В СМЕЖНЫХ НАУКАХ. МАЦУКЕВИЧ О.Ю., ВОДОСТОЕВА В.А.ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕАТРА-СТУДИИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

 В Основах законодательства Российской Федерации о культуре [7] культура наделена основополагающей ролью «в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов….». Поэтому решая социальные проблемы, включая проблему профилактики аддиктивного поведения и наркозависимости в подростковой среде, значимым является социально-культурный аспект.

 В современном обществе социально-культурная деятельность рассматривается шире, чем культурно-просветительская. Она основана на субъект-субъектной модели, за счет чего эффективность профилактических мероприятий аддиктивного поведения среди подростков повышается. Именно театральная деятельность является основным средством социально-культурной деятельности, так как позволяет реализовывать креативные проекты, несет в себе интересные формы проведения профилактической работы, использует электронные и инновационные технологии, что привлекает внимание подростков и увлекает их.

  В современных условиях средством профилактики социальных рисков является дополнительное образование как информационно насыщенное социально-культурное пространство конструирования идентичности. Сегодня в учреждениях культуры, дополнительного образования, некоммерческих общественных организациях обеспечиваются возможности для раскрытия и эффективного развития способностей, создаются условия для формирования творческой, социально-зрелой и активной личности [5, с. 11].

  Театральное искусство, наделенное синтетическим характером, является уникальным средством художественно-эстетического воспитания молодого поколения. Благодаря этому, театр играет существенную роль в общей системе воспитания подростков.

 Подготовка театральных постановок, непосредственное участие в них становится актом коллективного творчества для подростков, которые выполняют роли актеров, музыкантов, вокалистов, осветителей, организаторов и педагогов [6, с. 22].

  Крупнейший отечественный педагог С.Т. Шацкий рассматривал детские постановка как «важное средство сплочения детского коллектива, нравственного перевоспитания “детей улицы”, их приобщения к ценностям культуры» [9, с. 387].

  По мнению С.Т. Шацкого в образовательном процессе театральная деятельность должна быть представлена следующими направлениями:

  •  - профессиональное искусство со своими общекультурными ценностями позволяет решать проблемы формирования и развития зрительской культуры школьников;
  •   - детский любительский театр решает проблему художественно-педагогического развития детей;
  • театр как учебный предмет позволяет развить социальную компетентность учеников [9, с. 388].

 Театр, решая проблему профилактики аддиктивного поведения подростков, предлагает «им неформальное, откровенное и серьезное общение по злободневным социальным и моральным проблемам, создавая тем самым защитную социально-здоровую культурную среду» [2, с. 31].

  В последнее время очень популярна студийная деятельность. Работа театра-студии максимально приближена к подростковой среде. Именно средства студийно-театральной педагогики позволяют организовать «некую креативную среду, в которой вырабатывается творческий метод выявления, развития и становления индивидуальности на основе ее уникальной природы [аналог педагогики «свободного развития», «свободного воспитания» или пайдейи]» [8, с. 137].

  Как направление профилактики аддиктивного поведения у подростков «студийность» включает разнообразные творческие методы и приемы, которые начали формироваться еще в начале XX столетия как «выход за рамки конкретно-предметной, специализированной деятельности» [8, с. 137].

  «Студийность» задает вектор творческого мышления от наглядно-конкретного [видимого или зрелищного] к умопостигаемому [невидимому, идеально-эйдетическому], т.е. метатеоретическому и метафизическому – «дух студийности» [8, с. 137].

  Методы организации театра-студии существенно отличаются от организации театра, включенного в систему театрально сценической педагогики, основной целью которой является обучение актёрскому мастерству.

   В качестве основных принципов работы театра-студии можно указать следующие:

  •  - единство этического и эстетического;
  •  - единство ритма организации;
  •  - возвышенность духовного;
  •  - гармонизация и гармоничность;
  •  - реальность духовной жизни;
  •  - совместное деятельностное сотрудничество;
  •  - индивидуально-творческое развитие;
  •  - природосообразность;
  •  - наличие межиндивидуальных связей;
  •  - вариативность формообразований;
  •  - художественно-творческая автономность;
  •  - поиск новых методов и форм работы;
  •  - постоянно совершенствование деятельности;
  •  - создание креативной среды;
  •  - использование инноваций и инновационного подхода;
  •  - комплексность организации деятельности;
  •  - систематичность, последовательность, целенаправленность и непрерывность саморазвития;
  •  - формирование студийных традиций в непосредственном сочетании с внедрением творчески-инновационных технологий [9, с. 390].

  В этих принципах заключены художественные особенности развития индивидуально-творческого потенциала личности. Это и является основой реализации просветительской деятельности театра-студии как направления профилактики аддиктивного поведения у подростков.

 В качестве основных задач театра-студии в рамках профилактики аддиктивного поведения в подростковой среде можно обозначить следующие:

  •  - развитие чувства прекрасного;
  •  - формирование высоких этических вкусов;
  •  - умение понимать и ценить жизнь;
  •  - помощь в становлении самосознания подростка;
  •  - решение воспитательных задач в эмоциональной и межличностной сферах.

 

  Решение данных задач способствует изменению целостной структуры личности подростка. В итоге у него формируются умения чувствовать, воспринимать, ценить прекрасное и создавать художественные, эстетические и духовные ценности. Студия-театр актуализирует те проблемы, которые присущи подростковому возрасту, а использование инновационных технологий максимально вовлекает его в театральную постановку.

  Эстетическое воспитание и развитие через театр связано с непосредственным воздействием самого художественного произведения, его идейно-художественной ценности на формирование эстетического впечатления и культуры видения у подростка.

 Благодаря использованию просветительской деятельности театра-студии, разнообразных элементов театральности возможно достигнуть высокой эффективности в реализации профилактических мероприятий аддиктивного поведения у подростков. В их личности происходят позитивные изменения: меняется мировоззрение, появляется стремление к самосовершенствованию, формируется эмоционально-образное отношение подростков к действительности, происходит их духовный рост и существенно повышается уровень их общей культуры. Именно театр-студия позволяет подросткам переоценить свои ценности. Поэтому театр-студия оказывает положительные влияние на профилактику аддиктивного поведения в подростковой среде.

  В заключении можно отметить, что профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде до сих пор остается актуальной, а сфера культуры через популяризацию творчества и развития социально значимых способностей человека является важнейшим инструментом в борьбе с социально значимыми проблемами XXI века. Театр-студия располагает большими возможностями в осуществлении социально-культурного воспитания подростков, нацеленного на формирование художественного вкуса, нравственных ценностей личности, основных коммуникативных навыков, способов работы в коллективе, навыков самовоспитания, организованности и ответственного поведения.

Список источников

  1. 1. Акунина, Ю.А. Технологический потенциал социально-культурной деятельности в профилактике деструктивных стратегий поведения // Ценностно-смысловое содержание социально-культурной деятельности в современной России: монография. – М.: МГУКИ, 2018. – С. 185-194.
  2. 2. Васильева, Р.М. Социально-культурная деятельность как фактор профилактики девиантного поведения подростков: монография. – Чебоксары: БОУ ВПО «ЧГИКИ» Минкультуры Чувашии, 2015. – 113 с.
  3. 3. Вахтангов, Е.Б. Сборник / Сост., ред., авт. коммент. Л.Д. Вендровская, Г.П. Каптерева. – М.: Всероссийское театральное общество, 1984. – 583 с.
  4. 4. Гребенкин, А. Театральная педагогика вчера и сегодня. М.,2013. [Электронный ресурс]. URL:  http://theater111.ru/science03.php?print=pdf
  5. 5. Мацукевич, О.Ю. Теоретико-методологические основы социально-культурной ресоциализации личности дезадаптантов : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.05 / Мацукевич Ольга Юрьевна. – Москва, 2014. – 405 с.
  6. 6. Нагорнова, А.Ю., Андруник, А.П., Клейберг, Ю.А. Проблема отклоняющегося поведения в современном образовании: коллективная монография. – Ульяновск: Зебра, 2018. – 180 с.
  7. 7. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 №3612-1) (ред. от 01.04.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
  8. 8. Титов, А.Ю. Студийно-театральные принципы организации развития уникальной природы человека в системе общечеловеческих ценностей: антропологический подход // Сборник материалов I Всероссийской конференции школьной театральной педагогики памяти Л.А. Сулержицкого. Научные и научно-методические материалы, воспоминания. – М.:, 2013. – С. 137-144.
  9. 9. Шацкий, С.Т. Бодрая жизнь. // Педагогич. сочинения. В 4 т. – Т. 1. – М, 1962. – С 386-390.
  10. 10. Шекова, Е.Л. Управление учреждениями культуры в современных условиях: учеб. пособие. – СПб.: Лань :Планета музыки, 2014. – 416 с.

 

Сведения об авторах

Мацукевич Ольга Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор, кафедры социально- культурной деятельности ФГБОУ «Московский государственный институт культуры»

E-mail:

Водостоева Виктория Александровна, магистрантка кафедры социально-культурной деятельности ФГБОУ «Московский государственный институт культуры»

E-mail:

Рецензент

Сладкова Ольга Борисовна - доктор культурологии, член редакционной коллегии

К оглавлению выпуска

конференции, проекты

11.02.2021, 28 просмотров.