через Интернет, продлять книги и т.д.).
Доминирующей формой обслуживания читателей становится виртуальное обслуживание, стремительно входит в жизнь и дистанционное общение. И если говорить о привлечении в библиотеку читателей, то библиотеки должны не только ориентироваться на потребности молодых «продвинутых» читателей, но и консультационно помогать познать виртуальный мир нашим пожилым читателям
Для этого существуют разные формы: приглашение к участию в библиотечных акциях, мероприятиях, обсуждение литературных явлений, книг. Продвижение чтения невозможно без диалога в интернет-пространстве.
Социальные сети, блоги, сайты, форумы, чаты, твиттеры, – это сегодняшние реалии. Блог – это не только огромная читательская аудитория, но прекрасное средство общения, отличные технические возможности для пропаганды библиотеки. Современные дети часто не представляют себя без компьютера и Интернета, в который они погружаются словно в отдельный мир и изучают его с большим энтузиазмом. Поэтому, размещая информацию о себе в интерактивном пространстве социальных сетей, детская библиотека может стать ближе к своему читателю. Библиотекари, обслуживающие молодежь, признают, что для молодых становится привычным общение в популярных социальных сетях:
⎯ «ВКонтакте», сколько читателей обращается. Насколько активны. Устойчива.аудитория..
⎯ «Мой мир»,
⎯ «Фейсбук» и др.
Библиотекари РС(Я) формируют в этих сетях специальные группы, адресованные молодежи. Здесь проводят опросы и обсуждения книг, помещают фотографии, отражающие деятельность ребят в библиотеке (тренинги, акции, выставки) и др.
Сайты библиотек становятся той интерактивной площадкой, на которой библиотекарь может впрямую взаимодействовать с любым посетителем, или человеком «с улицы», реагировать на его предложения, выслушивать замечания о качестве обслуживания, и - выделим это особо, получать экспертную оценку книг.
Назрела необходимость в использовании креативных разработок по преодолению негативных воздействий и использованию позитивных факторов для повышения читательской культуры. Поэтому целью данного исследования было рассмотреть библиоквизы и библиоквесты, как формы мотивации читательского интереса и привлечения читателей в библиотеку.
Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и исследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий [12]. Заведующая библиотечно-информационным юношеским центром им. В.Ф. Тендрякова Вологодской областной универсальной научной библиотеки Татьяна Николаевна Новых в своей статье «Инициатива – в руках молодых. Квесты, энкаунтер и посткроссинг» рассказывает о деятельности центра и работе с молодежной аудиторией. Ими была разработана областная краеведческая квест-игра «Моя Вологодчина», которая в сентябре 2019г. прошла уже в 10 раз. Квест-игра представляет собой городской уличный квест в виде увлекательного «путешествия» по страницам истории и культуры родного края. [13]. Также «Керченской Централизованная библиотечной системой» В методических рекомендациях по организации квест-игры в библиотеке. Библиотечный квест – определяется как игра для нескольких человек, как правило, основанная на одном или нескольких художественных произведениях, имеющая сценарий, маршрут и определенные правила. [14]. В статье «Библиотечно-информационные квесты: особенности и специфика» Пахоруковой Анастасии Игоревны и Потаниной Елена Анатольевны библиотечный квест определяется, как перемещение команд по определенному маршруту во главе с куратором или персонажем …, с выполнением на каждой остановке задания (или ряда заданий). Очень часто для этого книги используют как декорации, а при проведении квеста на улице нет даже и такой возможности [15].
В нескольких статьях посвященных библиотечным квестам пока нет устоявшегося определения, но суммируя их можно вычленить основные признаки библиотечного квеста. Библиотечный квест – это интеллектуальная игра по сюжету одного или нескольких литературных произведений вокруг читателя.
В Республике РС (Я) Вилюйского района, библиотеки п. Кысыл-Сыр, в которой работает автор, первые шаги данной формы мероприятия были представлены в июне 2018 года.
3 июня 2018 г в библиотеке п. Кысыл-Сыр РС (Я) прошел первый библиоквест среди любителей книг писателя Артура Конан Дойля «По следам Шерлок Холмса». Автором статьи был разработан маршрут для двух команд из 16 локаций (библиотека, почта, школа – детский сад, дом детского творчества и т.д.). Маршрут продумывается сразу для двух команд не случайно, могут сложиться обстоятельства, когда придёт играть большее количество игроков, чем рассчитывалось, и это никак не должно отразиться на самой игре. Если будет играть лишь одна команда, то интерес конкуренции, азарта, мотивации спадет. (Исключением может быть разработанный маршрут для одной команды с несколькими вариантами разворачивающихся событий. Т.е. команда во время игры постоянно делает выбор в пользу того или иного решения и сюжет игры может меняться в лучшую или худшую сторону. Но об этом возможно узнать лишь в конце игры. На данном этапе автором идет разработка такого квеста.) Далее было продумано, где будут спрятаны специальные подсказки для игры в этих локациях, к примеру в библиотеке – в одной из книг Конан Дойля. С организациями, задействованными в игре как локациях заранее было оговорено в каких комнатах команды могут искать подсказку. К примеру, на заправке ЯТЭК из соображений безопасности, были задействованы операторы организации, которые курировали и контролировали действия игроков. Надо отметить, работники организаций, к которым мы обратились за помощью в проведении игры (это и операторы почты, и сотрудники организации ЯТЭКа, и продавцы в магазинах и тех. работники школы и дома детского творчества) были задействованы в небольших театрализациях, т.е. они разыграли небольшие сценки, якобы являются помощниками Шерлока. Реквизиты, используемые в библиоквесте также пришлось продумать заранее и подключив свою фантазию и энтузиазм изготовить самим. Это были и специальные письменные конверты с английскими марками, кейс в виде книги с самодельным кодовым замком и многое другое. В данной игре участвовали две команды по 7 человек. Прохождение квеста начали от здания библиотеки (на площадке перед библиотекой мы собрались с игроками), далее организатор раздал командам по заданию на карточках. Карточка содержала обращение Шерлока Холмса к игрокам в помощи поиска кейса украденного Мориарти, а также сотовый телефон Шерлока, на который команды должны отправлять ответы разгаданных заданий, и получать дальнейшие предписания. Обращение Шерлока Холмса: «Я отправил вам зашифрованное письмо. Пароль: улица, на которой я живу». Далее команды поняли, что за письмом нужно идти только на почту. На данном этапе обе команды отправились в один пункт, где каждая из них получили по конверту с разными подсказками от оператора почты, на произнесенный ими пароль «Бейкер Стрит», а вот далее маршрут команд уже разошёлся. Первая команда отправилась на заправку организации ЯТЭК, а вторая – в школу. Дальше каждая команда проходит все 16 локаций, но по своему маршруту, т.е. в разной последовательности. Важно заранее продумать маршруты команд, чтобы они не совпадали и не было путаницы. Мероприятие контролировалось библиотекарем на всех этапах прохождения с помощью сотовой связи. Каждый раз, когда игроки разгадывали слово, или подсказку, они отправляли свой ответ оператору. Если ответ правильный оператор отправлял сообщение о дальнейшем маршруте игроков. До конца маршрута ни одна команда не догадывалась, кто из них идет впереди, так как заранее весь маршрут команды не знали, это содействовало их азарту.
После прохождения всех этапов команды собрались в библиотеке, где нашли спрятанный кейс по текстовой подсказке, далее обсудили ошибки команд и были подведены итоги. Перед участием в игре и после ее прохождения, книг автора Конан Дойля в библиотеке не осталось, что свидетельствует о пробуждении интереса читателей к книге через игру.
В отличие от библиоквеста библиоквиз преследует целевую установку на образовательный процесс. При проведении квизов в библиотеке поселка Кысыл-Сыр Республики РС(Я) мы преследовали уже несколько иные цели, а именно вызвать интерес у молодого поколения читателей к изучению истории и современной жизни родного края через книги, хранящиеся в нашей библиотеке.
Квиз - [англ. quiz - предварительный экзамен, проверочный опрос] - 1) радио- или телевизионная игра в вопросы-ответы на разные темы с призами для победителей; 2) литературная, музыкальная или какая-либо другая викторина [16].
Насовсем согласна с этим определением. Поскольку считаю, что квиз - необычная викторина. Его отличие от стандартных викторин состоит в следующем: 1) количество игроков - неограниченно. Команд может быть и 60, но в самих командах могут быть количественные различия (за одним столом может играть семья, за другим команда коллег, за третьим – один человек), 2) отсутствуют возрастные ограничения между игроками, 3) все задания выполняются в строго регламентированное время – от 60сек.(и самые сложные) - до 2 минут); 4) во время игры командам запрещено выкрикивать ответы, все свои мысли команды пишут на листочках и отдают ведущему 5) все квизы обязательно прерываются на 40-минутный перерыв, в течение которого команды могут общаться между собой и обсуждать игру, в это время все результаты команд выставлены на обозрение. 6) Для повышения мотивации и азарта игроков последнее задание проводится между капитанами команд, которые на листе бумаги пишут во сколько они оценивают свой правильный ответ, «своего рода» делая ставку от 1 балла до бесконечности, числа «ставок» игроков не должны повторяться. Ведущий задаёт вопрос, после которого определяется победитель. При правильном ответе побеждает игрок, который сделал большую ставку. Проигрыш «подстегивает» команды готовиться лучше к следующей игре. Также необходимо продумать преимущества или призы для команды-победителя. Это может быть книга или сувениры, связанные с темой квиза, либо какие-то преимущества на работу в стенах библиотеки (допустимо, например разрешить пользоваться книгой не 10 дней, а 15 и т.д.) Т.е. библиотечный квиз – это интеллектуальное соревнование, между командами читателей, по материалам нескольких книг, произведений, жанров.
Первый квиз – игра «Моя Республика Якутия» в библиотеке поселка Кысыл-Сыр РС(Я) был проведен 28 апреля 2018[1] и был посвящен Дню Республики. В игре приняли участие две команды 10-11 классов. Игра состояла из трех раундов (I раунд «Это надо знать», II раунд «вопросы в картинках», III раунд «Чистый интеллект»). Команды работали с книгами, фотографиями известных исторических деятелей Республики, а также разгадывали ребусы и отвечали на различные вопросы. За правильные ответы начислялись баллы.
В условиях пандемии квиз перешел в новый для него формат «онлайн». Большей популярностью пользуются именно викторины, проходящие на базе платформы Zoom. В этом формате было проведено несколько онлайн квизов. К сожалению, высокоскоростной интернет и дополнительное оборудование к нему пока еще доступно не всем жителям п. Кысыл-Сыр РС(Я). Однако процесс его появления у значительной части населения улучшил сферу коммуникации во время пандемии.
11 июня 2020 года состоялся онлайн – квиз «Россия – Родина моя!», посвященный Дню России. Игра была проведена для участников театрального коллектива «Маска» ЦНТ «Вдохновение». Мероприятие началось с показа электронной презентации об истории возникновения праздника, далее участники, соревнуясь друг с другом прошли 5 раундов игры после чего был объявлен победитель, набравший максимальное количество баллов. По аналогу этого квиза, была проведена онлайн-викторина, посвященная национальному празднику «Ысыах». Игроки играли уже командами (за одним компьютером находилось 4 человека). Команды работали с книгами, фотографиями известных исторических деятелей республики РС(Я), а также разгадывали ребусы и отвечали на различные вопросы, показывали свои творческие способности, танцевали, читали стихи. Преимуществом таких онлайн-викторин стала возможность поддержать социальный контакт, визуальное общение друг с другом здесь и сейчас. В конце игры все участники делились своими яркими впечатлениями и эмоциями. Неудобства мероприятия были вызваны тем, что игру приходилось прерывать три раза, так как на базе этой платформы только первые 30-40 минут идут бесплатно, затем приложение идет по платной тарификации. Допускается проведение библиотечных квизов не только как соревнования, посвященные юбилейным датам и праздникам, можно договориться с постоянными командами читателей о проведении квизов раз в две недели, например по пятницам после тяжелого рабочего дня, на постоянной основе.
Проведение библиоквизов и библиоквестов стимулирует у пользователей библиотеки читательский интерес.
В условиях глобализации современного мира практически все категории общества предпочитают активные формы проведения досуга. Поэтому, появившиеся не так давно на нашей территории библиоквесты и библиоквизы становятся все более популярными.
Список источников
- 1. Володина, Т. В. Проблема формирования читательского интереса младших школьников в учебно-воспитательном процессе / Т. В. Володина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64460/ (дата обращения: 05.09.2020).
- 2. Федоров Л.Л. Концепция литературного творчества Умберто Эко и воплощение модели писателя «Умберто Эко - М-автор» // Российский гуманитарный журнал. – 2016. – №6. – С. 543-553.
- 3. Целикова Е.И. Кризис чтения: в поисках выхода // Слово. Словесность. Словесник: сб. статей. – Рязань: Концепция, 2016. – С. 301-304. (15)
- 4. Петровская Е.В. Кризис чтения или кризис качества чтения? // Вестник Герценовского университета. – 2007. – №10(48). С. 51-54.
- 5. Лебедева О.В. Феномен читательской моды: постановка проблемы // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. – 2001. – №3-3(23). – С. 127
- 6. Аскарова В.Я. О понятии “Читательская мода”// психология чтения и проблемы типологии читателей / сборник научных трудов – Ленинград, 1984. – С. 29-38
- 7. Аскарова В.Я. Развитие взглядов на моду в чтении: от эстетико-педагогического подхода к междисциплинарному // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2012. – №2(30). – С. 74-82
- 8. Книголюб-2019 // ВЦИОМ. - Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9841 - (Дата обращения 01.07.2020);
- 9. Батырева М.В., Попова А.И. Проблемы формирования читательской культуры современных школьников / Социально-правовые и правовые исследования /Вестник Тюменского государственного университета - Т4. № 3. – С. 71-85
- 10. Касьянова Т. И., Мударисова А. А. НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ БИБЛИОТЕЧНЫХ ПРОФЕССИЙ // Вопросы управления. 2019. №5 (60).
- 11. О государственной политике развития библиотечного дела: Решение коллегии министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 28 марта 2005 № 4 [электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/901956743/ (дата обращения 01.09. 2020)
- 12. Квест // Википедия - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82 – (Дата обращения – 23.01.2020.
- 13. Новых, Т.Н. Инициатива – в руках молодых. Квесты, энкаунтер и посткроссинг / Т.Н. Новых // Библиотечное дело. - 2019. - №4. — С. 31-33.
- 14. Библиоквест: секреты успеха: методические рекомендации по организации квест-игры в библиотеке /МБУК «Керченская Централизованная библиотечная система», сост. С.Д.Глазко. – Керчь, 2019.
- 15. Пахорукова А.И., Потанина Е.А. Библиотечно-информационные квесты: особенности и специфика Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/39358/%D0%9A%D0%92%D0%98%D0%97
Примечание
[1] Соц.сети.. Архив. Фотографий.
сведения об авторе
Микулянич Галина Васильевна - заведующий библиотекой - филиалом №22 поселка Кысыл Сыр Вилюйского района Республики Саха (Якутия), магистрант кафедры библиотечно-информационной деятельности и гуманитарных дисциплин Арктического гос.института культуры и искусства
Рецензент
Шлыкова Ольга Владимировна - доктор культурологии, член редакционной коллегии
чтение, мероприятия, продвижение чтения
11.02.2021, 107352 просмотра.