В СМЕЖНЫХ НАУКАХ. АЛЕКСЕЕВА А.А. МЕТОДИКА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В СПОРТИВНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Процесс творческого развития детей и подростков при помощи хореографии и его изучение привлекает внимание как специалистов-практиков, так и исследователей различных областей гуманитарного знания (Л.В. Березкина [3], В.Н. Нилов [6], А.И. Тишунина [8] и др.), что является доказательством актуальности обращения к данной теме.

Творческое развитие детей в хореографических объединениях дополнительного образования зависит от многих факторов, но одним из наилучших способов является реализация всех требуемых социально-культурных условий. Наличие программы обучения, программы внеклассных занятий, план учебно-воспитательной работы, план мероприятий и др. являются ключевыми пунктами методического обеспечения в том или ином клубном заведении. Для того, чтобы задействовать условия развития ребенка наиболее эффективно, необходимо детально проработать методику творческого развития детей, которая в результате приведет к становлению личности ученика как полноценного члена общества с развитыми креативными способностями.

А.М. Нурудинова и И.М. Раджабов указывают на то, что педагогу важно научить ученика творчески мыслить, сформировать навык самостоятельной работы, развить умение творчески оценивать информацию [7, С. 141]. Возникает необходимость разработки такой методики, которая позволит не только соответствовать плану, но и способствовать эффективному и максимально возможному развитию детей в творческой среде. Предлагаемая нами методика, способствующая творческому развитию детей в спортивно-хореографических объединениях дополнительного образования была выявлена путем решения определенных задач, а именно исследованием литературных источников по данной теме,  выявлением основных концепций творческого развития детей, что подробно описано в нашей предыдущей статье «Социально-культурные условия творческого развития детей в хореографических объединениях дополнительного образования» [1].

При разработке методики творческого развития детей в спортивно-хореографических объединениях дополнительного образования нами учитывались несколько факторов. Была разработана анкета, в которую включены возможные варианты улучшения социально-культурных условий творческого развития детей, которые предлагается задействовать в реализуемой нами методике. В нее вошли такие пункты, как ведение «Дневника танцора», серия лекций о танцевальных стилях, танцорах, выдающихся балетмейстерах, знаковых постановках,  серия мастер-классов, просмотр видео, документальных и художественных кинофильмов, организация проектной деятельности, а также создание творческой мастерской.

Эксперимент проводился в хореографическом ансамбле «Формула танца» с 10.01.2020 по 23.03.2020. В экспериментальную группу вошло 20 человек специализации эстрадные танцы (из которых 16 девочек, 4 мальчика, возрастом от 10 до 13 лет). В контрольной группе находился 21 человек специализации эстрадные танцы и черлидинг (смешанная группа, из которых 17 девочек, 4 мальчика в возрасте от 9 до 12 лет). В ходе эксперимента экспериментальной группе предстояло участвовать в дополнительных активностях помимо плановых занятий согласно разработанной методике, контрольная группа лишь посещала плановые занятия. Всего было проведены 32 встречи, из которых состоялось 32 плановых занятия, как и у контрольной группы, однако у экспериментальной группы некоторые занятия длились дольше.

Таким образом, в экспериментальной группе ученикам было предложено вести дневник танцора – состоящий из 25 страниц дневник с размещенной в нем игрой, которую ребенок должен преодолеть помощью посещений и заполнения страниц, выполнения домашних заданий. В конце занятий педагог назначал оценку ученику, ставя в соответствующее поле определенную печать.

Далее, в ходе эксперимента данные ученики посетили четыре двадцатиминутные лекции на темы «Стили танца», «Величайшие танцовщики и балетные труппы мира», «Величайшие хореографы и балетмейстеры мира», «Знаковые балеты и танцевальные постановки мира». Помимо лекций, учениками были посещены четыре мастер-класса, а именно: «Актерское мастерство», «Стретчинг», «Цирковое искусство»; «Сценическое движение».

Для формирования у экспериментальной группы устойчивого вкуса, для активизации желания поиска собственного чувства стиля, умения находить вдохновение в окружающем мире, были показаны отрывки известных фильмов («Ла-ла-лэнд», «Бурлеск», «Танцовщик» и др.) и выступлений и постановок (М. Бежара, Дж. Баланчина, П. Бауш, М. Плисецкой, Д. Вишневой, Р. Нуреева, М. Барышникова, С. Полунина).

Организация проектной деятельности, эффективность которой описана в статьях Е.М. Белякова [2], В.Ю. Гребенниковой [4], является комплексной методикой, поэтому оказывает большое влияние на умение выражать личностные особенности в работе, что особенно необходимо специалистов, деятельность которых связана с креативностью. В рамках разработанной модели творческого развития детей в спортивно-хореографических объединениях дополнительного образования проектная деятельность стала одним из блоков целого комплекса занятий. Что примечательно, темы проектов также были выбраны учащимися, что еще более повышает их заинтересованность.

В рамках исследования экспериментальной группе также было предложено принять участие в творческой мастерской как заключительной части эксперимента, в ходе чего участникам было необходимо создать сольную и групповую постановки, оценить своих товарищей и затем создать отчетное видео.

Чтобы оценить эффективность примененной комплексной методики, были проведены три теста по методике Торренса, особенности которой в своей статье описала И.В. Куриленко [5].  Результатами тестирования становится оценка способностей по таким критериям как беглость (творческая продуктивность), оригинальность (наличие разнообразных идей, показатель уникальности и развитости творческого мышления), разработанность (оценивает умение дорабатывать идею, уделять внимание деталям), сопротивление замыканию (иллюстрирует способность к долгому творческому процессу, в результате которого производится высококачественный продукт), абстрактность названий (оценка навыков выделения основной проблемы). Для удобства результаты, полученные при оценке данные категорий были обобщены до трех: высокий, средний, низкий.

          №

Уровень

Экспериментальная

Контрольная

1.

Высокий

8

8

2.

Средний

9

10

3.

Низкий

3

3

Таблица 1. Общие результаты тестирования по методике Э.П.Торренса

 До проведения эксперимента высокий уровень в обеих группах показали лишь 38% от общего числа опрошенных. В контрольной группе основной процент – 48% показали средний уровень, в то время как в экспериментальной группе такой процент показали 45%. Это свидетельствует о том, что методика, применяемая в плановых занятиях позволяет ученикам добиться стабильного среднего уровня развития творческих способностей. Низкий уровень показали всего 6 учеников из 41, что составило 15%, из которых в экспериментальной 7,5% в контрольной группе (до эксперимента).

В результате диагностики мы выявили, что в экспериментальной группе на контрольном этапе исследования произошли качественные положительные изменения: 15 детей (75%) имеют высокий уровень творческого мышления, у 4 детей (20%) уровень творческого мышления – средний, у 1 ребенка (5%) определен низкий уровень, что подтверждает эффективность проведенной развивающей работы по развитию творческого мышления.

 

Таблица 2. Общие результаты исследования творческого мышления детей по «Методике изучения творческого мышления» П. Торренса на контрольном этапе эксперимента

 

Таким образом, по данным, приведённым в таблице, видно, что в экспериментальной группе на контрольном этапе исследования произошли качественные положительные изменения: 15 детей (75%) имеют высокий уровень творческого мышления, у 4 детей (20%) уровень творческого мышления – средний, у 1 ребенка (5%) определен низкий уровень, что подтверждает эффективность проведенной развивающей работы по развитию творческого мышления.

Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что развитие творческого мышления совершается только в процессе комплексного обучения и воспитания. Для контроля эффективности программы обучения необходимо осуществлять регулярный мониторинг, который позволит повысить эффективность организации всего учебно-воспитательного процесса и обеспечивать определение уровня удовлетворения художественно-эстетических и интеллектуальных потребностей учащихся, а также проверку развития знаний, навыков и умений, приобретенных в ходе занятий.

Проведенное анкетирование по возможным вариантам улучшения социально-культурных условий творческого развития детей, в котором приняло участие 50 педагогов спортивных и хореографических объединений дополнительного образования в возрасте от 24 до 62 лет, показало, что большинство выступает за внедрение мастер-классов (42%), также популярными предложениями оказались ведение дневника танцора (27%) и создание творческой мастерской (20%). Таким образом, в дальнейшем в комплексную методику нами решено включить именно эти три позиции.

Процесс развития творческих способностей с применением данной методики предполагает поэтапную организацию: организационный этап (планирование работы), подготовительный (организация мастер-классов, лекций, подготовка материалов, приглашение специалистов, профессионалов сферы), этап реализации (проведение мероприятий, предполагаемых согласно методике), итоговый (оценка проектной деятельности как результата проведенной работы и оценка всех проведенных мероприятий в целом). Следование данным пунктам также положительно скажется на результатах применяемой методики.

Таким образом, мы пришли к заключению, что использование данной методики творческого развития – процесс, способствующий развитию творческих способностей детей с их максимальной вовлеченностью и заинтересованностью, что может послужить импульсом для создания самостоятельных творческих композиций. Данные эксперимента показали состоятельность подхода, подтвердили продуктивность, поэтому применение проверенной нами методики позволяет не только повысить уровень творческих способностей, но также и способствует успешному освоению как практических, так и теоретических знаний, что положительно влияет на духовное обогащение. 

 

Список источников

  1. 1. Беляева А.А. Социально-культурные условия творческого развития детей в хореографических объединениях дополнительного образования // Современная индустрия досуга: векторы модернизации. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 14 марта 2020 г.) – Москва, 2020. – С. 206 – 211.
  2. 2. Беляков Е.М., Воскресенская Н.М. Проектная деятельность в образовании // Проблемы современного образования. 2011. №3. – С. 62 – 67.
  3. 3. Березкина Л.В. Развитие творческих способностей детей художественными средствами современной хореографии // Молодой ученый. 2013. №8. – С. 373 – 378.
  4. 4. Гребенникова О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник Новгородского государственного университета им.Ярослава Мудрого. 2015. №88. – С. 30 – 32.
  5. 5. Куриленко И.В. Диагностика креативности в современном образовании // Теория и практика общественного развития. 2014. №15. – С. 67 – 69.
  6. 6. Нилов В.Н. Хореографическое искусство в формировании социально-культурного пространства по месту жительства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. №1 (51). – С. 129 – 137
  7. 7. Нурудинова А.М., Раджабов И.М. Эффективные условия для развития творческих способностей у школьников // Мир науки, культуры и образования. 2016. №4 (59). – С. 142 – 144.
  8. 8. Тишунина А.И. Возможности хореографии в развитии творческих способностей детей // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018. №37. – С. 76 – 80.

 

Сведения об авторе

Алексеева Анастасия Александровна, магистрант кафедры социально-культурной деятельности, Московский государственный институт культуры

Рецензент

Сладкова Ольга Борисовна - доктор культурологии, член редакционной коллегии 

К оглавлению выпуска

конференции

11.02.2021, 35 просмотров.